Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства - одна из ключевых задач Ростовской области.
Содействие малому и среднему бизнесу является также одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области за 2011 год, в Ростовской области действует 55 316 малых (в том числе микропредприятий) и средних предприятий и зарегистрировано 156 011 индивидуальных предпринимателей (в том числе в форме крестьянских (фермерских) хозяйств). Таким образом, в Ростовской области действует 211 327 субъектов МСП, что в пересчете на 10 тыс. населения составляет 495,2 субъекта (в 2010 году - 484,2 субъекта).
В 2011 году Ростовская область занимала пятое место в России и первое в Южном федеральном округе по количеству малых предприятий (без учета микропредприятий). По численности работников списочного состава Ростовская область находилась на шестом месте в России и втором в Южном федеральном округе, по обороту - на седьмом месте в России и на втором в Южном федеральном округе, по суммарному объему освоенных инвестиций в основной капитал малыми предприятиями - на четвертом месте в России и втором в Южном федеральном округе.
Численность работающих на малых и средних предприятиях в 2011 году составила 233,0 тыс. человек (без учета микропредприятий) или 98,9 процента к 2010 году. Данная ситуация является результатом повышения с начала 2011 года тарифов страховых взносов, заменивших единый социальный налог. Для подавляющей части предпринимательского сообщества повышение налоговой нагрузки произошло более чем в 2 раза.
Удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области за 2011 год составил 28,4 процента, за 2010 год - 27,7 процента.
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на малых (без учета микропредприятий) и средних предприятиях в 2011 году увеличился на 110,7 процента к 2010 году.
Суммарный оборот малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий по итогам 2011 года составил 687,7 млрд. рублей против 539,4 млрд. рублей в 2010 году (темп роста составил 127,5 процента методом прямого счета).
Доля продукции, произведенной малыми (с учетом микропредприятий) и средними предприятиями, в общем объеме ВРП по итогам 2011 года составила 17 процентов против 15,7 процента в 2010 году.
В 2011 году в инвестиционной деятельности предприятий наблюдалось небольшое снижение к уровню предшествующего года - 20,3 млрд. рублей (в 2010 году - 20,5 млрд. рублей). Малыми предприятиями (без учета микропредприятий) в 2011 году освоено 11,6 млрд. рублей инвестиций или 7,5 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Рост объемов инвестиций, освоенных в 2011 году, составил почти 42 процента в сравнении с 2010 годом, что связано с улучшением ситуации в многоэтажном жилищном строительстве. Средними предприятиями в 2011 году освоено 5,5 млрд. рублей инвестиций или 3,6 процента от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области. Темпы роста инвестиций в основной капитал в фактических ценах к соответствующему периоду 2010 года по средним предприятиям сложились значительно ниже (69,0 процента). Отрицательная динамика отмечается в большинстве видов экономической деятельности. Как позитивный момент, следует отметить значительное оживление в IV квартале 2011 г. инвестиционной деятельности строительных организаций.
В 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проведено федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года.
Данные обследования позволили идентифицировать предприятия, действительно участвующие в развитии экономики области. В результате по предварительным данным переписи наблюдается расхождение в количестве предприятий. Так, до подведения итогов переписи по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области на территории области действовало 51 073 малых и средних предприятий, результаты обследования скорректировали эту цифру до 37 724 предприятий. С учетом индивидуальных предпринимателей, ранее не учтенных в статистических данных, в области зарегистрировано 144 036 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что снижение количества предприятий не повлекло падения значений качественных показателей, характеризующих их деятельность, такое снижение связано с отсеиванием организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, находящихся в стадии банкротства, остановивших деятельность ввиду смерти владельца, и фактически не участвовавших в экономике области.
Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области. В настоящий момент реализуется пятая программа.
С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки, в области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят:
12 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
22 муниципальных агентства поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
18 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
7 бизнес-инкубаторов;
2 технопарка;
3 инновационно-технологических центра.
Также в области осуществляют деятельность региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр.
С целью обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства бесплатными консультационными услугами в 2009 году стартовал пилотный проект по консультированию, которым было охвачено 34 территории области. С 2010 года данный проект реализуется во всех 55 муниципальных образованиях области. За весь период реализации проекта с 2009 года оказано более 120 тыс. консультационных услуг 35 тыс. предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело.
В Ростовской области предусмотрено преимущественное право на участие в приватизации арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества. Предельное значение площади установлено на уровне 2 500 кв. м, срок рассрочки оплаты арендуемого имущества установлен до 5 лет (по данным мониторинга средний срок рассрочки по области составляет 4,8 лет). За период ре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.