Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров развития системы защиты прав потребителей города Шахты, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание условий в городе Шахты для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке города.
Разработка Программы осуществлялась на основании мониторингов, социологических исследований по вопросам защиты прав потребителей, сведений по обращениям потребителей на телефон "горячей линии".
В Программе определены цели и задачи, проблемные вопросы защиты прав потребителей в городе Шахты и пути их решения.
Сложившаяся ситуация на потребительском рынке города во многом отражает проблемы, вызванные преодолением последствий экономического кризиса, и, как следствие, обуславливает необходимость программно-целевого подхода к решению вопросов защиты прав потребителей.
Спад производства, безработица, увеличение стоимости кредитных ресурсов и сокращение потребительского кредитования в период финансового кризиса отразились на характере проблем, с которыми в повседневной жизни сталкиваются потребители, и переориентации потребительского спроса в более дешевый сегмент, где существует риск приобретения товаров, работ, услуг ненадлежащего качества. Несмотря на нормализацию ситуации в экономике города и страны в целом в 2011 году, данная тенденция пока сохраняется.
В то же время для поддержки предприятий-производителей в 2010 году в законодательство были внесены изменения, дающие право предпринимателям не сертифицировать свою продукцию, а декларировать соответствие качества. На практике существуют опасения, что такая либеральная мера может привести к наводнению рынка некачественной продукцией в городе.
Кроме того, в связи с отменой применения контрольно-кассовой техники при расчетах с клиентами для плательщиков единого налога на вмененный доход потребители не всегда, даже по требованию, могут получать документы, подтверждающие факт совершения покупки (услуги), что, в свою очередь, затрудняет защиту прав потребителя в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Одной из проблемных отраслей, которая наиболее болезненно затрагивает права и законные интересы граждан, является жилищно-коммунальное хозяйство. В практике работы управляющих организаций многоквартирными домами отмечаются нарушения, в том числе связанные с изменением порядка расчета размера оплаты за коммунальные услуги, установленного законодательством. Кроме того, не достигнуто единообразие в вопросе установления структуры и состава платежного документа, предъявляемого гражданам к оплате.
Административный порядок защиты нарушенных прав потребителей зачастую показывает себя как малоэффективный. Судебный порядок защиты сложен, длителен и доступен не всем потребителям.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
За время действия городской программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2008 - 2010 гг. (Постановление Мэра города Шахты - Главы Администрации от 31.03.2008 г. N 65 "Об утверждении городской программы "Защита прав потребителей") количество обращений постепенно снизилось, что свидетельствует, о повышении грамотности населения в вопросах защиты своих прав.
Анализ обращений граждан позволил выявить проблемные сферы потребительского рынка: розничная торговля сложной бытовой техникой, сотовыми телефонами, промышленными товарами, выполнение строительных работ по установке металлических дверей, м/п окон, по изготовлению мебели.
В течение реализации Программы осуществлялись следующие мероприятия:
- информационно-просветительская работа среди населения (регулярное информирование населения через СМИ, открытие постоянной рубрики "Компас потребителя" в газете "Шахтинские известия", информирующей о правах потребителей, информирование потребителей через предоставление услуги пользования программой "Консультант плюс");
- деятельность по защите прав и законных интересов потребителей (оказание консультативной и правовой помощи потребителям для досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, организация телефона "горячей линии", осуществление мониторинга обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей) и др.
Одновременно с этим необходимо отметить, что в программе имели место следующие мероприятия:
- проведение комплексных проверок предприятий, реализующих товары детского назначения,
- проведение проверок предприятий БОН, общественного питания, мебельных цехов на предмет соблюдения ими действующего законодательства,
- проверки предприятий сотовой связи на предмет соблюдения ими действующего законодательства в отношении предоставления услуг и др., факт наличия которых противоречит Федеральному закону от 28.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В настоящее время мероприятия по обеспечению и защите прав и интересов граждан-потребителей осуществляются в соответствии с Областной долгосрочной целевой программой "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2011 - 2013 годы.
Работа по реализации программных мероприятий должна стать составляющим механизмом достижения основной цели - создание в городе Шахты условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
В Администрации города Шахты в целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон "горячей линии".
На сайте Администрации города Шахты регулярно размещается информация, направленная на защиту прав потребителей.
В отделе поддержки предпринимательской деятельности и потребительского рынка определены специалисты, на которых возложены обязанности по рассмотрению вопросов защиты прав потребителей. Работа по консультированию ведется по мере обращения потребителей.
Анализ показывает, что деятельность Администрации города Шахты по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере в период действия Программы 2008 - 2010 годы. Расширился спектр вопросов, с которыми жители города обращаются в службы по защите прав потребителей, за счет рассмотрения жалоб на некачественное оказание жилищно-коммунальных, платных медицинских, образовательных, транспортных, туристских, финансовых и других услуг.
Важным элементом в укреплении системы защиты прав потребителей является работа городской Межведомственной комиссии по защите прав потребителей, утвержденная постановлением Администрации города Шахты N 1136 от 12.03.2012 г. На рассмотрение комиссии ежеквартально выносятся наиболее острые и актуальные вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, принимаются согласованные решения по механизмам взаимодействия для недопущения и предупреждения подобных нарушений.
Другим стратегическим направлением реализации настоящей Программы является работа по стимулированию повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке города.
За прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов в количестве 7. В программы дополнительного образования молодежи были внедрены лекционные курсы по изучению основ защиты прав потребителей. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации.
При этом, несмотря на повышение уровня правосознания и изменения правового поведения потребителей, более трети граждан (согласно проведенным социологическим исследованиям) не пытаются защитить свои нарушенные права потребителей, что, в свою очередь, толкает недобросовестных предпринимателей на повторные нарушения.
Именно поэтому приоритетными остаются вопросы обеспечения равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей (сайт www.zppdon.ru); предоставление бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений, включая население с низким уровнем дохода.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная муниципальная долгосрочная целевая программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на местном уровне с учетом местных условий.
Опираясь на наработанный потенциал по итогам реализации городской программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2008 - 2010 гг.", настоящая Программа позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод. Реализация программы способствует достижению стратегических целей "Программы социально-экономического развития г. Шахты на 2011 - 2016 годы", а именно формирование комфортной, безопасной среды обитания и улучшение условий проживания.
Реализация мероприятий Программы усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, и в конечном итоге повысит качество жизни жителей города Шахты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.