Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Оценка эффективности реализации Программы
Отчет о реализации Программы за 2012 год приведен в приложении N 1 к отчету.
Оценка вклада Программы в социально-экономическое развитие Ростовской области производится по следующим направлениям:
оценка достижения запланированных результатов;
оценка бюджетной эффективности.
Оценка достижения запланированных результатов
Программа носит социальный характер, основным критерием ее эффективности является обеспечение населения Ростовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Информация об оценке эффективности реализации Программы за 2012 финансовый год приведена в приложении N 2 к отчету.
В 2012 году на реализацию мероприятий Программы привлечены средства федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства в сумме 2 352 283,6 тыс. рублей, из них освоено 928 981,3 тыс. рублей.
Объем привлеченных на реализацию мероприятий Программы внебюджетных средств в 2012 году составляет 2 711 224,3 тыс. рублей, в том числе по мероприятиям Программы:
строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 2 274 638,4 тыс. рублей;
капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 436 585,9 тыс. рублей.
Объем средств местных бюджетов, в том числе доноров, привлеченных в 2012 году на реализацию мероприятий Программы, направленных на софинансирование приоритетных расходных обязательств муниципальных образований, составил 560 377,4 тыс. рублей, в том числе на:
строительство и реконструкцию муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 517 953,0 тыс. рублей, из них освоено 477 235,4 тыс. рублей;
разработку проектно-сметной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 10 280,9 тыс. рублей, освоено 10 560,4 тыс. рублей;
капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 32 143,5 тыс. рублей, из них освоено 31 961,3 тыс. рублей.
Результативность реализации мероприятий Программы, направленных на энергосбережение и энергоэффективность
В результате выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту областных и муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства построено и реконструировано 186 580,54 п.м сетей, в том числе: водоснабжения - 165 922,5 п.м, канализации - 20 658,04 п.м, построено 14 скважин. Завершена разработка проектно-сметной документации по 15 объектам, в том числе: по 13-ти объектам получено положительное заключение экспертизы. Капитально отремонтировано - 82 887,4 п.м сетей, в том числе: водоснабжения - 80 337,4 п.м, канализации - 2 550,0 п.м.
За счет внебюджетных средств выполнены работы по строительству 9 079,5 п.м сетей водоснабжения и 779,3 п.м сетей канализации, реконструировано 2 883,7 п.м сетей водоснабжения и 1 180,4 п.м сетей канализации, капитальному ремонту подверглись 74 156,0 п.м сетей водоснабжения и 6 907,1 п.м сетей канализации.
Данные работы выполнялись с применением энергоэффективных и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, имеющих повышенный срок службы.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Программой в части финансирования мероприятия по строительству и реконструкции муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, не соответствует объему ассигнований областного бюджета на сумму 26 704,2 тыс. рублей. Средства областного бюджета сокращены на указанную сумму с целью выделения бюджету г. Гуково дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, предусмотренной Областным законом от 19.12.2012 N 1006-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Причины неисполнения запланированных показателей
Из 21 показателя Программы фактически достигнуты 12, из которых по трем значение перевыполнено. По двум показателям (1.9 и 1.11) выявлено завышение значений в базовом 2010 году, в 2011 году и отчетном 2012 году, которые требуют корректировки с 2013 года.
По семи показателям плановое значение не достигнуто.
Основными причинами неисполнения или превышения прогнозируемых значений показателей Программы являются:
незначительный срок ее реализации, что не позволило точнее спрогнозировать значения показателей Программы;
отсутствие нормативной базы для оценки влияния вложенных средств, предусмотренных Программой, на изменения значений показателей;
косвенное влияние мероприятий Программы на значение шести медицинских показателей (1.12 - 1.17).
Причины неисполнения показателей:
1. По показателям 1.3, 1.4 - недостаточность выделения бюджетных и внебюджетных средств на реконструкцию и капитальный ремонт существующих сетей водоснабжения. При этом отмечается положительная динамика в сравнении с 2011 годом.
2. По показателю 1.5 - недостаточность выделения бюджетных и внебюджетных средств на реконструкцию и капитальный ремонт существующих сетей канализации. При этом отмечается положительная динамика в сравнении с 2011 годом.
3. По показателям 1.7, 1.8 - недостаточность выделения бюджетных и внебюджетных средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт существующих очистных сооружений канализации, в том числе на выполнение запланированных работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Ростове-на-Дону в связи с отставанием от графика производства работ подрядной организацией. При этом отмечается положительная динамика по показателю 1.7 в сравнении с 2011 годом.
4. По показателю 1.10 - недостаточность выделенных бюджетных средств на реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоснабжения, недостаточность выделенных внебюджетных средств в рамках реализации производственных программ в связи с низкой доходностью (убыточностью) организаций коммунального комплекса, обусловленной наличием нерегулируемых цен на электрическую энергию, невыполнением плана реализации услуг водоснабжения в связи с установкой приборов учета и ограничением роста тарифов. Вместе с тем наблюдается положительная динамика значения данного показателя в 2012 году (справочно: 2011 год - 85,0 процента, 2012 год - 85,3 процента).
5. По показателю 1.12, по данным министерства здравоохранения Ростовской области, в 2011 году произошло значительное превышение значения данного показателя, - на 1,0 тыс. человек относительно 2010 года (2010 год - 17,5 тыс. человек, 2011 год - 18,5 тыс. человек). В 2012 году наблюдается его снижение на 0,6 тыс. человек относительно 2011 года и показатель составляет 17,9 тыс. человек.
Произведенные расходы на мероприятия Программы соответствуют установленным расходным полномочиям государственных заказчиков, предусмотренным пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и подпунктом 29 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 29 пункта 2 статьи 26.3"
В 2012 году по итогам реализации Программы сложилась экономия бюджетных ассигнований в размере 1 115 416,8 тыс. рублей, в том числе 72 082,4 тыс. рублей - в результате проведенных конкурсных процедур.
Соотношение степени достижения целей Программы с периодом времени, затраченным на их достижение
При определении эффективности реализуемых на региональном уровне мер по результатам реализации Программы используются следующие показатели.
Задача 1 - повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
1.1. Удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 0,9 процента и составил 39,3 процента, планируемое значение показателя 2012 года достигнуто с превышением на 0,9 процента.
1.2. Удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снижен в сравнении с 2011 годом на 0,5 процента и составил 3,7 процента, планируемое значение показателя 2012 года достигнуто с превышением на 2,1 процента.
1.3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, снижена по сравнению с 2011 годом на 1,4 процента и составила 49,8 процента при плановом значении 48,5 процента; планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.4. Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданном в сеть, в 2012 году снижена по сравнению с 2011 годом на 0,82 процента и составила 41,48 процента; планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.5. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в 2012 году снижена по сравнению с 2011 годом на 0,2 процента и составила 48,0 процента при плановом значении 44,5 процента; планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.6. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2012 году составило 130 единиц на 1000 км сетей, планируемое значение показателя достигнуто.
1.7. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в 2012 году снижен по сравнению с 2011 годом на 0,5 процента и составил 92,4 процента, при плановом значении 93,0 процента, планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.8. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 1,2 процента и составила 20,4 процента, при плановом значении 20,6 процента, планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.9. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 0,2 процента и составила 69,1 процента, выявлено завышение значений показателя в базовом 2010 году, в 2011 и отчетном 2012 годах, которые требуют корректировки с 2013 года.
1.10. Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения области в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 0,3 процента и составила 85,3 процента при плановом значении 85,5 процента, планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.11. Доля населения, обеспеченного централизованными услугами водоотведения, в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 0,7 процента и составила 50,8 процента, выявлено завышение значений показателя в базовом 2010 году, в 2011 и отчетном 2012 годах, которые требуют корректировки с 2013 года.
1.12. Количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 600 человек и составил# 17,9 тыс. человек при плановом значении 17,0 тыс. человек; планируемое значение показателя 2012 года не достигнуто.
1.13. Количество зарегистрированных больных вирусным гепатитом А в 2012 году составил# 120 человек при плановом значении 185 человек; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто с превышением на 65 человек.
1.14. Количество зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения в 2012 году составило 130 тыс. человек; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
1.15. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями в 2012 году 15,0 тыс. человек; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
1.16. Зарегистрировано больных мочекаменной болезнью в 2012 году 5,5 тыс. человек; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
1.17. Зарегистрировано больных анемией в 2012 году 8,5 тыс. человек; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
Задача 2 - создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений:
2.1. Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 100 тыс. человек), составила 0,0 процента, планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
2.2. Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 100 тыс. человек), составила 0,0 процента, планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
2.3. Доля инвестиций в основной капитал, использованный в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2012 году составила 11 процентов; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
2.4. Доля заемных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, использованный в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в 2012 году составила 13 процентов; планируемое значение показателя 2012 года достигнуто.
Государственные задания подведомственным учреждениям в отчетном году не устанавливались.
Предложения государственных заказчиков Программы по достижению наилучших результатов с использованием наименьших затрат
В настоящее время в целях реформирования коммунального комплекса в качестве возможных подходов к решению существующих проблем предлагаются два основных.
Первый подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в коммунальный сектор. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ. Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития коммунального сектора на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций коммунального комплекса, потребляемых населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация региональных программ в коммунальном секторе, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников.
Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Предлагаемые в рамках второго подхода механизмы взаимодействия различных уровней власти, организаций коммунального комплекса и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в коммунальный сектор путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения концессионных соглашений, экологического и других областей законодательства Российской Федерации. Вместе с тем необходимо осуществлять поддержку реализации региональных программ в коммунальном секторе.
В целях создания условий для повышения эффективности деятельности органов власти по обеспечению государственных (муниципальных) услуг, повышения эффективности расходования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на приобретение оборудования, и достижения целевых показателей Программы и долгосрочных целей социально-экономического развития Ростовской области предлагается:
осуществлять приобретение основных материалов (оборудования) для выполнения строительно-монтажных работ за счет средств местного бюджета с софинансированием расходов из областного бюджета, или за счет средств организации, оказывающей коммунальные услуги, с последующим возмещением затрат из бюджетных средств;
осуществлять выполнение строительно-монтажных работ за счет средств, предусмотренных в производственных и инвестиционных программах организаций, оказывающих коммунальные услуги.
При необходимости оказывать финансовую помощь из областного бюджета муниципальным образованиям на условиях софинансирования на приобретение специализированной коммунальной техники для выполнения строительно-монтажных работ.
Практика финансирования мероприятий по предлагаемой схеме в Ростовской области имеется.
Финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры по предлагаемому порядку осуществляется многими муниципальными образованиями Ростовской области за счет средств местных бюджетов.
В 2013 году за счет средств областного бюджета планируется приобретение насосов и насосного оборудования для нужд государственного учреждения Ростовской области "Управление эксплуатации групповых водопроводов" с выполнением строительно-монтажных работ за счет средств, предусмотренных в производственной программе предприятия.
Также в 2013 году планируется приобретение 86 водонапорных башен на сумму более 28,8 млн. рублей с выполнением строительно-монтажных работ за счет средств, предусмотренных в производственной программе эксплуатирующих организаций.
Проверки целевого использования бюджетных средств на реализацию Программы в отчетном году не проводились.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.