Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Переход страны к использованию инновационной модели развития является безальтернативным сценарием для создания конкурентоспособной и динамично развивающейся отечественной экономики.
В Ростовской области реализуются мероприятия, направленные на развитие инновационных процессов, поддержку инновационных предприятий, оказание содействия для продвижения на мировой и внутренний рынки инновационной и высокотехнологичной продукции.
Для достижения этих целей Областным законом от 22.10.2004 N 180-ЗС "О целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы" была утверждена первая Областная инновационная программа.
В 2006 году в целях развития инновационных процессов региона были приняты областные законы от 28.11.2006 N 591-ЗС "Об инновационной деятельности в Ростовской области", от 28.11.2006 N 592 "Об областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007 - 2008 годы".
Реализация указанных областных целевых программ способствовала созданию и развитию элементов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности в Ростовской области, совершенствованию инновационного законодательства, поддержке научно-технических предприятий, укреплению имиджа Ростовской области как инновационно активного региона Российской Федерации.
Несмотря на кризисные явления в экономике страны удалось сохранить положительную динамику показателей инновационного развития Ростовской области, в том числе за счет оказания государственной поддержки реализации мероприятий по развитию инновационной деятельности.
Так, с 2006 года в области наблюдается рост объема отгруженной инновационной продукции: в 2006 году этот показатель составил 6,5 млрд. рублей, в 2007 году - 8,0 млрд. рублей; в 2008 году - 14,6 млрд. рублей; в 2009 году - 16,6 млрд. рублей; в 2010 году - 17,3 млрд. рублей. Доля инновационной продукции в ВРП составила: в 2006 году - 2,3 процента, в 2007 году - 2,5 процента, в 2008 году - 2,9 процента; в 2009 году - 3,1 процента, в 2010 году - 3,3 процента, положительная тенденция сохраниться в целом и по итогам 2011 года.
С точки зрения межрегиональных сопоставлений необходимо учитывать соотношение внутренних затрат на исследования и разработки и валового регионального продукта. По итогам 2010 года это соотношение по Ростовской области составило 1,1 процента, что несколько ниже среднероссийского показателя (1,5 процента).
Объем государственной поддержки мероприятий инновационной деятельности за период 2006 - 2010 годов составил 49 577,2 тыс. рублей.
Несмотря на положительные тенденции и меры поддержки из областного бюджета, на начало 2010 года в Ростовской области всего 7,8 процента от общего количества обследованных крупных и средних предприятий являются инновационно активными, доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий области оценивается лишь в 5,5 процента, что совершенно недостаточно для преодоления технологического отставания и решения приоритетных в настоящее время вопросов развития региональной экономики.
Следует отметить, что уровень инновационной активности организаций Ростовской области составил 8,0 процента, что ниже, чем в целом по России (9,3 процента), а также в сравнении с промышленно развитыми регионами Южного федерального округа, Астраханской и Волгоградской областями (9,9 процента и 8,4 процента соответственно).
Общую картину инновационных процессов в области определяют промышленные организации, их доля в 2010 году составила 83 процента от общего числа организаций, осуществлявших технологические инновации.
Инфраструктура инновационной системы региона по состоянию на 1 января 2011 г. года включает следующие элементы:
12 инновационно ориентированных региональных вузов;
3 технопарка (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, г. Новочеркасск);
9 бизнес-инкубаторов;
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Ростовский региональный центр инновационного развития";
некоммерческое партнерство "Ростовский центр трансфера технологии";
некоммерческое партнерство "Центр энергосбережения и инновационных технологий";
научно-производственный центр космических и оптикоэлектронных технологий "Вертикаль" на базе ОАО "КВАНТ";
Инновационно-технологический лазерный центр в г. Таганрог.
В условиях посткризисных явлений в Российской экономике формирование инновационной системы Ростовской области, отвечающей новым реалиям и перспективам устойчивого развития, потребует решения следующих проблемных вопросов:
отсутствие стабильного спроса со стороны реального сектора экономики на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности;
отсутствие в регионе ряда ключевых организаций инновационной инфраструктуры (высокотехнологичных бизнес-инкубаторов, отраслевых технопарков, национальных научно-производственных центров, посевного и венчурного фондов, центров прототипирования и промышленного дизайна);
слабость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями;
отсутствие координации элементов региональной инновационной системы, что препятствует интеграции финансовых, интеллектуальных и организационных ресурсов;
низкий уровень информационной доступности инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта наукоемкой продукции, об объектах вложения венчурного капитала;
недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства и его участия в кооперации с крупным бизнесом;
низкий уровень эффективности стимулирования инновационной деятельности и государственной поддержки научно-технических разработок;
слабая подготовка руководителей инновационно ориентированных предприятий по вопросам эффективного использования современных инструментов инновационного менеджмента и методов продвижения наукоемкой продукции на отечественном и внешнем рынках.
Существующие разрывы в инновационном цикле при переходе от фундаментальных к прикладным исследованиям, неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к низкой инновационной активности хозяйствующих субъектов области.
Значительное число научно-исследовательских организаций не обладает необходимыми научными компетенциями в силу длительного отсутствия заказов, стабильного финансирования и распада творческих коллективов.
Сегодня современные тенденции мировой экономики обуславливают необходимость активного включения Российской Федерации и регионов в международное разделение труда в качестве высокотехнологичных партнеров и поставщиков наукоемкой инновационной продукции, что вызывает необходимость значительного повышения эффективности деятельности представителей науки, бизнеса и органов исполнительной власти.
Значимость и актуальность проблемы перевода экономики области на инновационную модель развития требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, - с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона.
Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика способна обеспечить развитие приоритетных направлений, которые могут способствовать решению главной задачи - повышение конкурентоспособности региональной экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизация взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.
В силу многогранности проблем, требующих решения для развития региональных инновационных процессов, возникает необходимость координации действий областных органов исполнительной власти, предпринимательского и научного сообщества, общественных организаций, субъектов инновационной инфраструктуры и других участников инновационного рынка, что обуславливает целесообразность их решения на основе программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.