Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 31.07.2013 N 472
Комплекс
первоочередных мер на 2013 - 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области
Демографическая политика Ростовской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.
Комплекс первоочередных мер на 2013 - 2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с:
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, в том числе:
Концепцией демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.12.2009 N 672 "Об утверждении Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года";
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года".
1. Демографическая ситуация в Ростовской области
В демографической сфере Ростовской области происходят процессы, характерные для большинства регионов России. Основная проблема демографического развития таких территорий - естественная убыль населения. Она обусловлена высокой смертностью населения, ухудшением здоровья жителей и недостаточным уровнем рождаемости, который не восполняет людские потери от смертей.
Ретроспективный анализ основных демографических тенденций показывает, что в Ростовской области даже в послевоенные годы отмечался естественный прирост населения: рождаемость практически в 2 раза превышала смертность. Так, в 1950 году родилось 56 827 детей, умерло 21 380 человек. На протяжении последующих 30 лет число рождений постепенно увеличивалось и в 1983 году составило более 70 тыс. рождений, или 16,8 промилле.
Начиная с конца восьмидесятых годов, снижение уровня рождаемости в Ростовской области происходило высокими темпами: с 1988 года отмечалось ежегодное сокращение числа рождений почти на 5 тыс. человек. Это в дальнейшем привело к коренному изменению демографических процессов: прогрессивная возрастно-половая структура населения сменилась на регрессивную, когда число лиц старших возрастов стало преобладать над количеством детей и подростков. В результате сформировались отрицательные тенденции по снижению не только численности населения, но и количества семей в будущем.
Это связано с рядом факторов, характерных и для России в целом, в их числе:
отток сельского населения в города, который привел к распространению малодетности;
социально-экономический кризис, пережитый страной. На его фоне произошло снижение уровня жизни большей части населения и, как следствие, откладывание рождений детей приобрело массовый характер;
замедление темпов формирования семьи посредством откладывания браков или отказ от брака и пересмотр установок потребности в детях в сторону понижения.
Данная ситуация с учетом роста смертности населения привела к естественной убыли населения.
Негативную роль играет и то обстоятельство, что в течение ряда лет в Ростовской области нарастающими темпами уменьшается общая численность женщин репродуктивного возраста. Если за 2008 год их количество уменьшилось на 12,8 тыс. человек, то за 2011 год - уже на 22,0 тыс. человек.
Это обусловлено тем, что из детородного возраста выбывает многочисленная когорта женщин, рожденных в шестидесятых годах, и вступает малочисленное поколение девяностых годов.
Неблагоприятное влияние на демографическое развитие Ростовской области также оказывает численное преимущество женщин над мужчинами (по состоянию на 1 января 2012 г. - почти в 1,2 раза). Одной из причин данной ситуации является высокая смертность мужчин, в том числе в трудоспособном возрасте.
За 2011 год в трудоспособном возрасте умерло 11 380 мужчин, что составляет 79,3 процента от общего числа умерших мужчин данной возрастной категории. За I полугодие 2012 г. - 5 032 мужчины (79,2 процента).
Анализ возрастно-полового состава населения Ростовской области показывает, что с 2005 года снижается общее количество жителей в трудоспособном возрасте. К 2012 году сокращение составило 30,6 тыс. человек.
При этом, по имеющимся данным Ростовстата, за 2011 год численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 13,8 тыс. человек и составила 1 045,4 тыс. человек (или 24,5 процента от общей численности населения). По состоянию на 1 января 2012 г. число лиц данной возрастной категории на 396,1 тыс. человек превышает количество детей и подростков.
Наряду с этим, в результате проведения активной демографической политики и принимаемых мер по улучшению ситуации, наблюдаются положительные тенденции.
К началу 2013 г. численность населения, постоянно проживающего на территории Ростовской области, составляет 4 254,6 тыс. человек (по оценке Росстата). За 2012 год число жителей уменьшилось всего на 0,1 процента или на 6,0 тыс. человек, тогда как за 2011 год - на 14,6 тыс. человек.
Данная ситуация обусловлена ростом рождаемости на 7,3 процента - впервые за последние годы. Причем, число родившихся увеличилось в большинстве территорий области: почти во всех городских округах (за исключением городов Донецк и Новошахтинск) и 34 муниципальных районах.
За 2012 год в Ростовской области родилось 49 935 человек, что на 3 416 детей больше, чем в предыдущем году.
Число умерших снизилось в 37 муниципальных образованиях, за счет чего их количество в целом по области сократилось на 2,0 процента по сравнению с 2011 годом и составило 59 598 человек.
На протяжении многих лет в Ростовской области, как и в целом по России, основными причинами смерти населения остаются болезни системы кровообращения (за 2012 год - 62,4 процента от общего числа умерших), новообразования (14,3 процента), а также несчастные случаи, отравления и травмы (6,6 процента). Однако за 2012 год отмечается снижение данных показателей (на 2,5 процента, 3,9 процента и 4,1 процента, соответственно).
В результате роста рождаемости и сокращения смертности населения естественная убыль уменьшилась на 32,5 процента (2012 год - 9,7 тыс. человек, 2011 год - 14,3 тыс. человек). Увеличилось количество городов и районов с естественным приростом населения: на начало 2012 г. их было 7, на начало 2013 года - уже 11 (города - Батайск, Волгодонск, районы - Аксайский, Багаевский, Веселовский, Волгодонской, Заветинский, Зимовниковский, Мартыновский, Мясниковский и Ремонтненский).
Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. За 2012 год миграционный прирост составил 3 633 человека.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ростовской области за 2012 год составил 71,0 года, что больше, чем в целом по России на 1,3 года (69,7 года).
Вместе с тем в демографической сфере Ростовской области существуют следующие проблемы.
Численность населения продолжает убывать за счет сохранения естественной убыли, которая сформировалась под влиянием демографического кризиса. В начале девяностых годов в Ростовской области резко сократилась рождаемость и нарушились процессы воспроизводства населения. Как следствие - из года в год увеличивается численность граждан старше трудоспособного возраста и их доля в общей численности населения. В результате процессы старения населения происходят нарастающими темпами.
Коэффициенты основных демографических показателей на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню.
Так, по итогам 2012 года в Ростовской области:
уровень рождаемости существенно ниже (по области - 11,7 промилле, по России - 13,3);
уровень смертности выше (по области - 14,0 промилле, по России - 13,3);
коэффициент естественной убыли населения выше (по области - 2,3 промилле, по России - 0,02).
Наблюдается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения. Из года в год увеличивается число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке.
Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей в семьях. Растут число и доля однодетных и бездетных семей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка, их 68,3 процента от общего количества семей с детьми. Условия жизни значительной части семей не позволяют, по их мнению, иметь больше одного, тем более, двух детей. Более того, все большее количество семей вообще отказывается от рождения ребенка.
Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке.
Гендерная асимметрия в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1 000 мужчин в области к началу 2012 года приходилось 1158 женщин, в том числе в городской местности - 1185, а в сельской - 1103.
В структуре общей численности населения Ростовской области женщины составляют 53,7 процента, а мужчины - 46,3 процента.
Это оказывает значительное неблагоприятное влияние на процесс формирования брачных пар и, как итог, - на процесс воспроизводства населения.
Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности населения. Несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация Ростовской области требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению. Перечень первоочередных мер на 2013 - 2015 годы приведен в приложении.
2. Цель, задачи и основные направления реализации Комплекса мер
Основной стратегической целью Комплекса мер является стабилизация численности населения Ростовской области и формирование объективных предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на народосбережение и рост численности населения в перспективе.
Среди приоритетных задач следует выделить:
повышение рождаемости и укрепление института семьи;
снижение смертности и рост продолжительности жизни.
Цель и задачи Комплекса мер определяют межведомственный подход при их решении. Интегрирование демографической политики со всем блоком социальных и экономических программ призвано обеспечить в конечном счете развитие Ростовской области, создание наиболее благоприятных условий жизни семей и населения в целом.
Достижение цели демографической политики предполагает необходимость развития экономики области в целом, повышения уровня жизни населения (повышение реальных доходов населения, сокращение масштабов бедности и социально-экономического неравенства, создание условий для формирования среднего класса, улучшение здоровья населения, увеличение трудоспособного периода жизни), развития рынка жилья и рынка труда, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), улучшения состояния окружающей среды, обеспечения духовно-нравственного воспитания населения, укрепления семейных ценностей.
Сложившаяся ситуация требует концентрации усилий всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории Ростовской области.
Для решения задачи увеличения рождаемости требуется обеспечить:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, расширение рынка образовательных услуг для детей и увеличение размеров строительства доступного жилья для семей с детьми;
улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организацию бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;
создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, воспитывающих детей, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рождении ребенка или создании семьи, оказание им социально-психологической поддержки;
сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья населения за счет внедрения новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний, расширения медико-генетического консультирования супружеских пар, совершенствования системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям, создания системы психологической поддержки беременных женщин;
удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций;
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь, для молодых семей с детьми;
реализацию мер по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, по стимулированию и поддержке семейного, молодежного предпринимательства и различных форм самозанятости;
создание системы семейных социально-психологических консультаций молодым семьям и лицам, вступающим в брак, а также отцам для повышения их воспитательной роли в отношении своих детей.
Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется обеспечить:
развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, повышении статуса мужчины в роли отца, стимулировании участия и повышении ответственности отцов в воспитании детей, оставшихся после развода проживать с матерью;
профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение качества консультирования и других услуг в области планирования семьи, развитие и создание программ по формированию осознанного материнства посредством образовательно-оздоровительных технологий;
популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на двух-, трехдетную семью;
формирование семейно ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации;
оказание психолого-профилактической, консультативной и психотерапевтической помощи семьям мигрантов, детям и подросткам из семей мигрантов (в том числе по освоению русского языка);
внедрение новых форм социального обслуживания семей с детьми на базе действующих учреждений социального обслуживания семьи и детей;
развитие института приемных семей, обеспечивающих достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формирующих у них семейный образ жизни;
развитие доступных форм семейного устройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, усиление работы специалистов по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей;
развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
использование средств массовой информации, социальной рекламы по пропаганде семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье, престижа семьи с несколькими детьми.
Для решения задачи снижения смертности населения требуется обеспечить сокращение числа летальных исходов:
от болезней системы кровообращения - за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий;
от травм в дорожно-транспортных происшествиях - за счет улучшения работы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - за счет улучшения охраны труда, внедрения механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда;
от самоубийств - за счет повышения эффективности профилактической работы с группами риска;
от онкологических заболеваний - за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
от других наиболее распространенных причин смерти - за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов;
за счет предотвращения преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев, катастроф, сокращения смертности от аварий на транспорте всех видов.
Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, системы школьного питания, медико-санитарных условий;
своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;
организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;
создание материальной базы для развития молодежного туризма.
Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется обеспечить:
улучшение экологических условий, в том числе за счет организации удаления, обезвреживания и размещения отходов, благоустройства и озеленения населенных пунктов, увеличения мощности очистных сооружений и повышения качества их работы, оснащения производства современным оборудованием и системами очистки производственных отходов;
создание условий для эффективной реализации национальных проектов на территории региона;
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;
разработку и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, адаптированных к определенным группам населения с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни;
разработку и реализацию программ укрепления здоровья средствами физической культуры с использованием научно-практических исследований, повышение качества и эффективности учебно-тренировочной работы в спортивных школах и образовательных учреждениях всех типов;
строительство и реконструкцию спортивных и оздоровительных учреждений массового посещения (бассейны, стадионы), повышение их доступности за счет регулирования цен для групп населения с низкими доходами, предоставления льготных и бесплатных услуг, в первую очередь, молодежи, детям и подросткам;
создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
безбарьерную среду обитания для лиц с ограниченными возможностями (условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - объектах социального и производственного назначения, средствах транспорта, связи и информатизации), а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм;
доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений;
содействие здоровому питанию путем контроля за радиоактивным, химическим и биологическим загрязнением пищи, борьбу с фальсифицированными продуктами питания, развитие торговли здоровыми продуктами питания и экономическую доступность к качественным продуктам питания для социально уязвимых групп населения;
совершенствование работы по предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем, и других заболеваний, представляющих социальную опасность;
развитие системы мероприятий по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями;
развитие института врачей общей практики, организацию работы выездных поликлинических бригад, особенно в сельской местности;
осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической, социальной помощи населению, в том числе с целью снятия стрессов;
реальную возможность выбора гражданам врача высокой квалификации;
совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста, разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров;
повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения.
Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется обеспечить:
совершенствование порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых Ростовской области по возрастным и профессионально-квалификационным критериям;
нормализацию миграционного притока и привлечение мигрантов, при одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от нелегальной миграции, путем пресечения незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства;
совершенствование системы учета сведений о потребностях рынка труда в иностранной рабочей силе, создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации;
разработку мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности Ростовской области;
формирование рациональной структуры расселения мигрантов на территории области, создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения;
введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов;
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ростовскую область, а также стимулирование возвращения эмигрантов, ранее выехавших за границу (в первую очередь, квалифицированной рабочей силы из стран СНГ), в том числе выпускников российских вузов, исходя из потребностей экономики Ростовской области в трудовых ресурсах;
стимулирование миграции в область лиц в репродуктивном возрасте, привлечение молодежи, проживающей за рубежом (прежде всего, из стран СНГ), для обучения и прохождения стажировок в области с предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
создание системы информирования о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями на территории Ростовской области, прежде всего, жителей регионов, исторически, культурно, экономически связанных с Ростовской областью;
создание условий для интеграции иммигрантов в общество, развитие системы социальной работы с различными категориями мигрантов для повышения их адаптации, разрешения конфликтных ситуаций.
3. Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер
Реализация Комплекса мер будет осуществляться в соответствии Планом мероприятий по реализации Концепций демографической политики Российской Федерации и Ростовской области на период до 2025 года, направленным на преодоление проблем демографической сферы, а также с планами и комплексами мер, реализуемыми в Ростовской области в целях выполнения правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Ростовской области.
В период 2013 - 2015 годов будут реализованы меры, направленные на: снижение смертности населения, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии; сокращение уровня аварийности на дорогах и травматизма при дорожно-транспортных происшествиях; повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; расширение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Будет продолжена работа по развитию системы мер стимулирования рождаемости, которая будет способствовать переходу от доминирующей модели однодетной семьи к традициям многодетности.
В результате реализации мероприятий к 2016 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения и стабилизировать численность населения.
В таблице N 1 представлены индикаторы эффективности выполнения Комплекса мер в 2013 - 2015 годах.
Таблица N 1
Индикаторы эффективности выполнения Комплекса мер
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
4 251,4 |
4 245,8 |
4 240,0 |
2. |
Коэффициент естественного прироста |
человек на 1000 населения |
- 2,1 |
- 1,9 |
- 1,9 |
3. |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1000 населения |
11,8 |
11,9 |
11,9 |
4. |
Смертность населения: |
|
|
|
|
|
общая смертность |
человек на 1000 населения |
14,1 |
14,0 |
13,8 |
|
младенческая |
человек на 1000 новорожденных |
8,8 |
8,1 |
8,0 |
|
материнская |
число умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми |
15,7 |
15,5 |
15,3 |
|
смертность от онкологических заболеваний |
случаев на 100 тыс. населения |
198,2 |
197,2 |
197,0 |
|
смертность от болезней кровообращения |
случаев на 100 тыс. населения |
777,0 |
762,1 |
753,4 |
5. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
71,6 |
71,8 |
72,3 |
6. |
Удельный вес детей, рожденных вторыми и последующими |
в процентах от общего числа родившихся детей |
50 |
53 |
55 |
7. |
Суммарный коэффициент рождаемости |
сумма возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных для возрастных групп женщин в интервале от 15 до 49 лет |
1,440 |
1,465 |
1,493 |
4. Механизмы реализации Комплекса мер
Координатором реализации Комплекса мер является министерство труда и социального развития Ростовской области.
На областном уровне механизм реализации Комплекса мер предполагает:
объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений в целях организации работы по улучшению демографической ситуации на уровне области и территорий;
разработку государственных программ Ростовской области, мероприятия которых содействуют улучшению основных демографических показателей;
заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения через сохранение и создание рабочих мест, улучшение условий и охраны труда;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики и здорового образа жизни через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и так далее);
проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения Ростовской области.
Органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реализацию Комплекса мер с учетом проблем и особенностей демографического развития территорий, таких как рождаемость, смертность, в том числе младенческая, возрастно-половая структура, миграционная подвижность населения, через планы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, районные (городские) целевые программы, соглашения с профсоюзами и работодателями, активизацию работы по формированию здорового образа жизни учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д.
В организациях реализация Комплекса мер предполагает использование механизма социального партнерства через заключение соглашений и коллективных договоров, предусматривающих:
улучшение условий и охраны труда работников;
создание благоприятных режимов труда для работающих женщин, имеющих малолетних детей;
материальную поддержку семей работников.
Важнейшим элементом механизма реализации Комплекса мер является воспитание потребности населения в сохранении своего здоровья и заботы о здоровье будущих поколений путем пропаганды здорового образа жизни и ориентации молодежи на двух-, трехдетную семью.
Для информационного обеспечения хода реализации Комплекса мер планируется продолжить мониторинговые исследования изменения основных демографических показателей, общей численности населения и отдельных демографических групп, уровня жизни и так далее.
Механизм реализации Комплекса мер предусматривает соблюдение федеральных, региональных и отраслевых приоритетов.
Финансирование проводимых мер будет осуществляться за счет средств бюджетов различных уровней посредством государственных программ Ростовской области, координаторами которых являются органы исполнительной власти Ростовской области.
В настоящее время общий объем финансовых затрат из бюджетов всех уровней на реализацию областных целевых программ, содействующих улучшению демографической ситуации, предусмотрен в сумме 83 890,4 млн. рублей (таблица N 2).
Таблица N 2
Общий объем финансовых затрат из бюджетов всех уровней на реализацию областных целевых программ
N п/п |
Наименование программы |
Координатор программы |
Объем финансовых средств на 2013 год (тыс. рублей) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
"Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010 - 2014 годы" |
министерство здравоохранения Ростовской области |
21 069 468,1 |
2. |
"Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы" |
министерство общего и профессионального образования Ростовской области |
28 544 377,6 |
3. |
"Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы" |
управление государственной службы занятости населения Ростовской области |
1 344 011,5 |
4. |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области |
6 204 473,2 |
|
5. |
комитет по молодежной политике Ростовской области |
94 233,0 |
|
6. |
"Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы" |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
21 885 389,1 |
7. |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
148 865,9 |
|
8. |
Правительство Ростовской области |
3 950,0 |
|
9. |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
55 209,3 |
|
10. |
"Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы" |
министерство по физической культуре и спорту Ростовской области |
2 914 511,5 |
11. |
министерство культуры Ростовской области |
1 625 860,9 |
|
|
Итого |
|
83 890 350,1 |
Бюджетные ассигнования на реализацию указанных программ ежегодно составляют более 75 процентов от бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию всех программ Ростовской области.
Заместитель начальника общего |
О.В. Исаенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.