Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Состояние проблемы и анализ причин ее возникновения
По данным последней переписи населения в Ростовской области проживает 1200 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет, которые составляют около трети всего населения, из них юношей - 610 тысяч, девушек - 590 тысяч. Более двух третей молодежи проживает в городе.
По состоянию на 1 января 2005 года в школах обучается 20 процентов общей численности молодежи, в учебных заведениях начального профессионального образования - 4,5, среднего профессионального образования - 6.
В высших учебных заведениях, расположенных в Ростовской области, обучается более 198 тысяч студентов, или 18 процентов общей численности донской молодежи (92 процента в государственных вузах). 49,5 процента студентов вузов учатся на очной основе. В 2005 году выпуск 18 государственных вузов составил 15350 человек.
По данным службы занятости, в 2004 году поставлено на учет с целью трудоустройства 83,9 тысячи молодых людей в возрасте 16-29 лет, в том числе зарегистрировано в качестве безработных 33,9 тысячи человек, что составляет 41,3 процента общего числа зарегистрированных безработных.
В 2004 году через службы занятости трудоустроено 69,3 тысячи человек, из которых более 4,6 тысячи - после завершения профобучения. В результате реализации различных мероприятий содействия занятости трудоустроено 4098 выпускников учебных заведений.
При поддержке комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области в городах и районах функционируют 4 молодежные биржи труда, которые в I полугодии 2005 года помогли найти работу более 3 тысячам молодых граждан.
Одной из перспективных форм трудоустройства является содействие в организации предпринимательской деятельности. В 2004 году собственное дело организовали 709 безработных граждан, среди которых 23 процента - молодежь в возрасте от 18 до 29 лет.
Активно развивается в Ростовской области движение студенческих трудовых отрядов, которых, по данным 2005 года, насчитывается более 120 с охватом молодежи около 6,5 тысяч человек. Для дальнейшего развития движения трудовых отрядов необходима разработка системы временного трудоустройства и координации их деятельности.
Вместе с тем, проблема занятости молодежи стоит остро. Продолжается отток молодежи из сферы материального производства. В разных отраслях численность молодежи в составе рабочей силы сократилась в 2-6 раз. Происходит неоправданно интенсивный переход молодежи в сферу распределения и обмена, что в условиях нецивилизованного в правовом отношении российского рынка ведет к формированию у молодежи извращенной мотивации труда, к распространению в ее среде неэкономических форм распределения (вымогательство, мошенничество). Растет отток молодежи из села в город. В 2,5 раза возросла доля молодых людей, стремящихся любыми способами перебраться на постоянное место жительства в город.
Для современной молодежи характерны низкая правовая и политическая культура, слабая гражданская позиция, несформированность духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Предпринимаемые на территории Ростовской области меры по активизации молодежной общественно-политической деятельности носили разрозненный характер. Сегодня назрела необходимость консолидировать усилия государственных и общественных структур по воспитанию политически грамотного, активного и социально ответственного молодого гражданина. Несмотря на то, что на территории Ростовской области действуют 52 детских и молодежных общественных объединения, социальный эффект от их деятельности остается незначительным. Необходимо активное включение молодых членов общественных объединений к осуществлению социально значимых инициатив и построение четкой системы оценки эффективности их реализации.
В Ростовской области принимаются меры по поддержке государственной высшей и средней профессиональной школы: учреждены именные премии и стипендии Губернатора Ростовской области для одаренных студентов и аспирантов, реализуются воспитательные проекты вузов и ссузов по актуальным проблемам в молодежной среде. Однако для формирования конкурентоспособного высокопрофессионального молодого поколения необходим комплексный подход в обеспечении полноценным образованием для каждого молодого жителя Ростовской области, в содействии его дальнейшему трудоустройству по специальности, в построении системы государственной поддержки внедрения молодежных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Актуальной для Ростовской области является работа по возрождению духовности, воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. Ежегодно свыше 80 тысяч юношей и девушек участвуют в областных акциях и мероприятиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. В 2005 году в Ростовской области действовали более 60 патриотических клубов и объединений, в которых проводилась работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, допризывной подготовке молодежи, оказанию помощи ветеранам, поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Тем не менее, на территории Ростовской области находятся более 200 тысяч не погребенных останков солдат и офицеров, которые считаются пропавшими без вести в годы Великой Отечественной войны. В рамках областной акции "Вахта Памяти" поисковыми отрядами за последние 5 лет найдено и перезахоронено свыше 1500 останков погибших воинов.
Необходимо совершенствование работы органов исполнительной власти по гражданско-патриотическому и военно-спортивному воспитанию подрастающего поколения, по подготовке молодежи к службе в рядах Российской Армии.
На территории Ростовской области отсутствует четкая система информирования молодежи о возможностях организации своей жизни в обществе, реализации потенциальных возможностей молодых людей.
Слабо организована система взаимодействия со средствами массовой информации в части популяризации деятельности органов государственной власти Ростовской области и общественных объединений по решению молодежных проблем. Часто появляющаяся в прессе негативная спекулятивная информация не всегда отражает реальное положение молодежи в Ростовской области, однако служит инструментом повышения рейтинга отдельных СМИ. Необходимо создание четкой системы взаимодействия со СМИ по освещению вопросов молодежной политики, пропаганды общечеловеческих нравственных ценностей и активной жизненной позиции молодежи.
В Ростовской области перед молодежью стоит острая проблема в приобретении жилья. Нехватка доступного жилья и низкий уровень доходов приводят к тому, что лишь 10 процентов молодых семей имеют возможность приобрести жилье с помощью собственных или кредитных средств без помощи государства. Сложившаяся тенденция ведет к снижению рождаемости детей в молодых семьях, а также к увеличению разводов.
Как свидетельствуют данные репродуктивных установок населения ВЦИОМ, молодежь является лидером малодетных ориентаций. В Ростовской области на 4 процента уменьшилась численность семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, на 4,7 процента уменьшилась численность детей в этих семьях; на 0,7 процента увеличилась численность неполных семей. Только за 7 месяцев 2005 года, по данным ГУВД РО, к административной ответственности привлечено 3954 родителя, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, 256 родителей лишены родительских прав.
Необходима гарантированная государственная поддержка института молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности: систематическая подготовка молодежи к семейной жизни, формирование ответственности молодых за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей; полноценная социально-правовая защита и поддержка молодых семей в решении жилищных проблем; формирование здорового образа жизни.
Комитетом по молодежной политике Администрации Ростовской области ведется работа по привлечению молодых семей к участию в программах государственной поддержки молодежи в приобретении жилья. Так, по итогам 2004 года 144 молодые семьи получили ипотечный кредит на приобретение жилья, что в 2,6 раза больше, чем в 2003 году. Расширяется сеть клубов молодой семьи, призванных оказывать консультационную помощь и пропагандировать семейные ценности в молодежной среде (с 30 клубов в 2004 году до 35 в 2005 году). Однако для Ростовской области, где, по данным 2004 года, на 1000 семей приходилось 594 развода, эту работу необходимо значительно активизировать.
Низкий уровень общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития приводит к криминальной активности малолетних правонарушителей. Несмотря на принимаемые ГУВД Ростовской области меры по стабилизации обстановки в Ростовской области, в 2005 году отмечается рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 14,5 процента, удельный вес подростковой преступности вырос на 0,6 процента и составил 6,8 процента.
Основные причины совершения подростками преступлений - семейное неблагополучие, отсутствие реальной возможности трудоустройства, недоступность большинства форм досуга и отдыха молодежи, ослабление воспитательного воздействия на детей со стороны родителей и учебных заведений, недостаточный уровень координации профилактической деятельности среди заинтересованных ведомств.
Вместе с тем, комитетом по молодежной политике Администрации Ростовской области ведется целенаправленная работа по профилактике негативных явлений в молодежной среде. Так, в 2004 году профилактическими мероприятиями и акциями было охвачено около 200 тысяч подростков и молодежи. В рамках индивидуально-профилактической работы сформировано более 20 волонтерских отрядов, проведено более 150 рейдов в местах скопления безнадзорных подростков.
В современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, недостаточно высока мотивация к участию в общественной деятельности. Делая ставки на определенную неразборчивость в выборе средств, используемых молодежью, деструктивные силы начинают манипулировать ими и провоцируют асоциальное поведение молодежных групп для достижения своих целей. По информации правоохранительных органов на территории Ростовской области действуют различные экстремистские группировки, такие как "скинхеды", "нацболы" (национал-большевистская партия) и др.
В связи с угрозой проявления экстремизма и терроризма, очевидно, что в нашей многонациональной Ростовской области особо значима задача воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и межнационального согласия.
Традиционные подходы и мероприятия по работе с молодежью, реализуемые до настоящего момента, не носили системного характера.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития Ростовской области в среднесрочной перспективе, на первое место выдвигаются требования по выработке нового комплексного подхода к молодежной политике, включающего разработку межведомственной долгосрочной программы и поиск новых механизмов решения молодежных проблем.
Областная целевая программа "Молодежь Дона" на 2006-2010 годы опирается на опыт регионов России по работе с молодежью, накопленный государственными институтами и общественными объединениями. Основа Программы - общественно-государственный характер ее реализации. В отличие от прежних программ, затрагивающих интересы молодежи, данная Программа строится на основе следующих принципов:
Принцип социального партнерства и межведомственного взаимодействия.
Включение мероприятий, осуществляемых различными министерствами и органами исполнительной власти, в реализацию Программы на условиях софинансирования позволит привлечь дополнительные средства и ресурсы, аккумулировать позитивный региональный и федеральный опыт, привлечь к реализации мероприятий Программы дополнительный кадровый потенциал.
Принцип межсекторного сотрудничества.
Партнерское участие органов государственной власти, структур сектора экономики, общественных объединений и средств массовой информации позволит обеспечить масштабность и адресность, эффективность финансовых вложений, объединение ресурсов (организационных, содержательных, человеческих и пр.), значительно увеличить возможности апробации и внедрения инновационных технологий.
Общественно-государственный характер реализации Программы предусматривает прозрачность в принятии решений, проведение открытых конкурсных отборов на реализацию мероприятий, участие представителей общественности в ходе ее реализации, информационную поддержку.
Принцип планирования от результата.
В целях успешной реализации Программы осуществляются процедуры регулярного мониторинга и оценки результатов деятельности. Экспертные заключения о параметрах, характеристиках, полученных промежуточных программных результатах являются основанием для планирования очередного этапа. Ежегодно в формате сравнительного анализа фиксируются и описываются планируемые и полученные результаты, вносятся коррективы в планирование очередного этапа реализации Программы.
Принцип этапности в реализации.
Программа реализуется в 2006-2010 годах в три этапа.
Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия Программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии.
Отличительной особенностью Программы является внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интеллектуальной телефонии, интерактивного телевещания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.