Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Подпрограмма разработана на основании положений Федеральных законов от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации", от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", Областного закона от 13.05.2008 N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области".
Сложившаяся система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития малых форм хозяйствования, создания условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, сохранения существующей системы расселения в сельской местности, обеспечения социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Ростовская область - один из крупнейших сельскохозяйственных регионов России. Более 600 тыс. человек, или порядка 45 процентов сельских жителей, - это представители малого и среднего сельского предпринимательства, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство: 550 тысяч ЛПХ, около 15 тысяч КФХ и индивидуальных предпринимателей, 110 СПОК.
В настоящее время личное подсобное хозяйство стало основным источником обеспечения сельских жителей не только продовольствием, но и необходимыми средствами существования. На основе самозанятости в личных подсобных хозяйствах в Ростовской области существуют сотни тысяч человек.
ЛПХ - это традиционные лидеры в производстве животноводческой продукции, их доля составляет: в производстве молока - 77 процентов, мяса - 48 процентов, яиц - 35 процентов. В ЛПХ содержится порядка 65 процентов поголовья крупного рогатого скота, 52 процента поголовья свиней, 57 процентов поголовья овец от общего овцепоголовья области.
Однако при современных технологиях переработки сельхозпродукции ЛПХ, во-первых, не могут обеспечить достаточные требования к качеству производимой продукции, к ветеринарному содержанию животных с соблюдением противоэпизоотических, санитарных норм и правил, во-вторых, их удаленность от предприятий переработки, представляющих собой в настоящее время в основном крупные перерабатывающие комплексы, делает экономически затратной транспортировку сырья.
Кроме того, в большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
Одной из основных проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования на селе, расширению их производства, является отсутствие у граждан достаточного объема собственных денежных средств и недоступность к заемным ресурсам в результате отсутствия залоговой базы.
Целью подпрограммы является создание эффективных условий для развития ЛПХ до уровня товарного производства с дальнейшим переходом их в категорию КФХ, создание условий для организации ЛПХ сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве для обеспечения роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем.
Такая трансформация ЛПХ в предпринимательские формы хозяйствования обеспечит на селе создание дополнительных рабочих мест, позволит увеличить объем производства продукции и выручки от ее реализации, а соответственно создаст предпосылки для дополнительных отчислений в бюджетные системы.
В тоже время формирование нового КФХ требует значительных затрат, связанных с приобретением земли, сельскохозяйственной техники и поголовья сельскохозяйственных животных, пополнением оборотных средств, проектированием хозяйственных построек и созданием инженерной инфраструктуры. В последние годы создание нового фермерского хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Без решения всех вышеперечисленных вопросов начинающие фермеры не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность. Государственная поддержка призвана помочь начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам закрепиться на рынке.
В настоящее время общая доля фермерского сектора в агропромышленном комплексе области составляет свыше 13 процентов от стоимости валовой продукции сельского хозяйства.
КФХ в основном специализируются на производстве растениеводческой продукции, обрабатывая 1 733,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Вместе с тем, лишь 741,2 тыс. га (43 процента) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения находятся в собственности КФХ. Остальная часть земли (57 процентов) используется фермерскими хозяйствами на праве аренды (286,1 тыс. га), срочного пользования (661,6 тыс. га), постоянного (бессрочного) пользования (17,8 тыс. га), пожизненно наследуемого владения (26,7 тыс. га).
Таким образом, перед фермерскими хозяйствами стоит задача, в первую очередь, оформить в собственность около 45 тыс. га земельных участков, используемых ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
За 15-летний период зерновые культуры в фермерском секторе по-прежнему занимают около 65 процентов, подсолнечник - свыше 30 процентов, кормовые культуры - 3 процента, овощи - 2 процента площадей. Фермеры области производят 24 процента зерна, 23 процента подсолнечника, 30 процентов картофеля и овощебахчевых культур.
Доля продукции животноводства с растениеводством в КФХ имеет более низкий уровень. Данной категорией хозяйств в среднем производится 10 процентов молока и лишь 6 процента мяса. Численность крупного рогатого скота в КФХ составляет около 10 процентов, свиней - 5 процентов, овец - 30 процентов.
Отсутствие гарантированного и эффективного сбыта продукции, произведенной населением, не налаженная система материально-технического и производственного обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства и ЛПХ, являются сдерживающими факторами развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Кооперативное движение на селе не получило достойного развития. Только 73 процента СПОК приступили к деятельности. При этом объемы закупки производимой населением продукции невелики: так, мяса закупается всего 2 процента от общего объема производства, молока - 2 процента, овощей - 2 процента. Из общего объема закупок доля собственной переработки сельхозкооперативов составляет не более 10 процентов. Во многом это результат недостаточной специализации малых сельхозтоваропроизводителей в границах поселений и административных районов и психологической неготовности крестьян к кооперированию.
Наряду со СПОК функции по обслуживанию и рыночной интеграции КФХ и ЛПХ выполняет сохранившаяся система потребительской кооперации. В настоящее время потребительская кооперация является важной составляющей частью инфраструктуры села, но недостаточно активно участвует в развитии агропромышленного комплекса.
В Ростовский областной потребительский союз входят 37 районных и 7 городских потребительских обществ. Объемы закупки потребительскими обществами сельскохозяйственной продукции, производимой населением, составляют: мяса - 3 процента, молока - 3 процента, овощей - 20 процентов от общего объема производства.
Решение всех вышеобозначенных вопросов требует системного подхода и взаимодействия органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления, кредитных учреждений, а также объединений субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве.
Кроме того, подпрограмма обеспечит координацию развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве с учетом конъюнктуры всех инфраструктурных проектов, реализуемых в области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и стратегией привлечения инвестиций в Ростовскую область.
В целом, реализация подпрограммы позволит решить как экономические, так и социальные задачи развития сельских территорий, вовлечения жителей сельской местности в активную общественную жизнь.
Развитие огромного потенциала малых форм хозяйствования поможет создать высокоэффективное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, повысить занятость и самозанятость селян и обеспечить приемлемый уровень доходов проживающих в сельской местности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.