Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы, анализ причин ее
возникновения, обоснование необходимости
ее решения программными методами
Формирование благоприятного инвестиционного климата является одним из Основных направлений стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года.
В условиях жесткой межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы на местном уровне важное место занимает работа по повышению инвестиционной привлекательности города. Формирование положительного инвестиционного имиджа является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности территории в сфере привлечения инвестиций. Долгосрочная городская инвестиционная целевая программа Ростова-на-Дону должна решать задачу повышения конкурентоспособности региональной экономики, при этом учесть интересы государства в целом и интересы отдельных участников инвестиционной деятельности.
В период до 2009 года инвестиционная деятельность предприятий и организаций города характеризовалась ростом темпов инвестирования. Влияние финансового кризиса сказалось на замедлении позитивных тенденций по многим секторам экономики, что также повлияло и на инвестиционные процессы.
Среди городов-миллионников в последние годы Ростов-на-Дону по темпу роста инвестиций в сопоставимых ценах по крупным и средним предприятиям теряет лидирующие позиции. Так, в 2008 году город занимал 3 место (темп роста инвестиций - 110,2%), в 2009 году - 7 место (73,8%), по итогам 9 месяцев 2010 года - 10 место (81,5%).
Низкие объемы инвестиций по крупным и средним предприятиям сохранились на протяжении 2009 - 2010 годов.
В тоже время общий объем инвестиций по полному кругу предприятий увеличился с 57,1 млрд. руб. в 2009 году до 60,5 млрд. руб. в 2010 году.
В настоящее время для подъема экономики необходим значительный приток средств частных инвесторов, способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Среди ключевых проблем в инвестиционной и инновационной сферах, требующих программного решения на муниципальном уровне, целесообразно выделить следующие:
Несовершенство муниципальной нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей инвестиционную и инновационную деятельность. Так, например, базовый документ, определяющий правовые и экономические основы стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности на территории города - решение городской Думы от 29.12.2000 N 325 "О поддержке инвестиционной деятельности и инвестиционном налоговом кредите на территории города Ростова-на-Дону" по отдельным положениям утратил свою актуальность. Формы поддержки инвесторов, определенные решением не соответствуют в полной мере полномочиям муниципалитета.
Недостаточная поддержка инвесторов со стороны органов местного самоуправления. В настоящее время отсутствуют реально действующие механизмы предоставления каких-либо муниципальных преференций инвесторам.
Еще одним актуальным вопросом, стоящим перед инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, является отсутствие транспортной и инженерной инфраструктуры на инвестплощадках, высокая стоимость подключения объектов к коммунальным сетям.
Также комплексного решения требуют вопросы пространственного развития и территориального зонирования города. В настоящее время на территории города генеральным планом, правилами землепользования и застройки обозначены территории, представляющие собой потенциальные инвестиционные площадки соответствующей направленности. Кроме того, стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года предполагает перенос части предприятий за городскую черту. Это позволит создать инвестиционно привлекательные территории, которые, однако, потребуют комплексной модернизации как с точки зрения наращивания мощностей инженерно-транспортной инфраструктуры, так и определения приоритетных для города проектов и поиска инвесторов для их реализации. Это сложная многоступенчатая работа, требующая комплексного подхода и координации.
Низкие темпы развития трансфера технологий.
Создание в России национальной инновационной системы является приоритетом не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной системы.
Однако инновационные технологии являются финансово емкими и имеют пролонгированный период эффективности. Существующее федеральное законодательство в области закупок ориентировано на минимизацию первоначальных затрат и не позволяет муниципалитетам массово использовать инновационные технологии.
Перечисленные проблемы необходимо решать в соответствии с программно-целевым подходом, что обеспечит концентрацию ресурсов на решении ключевых проблем в инвестиционной и инновационной сферах, сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустит механизмы саморазвития инновационной системы. Требуется масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону состоит в том, чтобы скоординировать деятельность субъектов инвестиционной и инновационной систем, организовать развитие соответствующей инфраструктуры, создать стимулы к инновационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.