Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния обстановки в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Сферой реализации государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
На территории Ростовской области существуют угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннего половодья, нагонных явлений, паводков, лесных пожаров, сильных ветров, снегопадов, засухи.
Наибольшую угрозу для населения Ростовской области представляют природные чрезвычайные ситуации, обусловленные повышением уровня воды на водоемах и лесными пожарами. В зонах подтопления проживают 89,8 тыс. человек, на территориях, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, - 21,9 тыс. человек.
Техногенную угрозу представляют потенциально опасные объекты: 2 радиационно опасных, 1 биологически опасный, 84 химически опасных, 454 взрывопожароопасных и 44 гидродинамически опасных.
Наиболее крупномасштабными по последствиям для населения могут быть чрезвычайные ситуации, возникшие в результате гидродинамической аварии на Цимлянской гидроэлектростанции и радиационной аварии на Ростовской атомной электростанции.
Количество людей, эвакуируемых из опасных зон при наихудших сценариях развития гидродинамической аварии на Цимлянской гидроэлектростанции, может составить 240 тыс. человек, а радиационной аварии на Ростовской атомной электростанции - 216 тыс. человек.
Ежегодно в Ростовской области происходят пожары, дорожно-транспортные происшествия, происшествия на водных объектах, периодически возникают очаги опасных болезней животных, аварии на объектах жизнеобеспечения и другие происшествия и чрезвычайные ситуации, при которых для оказания квалифицированной помощи в их ликвидации требуется привлечение спасателей и пожарных.
За период с 2010 по 2012 год на территории Ростовской области произошло:
63 чрезвычайных ситуации, в которых пострадало 314 человек и погибло 30 человек;
10 763 пожара, на которых погибли 893 человека;
1 724 дорожно-транспортных происшествия, к ликвидации которых привлекались спасатели;
817 происшествий на воде, в результате которых утонули 323 человека.
Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по обеспечению предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на территории Ростовской области, а также осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности подведомственных ему областных государственных казенных учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и пожарной безопасности.
Для ликвидации пожаров, происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области за счет средств областного бюджета создана группировка сил и средств государственных казенных учреждений Ростовской области "Противопожарная служба Ростовской области", "Ростовская областная поисково-спасательная служба" и "Ростовская областная поисково-спасательная служба во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации", а за счет местных бюджетов созданы 20 аварийно-спасательных формирований.
С 2010 по 2012 год пожарными и спасателями выполнено более 6,5 тысяч выездов для оказания экстренной помощи людям; в происшествиях и чрезвычайных ситуациях спасено и оказана помощь 3,8 тыс. человек.
В Ростовской области с 2011 по 2012 год за счет областного бюджета построено 36 пожарных частей, все пожарные и спасательные подразделения государственных казенных учреждений оснащены современной пожарной, аварийно-спасательной техникой и оборудованием.
Выполнение соответствующих мероприятий обеспечило сокращение времени реагирования пожарных и спасательных расчетов на пожары, чрезвычайные ситуации, происшествия и расширило оперативные возможности пожарных и спасателей по оказанию своевременной и квалифицированной помощи людям, попавшим в беду.
В результате этого количество спасенных людей увеличилось по сравнению с показателями 2009 года:
в 2011 году на 65 процентов;
в 2012 году на 68 процентов.
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу -спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
Для хранения областного материального резерва на особый период и случай возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций создано государственное казенное учреждение Ростовской области "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО"). В течение 2011 - 2012 годов произведен капитальный ремонт помещений, кровли складов и закуплено 5,5 тыс. штук современных средств индивидуальной защиты органов дыхания для неработающего населения области.
Важную роль в управлении силами и средствами занимает подготовка и дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В целях подготовки квалифицированных кадров в области функционирует государственное казенное учреждение Ростовской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области"; в данном учреждении ежегодно выполняются мероприятия по улучшению материально-технической базы, процесса подготовки специалистов. Всего с 2010 по 2012 год подготовлено и обучено 5 тыс. человек.
Для оперативного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб в Ростовской области действует единый номер "112" на базе 55 единых дежурно-диспетчерских служб городских округов и муниципальных районов области. С 2010 по 2012 год на номер "112" поступило от граждан более 2 млн звонков.
Одной из важнейших задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение своевременного оповещения руководящего состава и населения. В этих целях в Ростовской области создана и функционирует региональная автоматизированная система централизованного оповещения. В настоящее время общий охват населения оповещением техническими средствами составляет 84,8 процента.
Несмотря на ежегодные улучшения показателей по количеству спасенных людей, проблемы пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Ростовской области решены не полностью.
Для анализа текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы принят 2012 год.
Так, в 2012 году:
при пожарах погибли 284 человека (в 2011 году - 300 человек), травмированы 511 человек (в 2011 году - 581 человек), прямой материальный ущерб причинен в размере 50 317,0 тыс. рублей;
в результате чрезвычайных ситуаций погибли 12 человек (в 2011 году - 5 человек), пострадали 68 человек (в 2011 году - 65 человек), материальный ущерб составил 841 360,0 тыс. рублей;
на водоемах Ростовской области погиб 71 человек (в 2011 году - 104 человека).
Тушение пожаров и аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения пожарных и спасателей.
Зоны ответственности подразделений областных поисково-спасательных служб составляют 3 - 6 муниципальных образований, поэтому для своевременной доставки оснащения и спасательных расчетов к местам работ необходимы специальные автотранспортные и плавсредства.
Для выполнения спасателями работ в отрыве от мест базирования требуется специальное оборудование для автономной работы и жизнеобеспечения.
Исходя из существующих угроз в Ростовской области должны быть противопожарные и спасательные подразделения, которые нужно поддерживать в постоянной готовности и оснащать современной техникой и оборудованием для:
тушения пожаров в жилом секторе, на объектах экономики и социальной сферы, в лесах и ландшафтных пожаров;
ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
спасения людей на водных объектах;
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при взрывах, обрушениях зданий и сооружений;
проведения газоспасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий аварийных выбросов химически опасных веществ;
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
проведения пиротехнических работ;
оказания помощи в ликвидации биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и при авариях на объектах жизнеобеспечения.
Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб приобрела особую остроту в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям населения. В Ростовской области в 2012 году по единому номеру "112" от граждан поступило более 1 млн обращений по оказанию помощи, что почти в 10 раз больше по сравнению с 2011 годом. Как показывает опыт работы экстренных оперативных служб, для эффективного оказания помощи пострадавшим при крупных происшествиях и чрезвычайных ситуациях требуется оперативное привлечение сразу нескольких экстренных служб.
Проблемой, требующей решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы граждан экстренных служб по единому номеру "112".
Проблемой при обеспечении своевременного оповещения населения является моральное и физическое устаревание оборудования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (более 80 процентов системы оповещения построено на базе оборудования выпуска 1974 года). Для решения данной проблемы необходимо проведение модернизации оборудования в пределах всей Ростовской области, что предполагает достаточно большой срок выполнения работ и выделение значительных финансовых средств из областного бюджета.
С учетом возрастающих требований к организации безопасной жизнедеятельности для комплексного решения проблем обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях рисков техногенного и природного характера необходимо создание единой системы на базе аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", которая должна включать в себя современные системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", оповещения и информирования населения, видеонаблюдения, мониторинга и прогнозирования возможных угроз и чрезвычайных ситуаций.
Государственная программа направлена на обеспечение и повышение уровня защищенности населения и территории Ростовской области от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, в рамках государственной программы определены приоритеты и будут достигнуты цели государственной политики Ростовской области по:
дооснащению областных служб специальной пожарной техникой и оборудованием в целях сокращения времени реагирования при оказании помощи пострадавшим, а также повышения готовности спасательных подразделений к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, исходя из существующих опасностей;
подготовке (переподготовке) спасателей, имеющих право производить газоспасательные, водолазные, промышленные альпинистские и другие работы;
дополнению материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обучению населения мерам пожарной безопасности и правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", от 16.03.2013 N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" в рамках государственной программы планируется создать в Ростовской области систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" и в соответствии с "Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2013 - 2016 годы", утвержденной Областным законом от 03.12.2012 N 987-ЗС, в рамках государственной программы в 2015 - 2016 годах будет завершено создание комплексной системы экстренного оповещения населения в зонах, подверженных возникновению быстроразвивающихся процессов природного и техногенного характера, а с 2017 года будут продолжены мероприятия по модернизации системы оповещения населения Ростовской области на базе современных технических комплексов с целью замены устаревшего оборудования и обеспечения максимального охвата населения оповещением.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р в рамках государственной программы в 2018 -2020 годах будут решены задачи в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Ростовской области.
Реализация государственной программы в полном объеме позволит:
снизить риски возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на воде и смягчить их возможные последствия;
повысить уровень безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах;
повысить уровень оперативности реагирования экстренных служб;
повысить качество мероприятий по прогнозированию, мониторингу, предупреждению и ликвидации возможных угроз, а также по контролю за устранением последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений.
Социальная эффективность реализации государственной программы будет заключаться в улучшении качества работ по спасанию и оказанию экстренной помощи людям, попавшим в беду, снижению количества погибших в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, пожарах и происшествиях, а также при нарушениях общественной безопасности и правопорядка.
Экономическая эффективность реализации государственной программы будет заключаться в обеспечении снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий, существующих угроз общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Экологическая эффективность реализации государственной программы будет заключаться в снижении масштабов загрязнения природной среды от угроз различного характера.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
К данным факторам риска отнесены:
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы;
природный риск, который может проявляться экстремальными климатическими явлениями (аномально жаркое лето, аномально холодная зима);
риск непредвиденных расходов, связанных с непрогнозируемым ростом цен на рынке продаж или другими непрогнозируемыми событиями.
Первые два риска могут оказать существенное влияние, что приведет к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий и количества пострадавших людей.
Риск непредвиденных расходов может оказать существенное влияние на ухудшение показателей, связанных с приобретением новой современной техники и оборудования, и негативно повлиять на сроки и результаты реализации отдельных мероприятий государственной программы.
В целях минимизации негативного влияния рисков управлять рисками планируется путем внесения в установленном порядке изменений в план реализации государственной программы в части перераспределения финансовых средств на выполнение приоритетных мероприятий.
В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах нормативная правовая база в Ростовской области в целом создана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.