Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния обстановки в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
1.1. Понятия и термины, используемые в Программе
ПСП - поисково-спасательное подразделение, оснащенное специальной техникой и снаряжением. ПСП находится в постоянной готовности для осуществления поиска и спасения групп населения или отдельных граждан, терпящих бедствие, или попавших в экстремальную обстановку в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной ситуации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструктурных сооружениях аварийно-спасательных работ, требующих применения спасательных приемов и соответствующего снаряжения.
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.
АХОВ - аварийно химически-опасное вещество.
ПВР - пункт временного размещения пострадавшего населения.
ГЗПУ - городской запасной пункт управления.
ЧС - чрезвычайная ситуация.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
ПОО - (потенциально опасный объект) - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, расположенные на территории города и создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
ПВР- пункт временного размещения населения, пострадавшего в ЧС.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
КШУ, (ШТ), ТСУ - командно-штабные учения и тренировки, а также тактико-специальные учения по ГО с органами управления и силами гражданской обороны и городского звена Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (РСЧС).
1.2. Актуальность настоящей Программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, цель, задачи и ожидаемые конечные результаты Программы сформулированы на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также: Федеральных законов:
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
2.1.2. Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
2.1.3. Постановлений Правительства Российской Федерации:
от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Актуальность настоящей Программы обусловлена комплексом проблем в осуществлении мероприятий гражданской обороны и обеспечении безопасности населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие постоянно возрастающей потенциальной опасности факторов различных сфер человеческой деятельности. Это работа устаревшего оборудования и механизмов, увеличение транспортного потока, эксплуатация ветхого и аварийного жилья, объектов соцкультбыта, развитие систем энергетики и технических коммуникаций.
Территория города находится в зоне с неустойчивыми погодно-климатическими условиями, что создает предпосылки возникновения ЧС, связанных с природными явлениями цикличного характера. Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннего половодья, паводков, ландшафтных пожаров, сильных ветров, ливней, засухи, снегопадов.
По состоянию на конец 2016 г. на территории города функционирует - 43 предприятия, эксплуатирующих опасное производство, в том числе - 3 предприятия заняты эксплуатацией химически опасных веществ, 13 взрыво-пожароопасных, 27 предприятий хранит, транспортирует или использует в своей деятельности нефтепродукты. В зонах воздействия их поражающих факторов проживает более 25% населения города.
Учреждением постоянно осуществляется мониторинг по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и оценке их масштабов:
- сбор, анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения;
- создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;
- организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования городского звена областной подсистемы Российской системы чрезвычайных ситуаций;
- организация информационного обмена.
В городе ежегодно происходит порядка 130 пожаров, из которых в жилом фонде города до 60%. На пожарах ежегодно гибнет и получают травмы до 30 человек. Ежегодные суммы материального ущерба составляют в среднем 15 млн. рублей.
В 2015 году на территории города произошло 125 пожаров, из которых 85% пришлось на жилой фонд. В результате пожаров погибло 14 человек и 9 человек травмировано. Пожарами уничтожено или значительно повреждено более 40 строений и квартир. В 2016 г. - 114 пожаров, на которых погибло 10 человек и 7 травмировано.
В связи с устойчивой высокой температурой воздуха в летний период 2016 г. в 2 раза выросло количество ландшафтных пожаров по сравнению с летом 2014-15 г.г.
Особого внимания требует противопожарное состояние объектов с массовым пребыванием людей.
Результаты регулярно проводимых проверок противопожарного состояния объектов, находящихся в муниципальной собственности, каждый раз свидетельствуют о том, что часть данных объектов имеют нарушения норм и правил пожарной безопасности. Согласно актам проверки в 2016 г. из 445 пожарных гидрантов системы наружного водоснабжения неисправными были признаны 35 (2015 г. из 434 - 104) Предпринимаются все усилия по ремонту или замене не действующих пожарных гидрантов.
Проблема, касающаяся усиления противопожарной защиты, уменьшения гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров, повышения уровня знаний населения в этой области, по-прежнему остается актуальной. Отсюда вытекает необходимость решения ее программным методом.
Разработка Программы связана с необходимостью реализации мероприятий по повышению противопожарной защиты жилого фонда, муниципального леса на общей площади 1425 га, укреплению материальной базы и необходимостью реализации мероприятий по выполнению требований Федерального закона "О пожарной безопасности".
Сотрудники управления участвуют в проведении сходов с населением, с целью доведения до граждан правил и мер пожарной безопасности и действия по сигналам оповещения.
В 2016 г. с органами управления и силами гражданской обороны и городского звена РСЧС в городе было проведено комплексных учений - 1 (привлекалось 372 чел.), КШУ с руководящим составом всех уровней - 151 (1120 чел.), ТСУ с нештатными аварийно-спасательными формированиями - 72 (365 чел.). (в 2015 г. соответственно: КУ - 1/ 347 чел.), КШУ с руководящим составом всех уровней - 146 /1081 чел., ТСУ с нештатными аварийно-спасательными формированиями - 54 /361 чел. Ежемесячно проводятся тренировки по оповещению информирование населения через радиоузлы рынков и гипермаркетов, средства массовой информации и интернет сайты.
На территории города расположено значительное количество водоемов, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Водные объекты, создают угрозу затопления территорий в результате аварий и стихийных бедствий и являются объектами неконтролируемого отдыха горожан на воде в летний период.
Из шести имеющихся крупных водоемов города только один является официально разрешенным местом для купания. В течении 2014-16 г.г. наметилось улучшение ситуации в этой области в связи с круглосуточным дежурством спасателей на городском пляже пруда 20 лет РККА. Но этих сил недостаточно, так как дежурный спасатель осуществляет наблюдение только за акваторией пляжа.
В купальный период ежедневно, силами ПСП осуществляется патрулирование пяти водоемов (мест несанкционированного купания и отдыха населения), с целью предотвращения несчастных случаев на воде. Размещаются аншлаги, запрещающие купание в неустановленных местах.
Из шести естественных водоемов только три оборудованы пожарным пирсом.
В целях своевременного и эффективного пожаротушения на территории города Шахты, а также в случае выхода из строя системы централизованного водоснабжения, требуется обустройство мест водозабора на естественных водоемах города - оборудование подъездных путей, площадок и пирса на прудах поселков Сидоровка и 20 РККА.
Эффективность ликвидации ЧС во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию На сегодняшний день все аварийно-спасательное оборудование и инструменты имеют 90% износа и выработали свой ресурс.
Поисково-спасательное подразделение ежегодно совершает более 500 выездов как для оказания различных видов помощи населению по предупреждению чрезвычайных ситуаций, так и на ликвидацию всевозможных ЧС на территории города и в зону ответственности на трассе М-4 "ДОН".
Особую остроту приобрела проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб, в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям населения. Ежегодно ЕДДС города принимает более 50 тысяч звонков, из них более половины обращений переадресовывается службам экстренного реагирования.
В 2016 г. ЕДДС города было принято 74 034 звонков (в 2015 - 56 924), из них на номер "112" принято 66 465. Уменьшилось количество ложных звонков на номер "112", хотя по-прежнему их фиксируется достаточно много, в 2015 г. их было 30 023, что составляет 60,6% от всех вызовов.
В связи с запуском в штатном режиме "Системы 112" проведено 27 148 консультаций населения по различным вопросам, что в 2 раза больше чем в 2014 г., 13 623 обращений граждан передано в соответствующие службы, что больше чем в 2014 г. в 11 раз!
Проблемой, требующей решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы граждан экстренных служб по единому номеру "112".
Для своевременного обеспечения оповещения населения используются технические средства оповещения (СМИ, Электросирены С-40 и С-28.)
В случае возникновения крупномасштабной чрезвычайной ситуации из опасных районов потребуется эвакуировать население в ПВР и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
По прогнозу предполагаемых угроз чрезвычайных ситуаций на территории города планируется одновременная эвакуация до 100 человек пострадавших.
В соответствии с постановлением Администрации N 1073 от 19.02.2015 г. в муниципальном образовании создано шесть ПВР и не один, на сегодняшний день, не оборудован спальными местами; не имеется душевых, не оборудованы комнаты матери и ребенка.
Утверждена "Номенклатура и объем запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны на территории муниципального образования "Город Шахты". Проблемные вопросы выносятся на рассмотрение Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Шахты, проведено 10 заседаний (в 2015 г.- 7).
Для хранения материального резерва на особый период и случай возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо создать запасы материально технических средств, для хранения которых нет оборудованных складских помещений. Все помещения, в которых располагается учреждение, требуют текущего ремонта. Для эффективного решения возложенных задач, необходимо ежегодно обеспечивать повышение квалификации спасателей, оперативных дежурных и специалистов управления.
Решение перечисленных проблем может быть реализовано только в рамках программных мероприятий. Это будет способствовать повышению безопасности людей, а своевременно проведенные профилактические мероприятия повысят надёжность работы объектов жизнеобеспечения и объектов экономики города, что в свою очередь окупит затраты на реализацию этой программы.
В качестве базового показателя для анализа реализации муниципальной программы принят показатель, как среднее суммы показателей за 2014 - 2015 годы.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT", утвержденной решением Шахтинской городской думы от 27.09.2012 г. N 296, в рамках муниципальной программы определены приоритеты, которые позволят минимизировать перспективные риски и угрозы развития города, и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие города.
Реализация муниципальной программы в полном объеме позволит:
- снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, ландшафтных пожаров и происшествий на воде и смягчить их возможные последствия;
- повысить уровень проведения профилактических мероприятий направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, ландшафтных пожаров и происшествий на воде;
- повысить уровень оперативности реагирования экстренных служб.
Социальная эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в улучшении качества работ по спасанию и оказанию экстренной помощи людям, попавшим в беду, снижению количества погибших в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, пожарах и происшествиях.
Экономическая эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в обеспечении снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий.
Экологическая эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в снижении масштабов загрязнения природной среды в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации Программы, на которые ответственный исполнитель Программы не может оказать непосредственного влияния.
К данным факторам риска отнесены:
а) риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, диверсии и террористические акты и другие;
б) риск возникновения экстремальных климатических явлений (аномально жаркое лето, холодная зима и т.п.). Такие явления могут оказывать влияние на показатели числа чрезвычайных ситуаций природного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и их последствий;
в) риск обеспечения финансирования Программы, связанный с возможным недофинансированием ее мероприятий в силу дестабилизации экономической ситуации;
г) общественные риски, обусловленные наличием организаций, общественных объединений, групп населения, интересы которых могут расходиться с мероприятиями Программы или превышать возможности по финансированию мероприятий;
д) технологический риск, обусловленный высокой степенью износа основных фондов МКУ г. Шахты "Управление по делам ГО ЧС".
Первые два риска могут оказать существенное влияние, что приведет к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий и количества пострадавших людей.
Технологический риск, обусловленный высокой степенью износа основных производственных фондов, может оказать существенное влияние на ухудшение показателей, связанных с приобретением новой современной техники и оборудования, и негативно повлиять на сроки и результаты реализации отдельных мероприятий Программы. В целях минимизации негативного влияния рисков предусматриваются следующие меры:
- проведение мониторинга действующего законодательства;
- своевременное внесение изменений в действующие муниципальные правовые акты;
- внесения в установленном порядке изменений в план реализации муниципальной программы в части перераспределения финансовых средств на выполнение приоритетных мероприятий.
В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах нормативная правовая база в целом создана.
Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями на очередной финансовый год в установленном порядке. В течение периода реализации программы объемы финансирования подлежат уточнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.