Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы молодежной политики в городе Шахты
Государственную молодежную политику в городе Шахты следует рассматривать как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития города, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
На территории города Шахты по состоянию на 01.01.2014 по данным Отдела государственной статистики N 16 Ростовстата проживает 54944 гражданина в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе обучающихся в школах - 5612 человек, в профессиональных образовательных организациях - 6106 человек, в образовательных организациях высшего образования - 8343 человек; работающая молодежь 26477 человек; временно неработающая молодежь - 3986 человек; количество молодежи, получивших субсидии на организацию своего дела - 33 человека (2 из них стали победителями конкурса на представление субсидий начинающим предпринимателям); количество трудоустроенных - 1943 человека, количество многодетных молодых семей - 493 семьи.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни.
Поэтому имеется необходимость и возможность принятия муниципальной программы как инструмента координации в области реализации мер по работе с молодыми людьми как между различными ведомствами и органом местного самоуправления, так и между учебными заведениями, общественными организациями, молодежными общественными объединениями и т.д.
В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодежи в последние десятилетия проявились негативные тенденции, которые, являясь факторами риска при сохранении текущей экономической ситуации, могут усиливаться.
К факторам риска реализации программы относятся следующие тенденции:
Первая тенденция - снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие масштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации экономики.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития города и региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
Третья тенденция - отсутствие полноценной системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом реализуемые программы не всегда нацелены на реабилитацию молодых людей и их возвращение к полноценной жизни. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие, - социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни.
Четвертая тенденция - замещение исторически оправданных и соответствующих национальным интересам идеалов молодежи на псевдосовременные модели потребительского поведения.
Наконец, перечисленные выше негативные тенденции усугубляются отсутствием современной инфраструктуры государственной молодежной политики, что выражается в ряде системных проблем. Целый ряд предоставляемых государственных услуг не представляет интереса для современной молодежи, что приводит к низкому спросу на них.
Также вызывает опасение тенденция "потери человеческого капитала", так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития города Шахты и Ростовской области.
Перечисленные тенденции требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизни молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
В силу многогранности решаемых проблем возникает необходимость координации действий органа местного самоуправления, учебных заведений и молодежных общественных объединений.
Обозначенный спектр проблем сводится к специфике взаимоотношений внутри и вне муниципального молодежного сообщества. Отсюда потребность в новом формате реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне.
Мерами управления данными рисками должны стать:
- принцип конкурсного отбора проектов, ориентирующий молодежь к самовыражению на уровне учебного заведения, молодежного объединения, муниципальном, зональном, областном, окружном и федеральном уровне;
- синтез мероприятий долгосрочного и краткосрочного характера, обеспечивающий, с одной стороны получение незамедлительных качественно значимых результатов, с другой - их соответствие, а при необходимости корректировка для обеспечения соответствия, обозначенным главным целям программы;
- серия мероприятий стратегической направленности, концептуально меняющая систему работы с молодежью на муниципальном уровне по пути формирования условий для становления молодежи субъектом, реализующим государственную молодежную политику;
- поддержка реализации лучших социальных проектов молодежи;
- развитие инициативы и самостоятельности молодежных творческих и профессиональных объединений, отдельных представителей молодежи.
В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах города Шахты, Ростовской области и России в целом.
Отметим, что реализация мероприятий государственной молодежной политики на территории города Шахты Ростовской области за последнее десятилетие позволила создать необходимые условия для социализации и самореализации молодежи. Вместе с тем в условиях глобализации и интенсивного развития информационных коммуникаций, воздействующих на выбор вектора саморазвития современной молодежью, возникает необходимость в совершенствовании механизма формирования и реализации государственной молодежной политики, в том числе с усилением акцента на вопросы патриотического воспитания.
Социальным эффектом реализации муниципальной программы являются:
- повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
- увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней;
- сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
- повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
- четко сформированная позиция молодых людей в вопросах патриотических проявления и общегосударственной самоидентификации;
- снижение уровня правонарушений среди молодежи.
Использование программно-целевого метода позволит оптимизировать деятельность органа местного самоуправления при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Исходя из вышесказанного, для решения сложившихся проблем необходимо использовать программно-целевой метод, который позволит:
- обеспечить эффективное использование созданных инструментов и технологий реализации приоритетов молодежной политики;
- обеспечить дальнейшее использование инновационных технологий решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
- обеспечить условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения;
- обеспечить дальнейшее саморазвитие сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие города, области, страны.
В соответствии с различными интересами и потребностями указанных выше целевых групп, в целях охвата всех указанных категорий молодых граждан, реализация муниципальной программы города Шахты "Молодежь города" предусматривает различные комплексные мероприятия и направления деятельности.
Организация мероприятий в рамках приведенных ниже направлений позволит реализовать приоритетные задачи в сфере стратегического социально-экономического развития г. Шахты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.