Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения в г. Шахты
Возрастной состав жителей г. Шахты характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 41247 человек, в трудоспособном возрасте - 133569 человека, старше трудоспособного возраста - 61318 человека. Рождаемость в 2015 году составила 11,9 случая на 1000 населения, смертность - 14,7 случаев на 1000 населения. Рождаемость в 2016 году составила 10,25 случая на 1000 населения, смертность - 14,28 случаев на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2015 году остались болезни системы кровообращения (41,7 процентов от общего количества умерших), новообразования (9,9 процентов), органы пищеварения - 6,9 процентов и внешние причины (5,0 процентов), 2016 году - болезни системы кровообращения (41,8 процентов от общего количества умерших), новообразования (10,6 процентов), органы пищеварения - 7,7 процентов и внешние причины (5,1 процентов)
Всего к началу 2016 года в г. Шахты функционирует 19 лечебно-профилактических учреждений, включая 13 учреждений, находящихся в муниципальной собственности, и 6 учреждений областной подчиненности.
Коечный фонд муниципальных стационарных учреждений составляет 1470 коек, включая 1150 коек с круглосуточным пребыванием и 320 коек с дневным пребыванием. В структуре муниципального коечного фонда 100 коек сестринского ухода и 35 коек (хосписные) для оказания паллиативной помощи. В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 27 процентов, в то же время мощность дневных стационаров всех видов увеличилась на 65 процентов.
За время реализации национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения, практически все учреждения муниципального подчинения обеспечены современным оборудованием, позволяющим оказывать качественную медицинскую помощь на современном уровне, обеспечить ее доступность и преемственность в лечении на стационарном и амбулаторно-поликлиническом этапах.
Основным приоритетом Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей г. Шахты, для чего требуется обеспечение доступности оказания медицинской помощи, профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи; обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В г. Шахты реализованы крупномасштабные проекты: мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года, муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения г. Шахты на 2010 - 2014 годы", муниципальная долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения г. Шахты на 2011 - 2013 годы".
Итоги реализации указанных программ позволили к 2015 году стабилизировать негативные демографические тенденции, а также улучшить ряд демографических показателей:
увеличилась рождаемость - в 2015 году показатель составил 11,9 случая на 1000 тыс. населения против 11,3 случая на 1000 тыс. населения в 2014 году;
В 2016 году снизился показатель рождаемости и составил 10,25, что на 13,8% меньше по сравнению с 2015 годом.
снизился показатель смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2015 году составил 14,7 случая (в 2014 году - 14,9 случаев), что отражает положительную динамику.
снизился показатель смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2016 году составил 14,28 случая (в 2015 году - 14,7 случаев), что отражает положительную динамику.
Вместе с тем, в целом демографическая ситуация в г. Шахты пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. По состоянию на 1 января 2017 года численность постоянного населения г. Шахты составляла - 235,49 тыс. человек, на 1 января 2016 г. - 236,75 тыс. человек. Сложившийся под влиянием длительного снижения рождаемости регрессивный тип возрастной структуры населения (доля населения старших возрастов превышает долю детей и подростков) не обеспечивает численного роста населения г. Шахты и приводит к его старению. Средний возраст населения г. Шахты увеличивается.
К настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное, несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
неполное внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи;
отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.
В результате проводимых в г. Шахты мероприятий по снижению младенческой смертности по итогам 2015 года показатель не превышает аналогичный среднеобластной показатель (7,9 случаев) и составляет 5,49 случаев (на 1000 детей, родившихся живыми), по итогам 2016 показатель не превышает аналогичный среднеобластной показатель (7,7 случаев) и составляет 6,59 случаев (на 1000 детей, родившихся живыми).
Будет продолжено проведение комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы службы родовспоможения и детства, для устранения факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой смертности.
Имеет место недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работающего населения.
Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации.
Кроме того, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года связано с необходимостью решения существующих проблем. Таким образом, структура Программы должна охватывать как направления, связанные с решением первоочередных проблем смертности и заболеваемости населения г. Шахты, так и направления, обеспечивающие дальнейшее развитие системы охраны здоровья.
Дальнейшее внедрение новых методов и способов диагностики, применение различного рода лекарств, вакцин, внедрение методов малоинвазивной хирургии позволит снизить уровень инвазивного прямого вмешательства, сделать процесс лечения более щадящим, а во многих случаях - предотвратить развитие опасного заболевания.
В ходе реализации Программы предполагается дальнейшее активное распространение и усиление роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний.
На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и их эффективное лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению своего здоровья.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить применение инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р, декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг здравоохранения требуемого качества.
В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; снижение младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на период до 2020 года основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2014 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранение, решение проблемы их кадрового обеспечения. Также программа нацелена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT", государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения", концепции развития здравоохранения Ростовской области до 2020 года.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. Ключевым фактором привлечения и удержания высококвалифицированных кадров является уровень качества и доступности системы охраны здоровья.
Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации в г. Шахты, снижение смертности в трудоспособном возрасте; структурная и технологическая модернизация здравоохранения; увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.
К рискам, в том числе, относятся:
1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.
2. Финансовые риски. Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению обеспеченности и качества медицинской помощи, оказываемой жителям г. Шахты, и как следствие, целевые индикаторы Программы не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.
3. Организационные риски. Под ними понимается низкий уровень управления программой: несвоевременная корректировка программных мероприятий и целевых индикаторов, неслаженная работа коллектива ответственного исполнителя, не проведение мониторинговых мероприятий за состоянием сферы здравоохранения в городе. Преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической и кадровой работы с сотрудниками Департамента здравоохранения, подведомственных ему учреждений, а также жесткой привязки оценки деятельности ответственного исполнителя к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения.
В рамках реализации Программы осуществление мер регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации Программы не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.