Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты"
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет экологическую безопасность как состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение экологической безопасности на территории города является одним из важных факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также необходимым условием качества жизни и здоровья населения.
Стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT" определено обеспечение экологического уровня города, что возможно при формировании комфортной, безопасной среды обитания и как следствие ведёт к улучшению условий проживания граждан.
Экологические проблемы города Шахты типичны для многих регионов России и муниципальных образований Ростовской области: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, загрязнение водных объектов, проблемы в области обращения с отходами производства и потребления.
Перспективное решение проблем экологии требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, что обусловило необходимость разработки муниципальной программы города Шахты "Охрана окружающей среды" (далее - муниципальная программа).
Муниципальная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение первоочередных задач в сфере охраны окружающей среды, осуществление которых будет способствовать улучшению состояния воздушного бассейна, почвенного покрова, оздоровлению водных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, повышения уровня экологического образования населения.
Выбор мероприятий муниципальной программы основан на анализе экологической ситуации в городе и результатах научно-исследовательской работы "Оценка современных геоэкологических условий на территории города Шахты и выявление тенденций их изменения под влиянием природных и техногенных факторов".
Одной из наиболее серьёзных экологических проблем, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.
Воздушная среда города Шахты подвержена постоянному воздействию стационарных и передвижных источников выбросов.
Ежегодно в городе увеличивается количество автотранспорта и в настоящее время доля выбросов от автотранспорта составляет до 80% от общего количества выбросов загрязняющих веществ.
Постоянными экологически опасными объектами комплексного (системного) загрязнения окружающей среды являются расположенные на территории города 47 породных отвалов угольных шахт.
На территории города наблюдается слабое и среднее загрязнение почвенного покрова, поэтому своевременная ликвидация несанкционированных свалок и свалочных очагов будет способствовать улучшению, как экологической обстановки, так и санитарно-эпидемиологической ситуации.
В настоящее время городской полигон твёрдых бытовых отходов перегружен по массе отходов, характеризуется систематическими нарушениями технологии складирования, следствием чего является его возгорание, загрязнение прилегающих земель и воздушного бассейна.
Практически все поверхностные водоёмы на территории города подвержены антропогенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждено результатами мониторинга, выполненного в 2008 - 2009 годах.
Высокий уровень залегания грунтовых вод на территории города, плохая пропускная способность водотоков, балок, речек приводит к подтоплению жилой застройки. В первую очередь это выражается в сложной паводковой ситуации, в подтоплении и затоплении жилых домов, земельных участков, объектов городской инфраструктуры. В зону возможного затопления попадают свыше 500 домов с населением более 1500 человек.
Выполненные в 2006 - 2010 годах ремонтно-восстановительные работы на гидротехнических сооружениях (далее - ГТС) водохранилища ХБК и пруда 20 лет РККА позволили обеспечить их дальнейшую эксплуатацию, однако уровень безопасности гидротехнических сооружений пруда "Казённый", пруда у пос. Сидорово-Кадамовский, пруда 20 лет РККА остаётся аварийным и опасным, отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, обеспечивающая безопасность ГТС.
Возникновение экологических проблем обусловлено также и социально-экономическими факторами. Без участия гражданского общества, представителей бизнеса и деловых кругов, совместного обсуждения, принятия и реализации решений улучшить качество окружающей среды не получится.
Однако уровень экологической культуры и экологического сознания части населения города, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остаётся довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается представление населению объективной информации.
К объектам природоохранного назначения отнесены водоотливные комплексы с очистными сооружениями шахт "Глубокая" и "Южная", эксплуатируемые МБУ "Эксплуатация водоотливных комплексов" г. Шахты, которые построены за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Данные объекты переданы в муниципальную собственность, однако их оснащение и строительство не было проведено в полном объёме, что способствовало накоплению экологического ущерба выраженного в сверхнормативном накоплении иловых осадков, необходимости реконструкции технологического оборудования для достижения проектных нормативов качества очистки шахтных вод.
Оценка состояния окружающей городской среды определила дальнейшую постановку задач и необходимость их решения в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.
Мероприятия по мониторингу позволяют получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, её изменениях в зонах возможного негативного воздействия. Данные мониторинга используются не только для принятия целенаправленных мер по улучшению экологической обстановки, но и для оценки эффективности осуществления природоохранных мероприятий.
Комплекс мероприятий муниципальной программы направлен на повышение экологической грамотности населения, обеспечение населения полной информацией о состоянии окружающей среды. Реализация мероприятий будет способствовать: для руководителей и специалистов предприятий - повышению образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии, для населения - возможность оценить ситуацию и выработать правильную поведенческую стратегию, для школьников - формирование экологически ориентированного мировоззрения, здорового образа жизни, бережного отношения к природе.
Мероприятия в области охраны и использования водных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений сформированы по отчёту "Разработка мероприятий по снижению негативного влияния водных объектов в паводковый период на территории г. Шахты Ростовской области" и результатам обследования гидротехнических сооружений, находящихся на территории города.
В целях предотвращения ущерба от негативного воздействия вод муниципальной программой предусматривается получение субсидии за счёт средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета на выполнение работ по разработке ПСД на реконструкцию ГТС пруда "Казённый" в рамках областной государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование".
Организация системы учёта обращения с отходами позволит обеспечить информацией для принятия управленческих решений природоохранные, коммунальные службы, проектные организации, перейти на вторичное использование отходов на предприятиях и уменьшить количество мест размещения отходов, отрегулировать сбор и вывоз отходов, сократив количество несанкционированных свалок.
В ближайшие годы планируется реализация проекта строительства межмуниципального полигона в Красносулинском районе и мусороперегрузочной станции на городском полигоне твёрдых коммунальных отходов, что позволит сократить количество захороненных отходов, извлекать вторичные материалы и продлить срок службы полигона, а его дальнейшая рекультивация обеспечит создание экологически безопасной зоны проживания граждан в районе размещения городского полигона ТКО.
Необходимо создавать и развивать особо охраняемые природные территории местного значения. Постановлением Администрации города от 14.09.2015 N 5000 в г. Шахты создана особо охраняемая природная территория местного значения "Дуб черешчатый" (далее - ООПТ). ООПТ, площадью 0,01 га, которая располагается на земельном участке Александровского парка, является зоной с особыми условиями использования территорий и не подлежит приватизации.
Реабилитация территорий и ликвидация нанесённого экологического ущерба, вследствие закрытия нерентабельных угольных предприятий позволит предотвратить подтопление городской территории шахтными водами, загрязнение поверхностных водных объектов, утилизировать накопленные иловые осадки.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией муниципальной программы:
- финансовые риски реализации муниципальной программы связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий за счет бюджетных средств;
- природно-климатические влияния климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек области, на состояние гидротехнических сооружений и берегов водных объектов, состояние древесно-кустарниковой растительности;
- социальный (человеческий) - уничтожение информационных знаков, захламление городской территории, вандализм в отношении объектов особо охраняемых природных территорий.
Мерами управления указанными рисками являются:
- детальное планирование хода реализации муниципальной программы;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий муниципальной программы;
- своевременная ежегодная актуализация муниципальной программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов ее реализации;
- проведение в течение всего срока реализации муниципальной программы мониторинга и прогнозирования текущего состояния окружающей среды в городе с целью актуализации государственной программы (в случае необходимости);
- детальное планирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды, с учетом возможности местного бюджета по их финансированию;
- консультационная поддержка предприятий-природопользователей, общественных организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды и экологического образования;
- информирование населения по вопросам охраны окружающей среды и привлечения к участию в экологических общественных акциях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.