Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 26.12.2013 N 817
Методические рекомендации
по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти (далее - Положение), утвержденным настоящим постановлением, в целях методического обеспечения подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти (далее - доклад) на региональном уровне.
1.2. Доклад разрабатывается и представляется областным органом исполнительной власти в порядке и сроки, определенные Положением и настоящими Методическими рекомендациями.
1.3. Объем основного текста доклада определяется из расчета до 50 страниц. Дополнительные материалы, расчеты и обоснования, а также таблицы по формам в соответствии с приложением к Положению и настоящими Методическими рекомендациями представляются в виде отдельных приложений, объем которых не ограничивается. Основной текст и приложения к докладу представляются в электронном виде в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel соответственно.
2. Подготовка раздела I
"Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности"
2.1. В первом разделе доклада должна быть представлена структура стратегических целей, тактических задач, государственных программ и показателей, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах деятельности областного органа исполнительной власти.
2.2. Требования к формированию стратегических целей областного органа исполнительной власти.
2.2.1. Стратегические цели областного органа исполнительной власти должны соответствовать приоритетам государственной и областной политики и являться подцелями стратегических целей развития Ростовской области.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.2.3. Совокупность стратегических целей должна охватывать все направления деятельности областного органа исполнительной власти, следовательно, определение приоритетных стратегических целей для планового периода должно осуществляться исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции областного органа исполнительной власти, - Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, посланий Президента Российской Федерации, концепции политики области в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, Правительства Ростовской области.
2.2.4. Количество стратегических целей, как правило, не должно превышать 5.
2.2.5. Если появилась необходимость в декомпозиции основной стратегической цели областного органа исполнительной власти на подцели, то в докладе должен быть приведен краткий анализ их взаимосвязи.
2.2.6. При определении стратегических целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
специфичность (стратегические цели должны соответствовать компетенции областного органа исполнительной власти);
измеримость (достижение стратегической цели можно проверить с помощью учитываемых показателей конечных общественно значимых результатов);
достижимость (стратегические цели должны быть потенциально достижимы).
2.2.7. Формулировка стратегической цели должна быть краткой и ясной, не должна являться функцией или мероприятием, реализуемым областным органом исполнительной власти, а также содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной стратегической цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели.
2.2.8. Правильно сформулированная система стратегических целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (то есть подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения стратегических целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности областного органа исполнительной власти при формировании и подготовке.
2.2.9. Для каждой стратегической цели в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее достижения в отчетном и плановом периодах.
2.3. Требования к формированию тактических задач областного органа исполнительной власти.
2.3.1. Тактические задачи представляют собой конкретизацию направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей. Достижение стратегической цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из стратегических целей областного органа исполнительной власти. Для каждой стратегической цели следует сформировать, как правило, от 2 до 7 тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности областного органа исполнительной власти, необходимые для достижения соответствующей стратегической цели. Следует избегать постановки тактических задач, направленных на обеспечение деятельности самого областного органа исполнительной власти.
2.3.2. Совокупность тактических задач по каждой стратегической цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения стратегической цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения стратегической цели).
2.3.3. Сроки решения каждой из или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения стратегической цели, для достижения которой выделяется тактическая задача.
2.3.4. Для каждой тактической задачи в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее решения в отчетном и плановом периодах.
2.3.5. В случае, если решение тактической задачи требует специальных действий со стороны других областных органов исполнительной власти, при описании тактической задачи необходимо сформулировать межведомственные задачи для тех областных органов исполнительной власти, от которых зависит решение данной задачи.
2.3.6. Межведомственной задачей является тактическая задача, решение которой невозможно без дополнительных действий со стороны других областных органов исполнительной власти, являющихся соисполнителями, и требующая координации и организации со стороны отраслевого органа исполнительной власти Ростовской области. Ответственность за решение межведомственной задачи, включая достижение целевых значений показателей задачи, а также за организацию согласования действий с другими областными органами исполнительной власти несет отраслевой орган исполнительной власти Ростовской области.
2.3.7. В случае, если решение тактической задачи затрагивает компетенцию или требует действий со стороны органов местного самоуправления, могут быть сформулированы межуровневые задачи для органов местного самоуправления, от которых зависит решение данной задачи. Описание межуровневой задачи должно содержать:
краткое обоснование необходимости постановки межуровневой задачи и ее взаимосвязь с тактическими задачами областного органа исполнительной власти;
характеристику действий, к сфере которых относится межуровневая задача;
показатели решения межуровневой задачи для областного органа исполнительной власти и органов местного самоуправления и их значения для отчетного и планового периодов.
2.3.8. Формулировка межуровневой задачи должна предполагать действия в рамках полномочий тех органов местного самоуправления, для которых она поставлена.
2.3.9. Постановка межуровневой задачи для органов местного самоуправления предполагает ведение областным органом исполнительной власти мониторинга деятельности по ее решению и показателей ее решения органами местного самоуправления. Форма и способы мониторинга должны быть описаны в дополнение к формулировке и описанию межуровневой задачи.
2.4. Требования к информации о реализации государственных программ, включаемой в доклад.
2.4.1. В случае, если одним из способов или инструментов решения конкретной тактической задачи областного органа исполнительной власти являются государственные программы, в докладе приводятся государственные программы (с подпрограммами, основными мероприятиями и мероприятиями ведомственных целевых программ), по которым областной орган исполнительной власти утвержден ответственным исполнителем, соисполнителем, участником.
2.4.2. Для каждой государственной программы необходимо указать:
наименование государственной программы;
сроки реализации государственной программы;
перечень показателей государственной программы, отражающих ее вклад в достижение той тактической задачи, на достижение которой они направлены;
основные мероприятия, мероприятия ведомственных целевых программ, направленные на решение конкретной тактической задачи.
2.4.3. В случае, если государственная программа направлена на реализацию нескольких тактических задач областного органа исполнительной власти, информация в соответствии с требованиями подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего раздела приводится под каждой тактической задачей с тем перечнем показателей, которые отражают степень реализации конкретной тактической задачи.
Перечень показателей государственной программы в рамках нескольких тактических задач областного органа исполнительной власти не должен повторяться.
2.5. Требования к формированию системы показателей, характеризующих степень достижения стратегических целей, решения тактических задач и реализации государственных программ областного органа исполнительной власти.
2.5.1. Стратегические цели, тактические задачи и государственные программы должны быть измеримыми. Степень их достижения оценивается с помощью системы показателей, которая должна информировать Губернатора Ростовской области и его заместителей о результатах деятельности областного органа исполнительной власти и давать оценку степени достижения поставленных перед ним целей.
С этой целью в данном разделе доклада и в таблице, представляемой по форме согласно приложению N 1 к Положению, должна быть представлена система необходимых показателей.
2.5.2. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципами:
минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления. По каждой стратегической цели и тактической задаче должны быть приведены от 2 до 5 показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные. По каждой государственной программе приводятся показатели (не более 5), направленные на реализацию конкретной тактической задачи;
использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет выполнения функций и оказания областным органом исполнительной власти, а также подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств государственных услуг. Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы государственной власти (местного самоуправления), за исключением самого областного органа исполнительной власти и подведомственных ему учреждений.
2.5.3. Включаемые в систему показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатели должны непосредственно характеризовать прогресс в достижении стратегической цели или решении тактической задачи и охватывать все существенные аспекты достижения стратегической цели или решения тактической задачи;
объективность (точность) - показатели не должны приводить к искажению деятельности областного органа исполнительной власти, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки;
однозначность - определение показателей должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год);
принадлежность - один и тот же показатель (в том числе и показатель государственной программы) не может характеризовать достижение различных стратегических целей и тактических задач областного органа исполнительной власти;
определенность - наименование показателя не должно быть сформулировано как действие.
2.5.4. В случае возникновения сложности при расчете показателя стратегической цели или тактической задачи, к тексту доклада должна быть приложена методика его расчета по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.
2.5.5. В таблице, представляемой по форме согласно приложению N 1 к Положению, по каждому показателю необходимо указать:
нумерацию показателя согласно указанной форме;
фактическое значение за год, предшествующий отчетному;
плановое (указанное в предыдущем докладе) и фактическое значения за отчетный год;
плановое и ожидаемое (прогнозируемое) значения на текущий год;
планируемые значения на каждый год планового периода;
целевое значение;
год достижения целевого значения (не должен превышать срок достижения стратегической цели, решения тактической задачи, реализации государственной программы).
Целевое значение показателя может устанавливаться с учетом и на основе:
значения аналогичного показателя государственных программ;
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена.
2.5.6. В докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, а также оценить риски внешних (не зависящих от областного органа исполнительной власти) факторов, воздействующих на этот уровень.
2.5.7. В текстовой части доклада по каждому показателю стратегической цели или тактической задачи необходимо привести анализ динамики значений показателя по годам отчетного и планового периодов.
Если плановое и фактическое значения показателя за отчетный период не совпадают, то в докладе приводится описание причин данного отклонения.
Если плановое значение показателя за отчетный год в представляемом докладе отличается от планового значения показателя той же стратегической цели (тактической задачи, государственной программы), зафиксированной в докладе прошлого года, то в докладе дается обоснование изменения планового значения.
2.5.8. По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей стратегической цели или тактической задачи, а также показателями разных лет должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:
внутренние факторы (на которые областной орган исполнительной власти мог влиять);
внешние факторы (на которые областной орган исполнительной власти не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
2.5.9. При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых значений показателей отдельно необходимо указать влияние, которое было оказано на их достижение другими областными органами исполнительной власти.
2.5.10. Для каждой группы факторов по возможности проводится оценка ее влияния на отклонение фактических значений показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
2.5.11. По результатам факторного анализа обосновывается изменение стратегических целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование государственных программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
2.6. При формировании данного раздела доклада областной орган исполнительной власти обязан обеспечить преемственность стратегических целей, тактических задач и показателей деятельности из докладов, разработанных и утвержденных ранее.
Отклонения в разрабатываемом докладе (в виде изменения состава стратегических целей, тактических задач и показателей) допускаются лишь в случаях:
изменения стратегических целей развития Ростовской области на планируемый период;
изменения полномочий областного органа исполнительной власти;
выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных в докладе показателей деятельности областного органа исполнительной власти.
В случае наличия в докладе таких изменений областной орган исполнительной власти должен привести обоснование причин их внесения.
3. Подготовка раздела II
"Результативность бюджетных расходов"
3.1. В данном разделе доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности областного органа исполнительной власти в отчетном и плановом периодах, а также представляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между получателями средств с учетом результатов их деятельности и т.д.).
3.2. Оценка производится по следующим направлениям:
3.2.1. Степень достижения стратегических целей и решения тактических задач областным органом исполнительной власти.
3.2.2. Степень соответствия запланированному уровню затрат.
3.2.3. Отклонения показателей деятельности и затрат и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:
обоснование ситуаций, когда показатели по стратегическим целям выполнены, а по соответствующим им тактическим задачам не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по стратегическим целям не выполнены, а по соответствующим им тактическим задачам выполнены;
обоснование ситуаций, когда недостигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;
обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних тактических задач и перевыполнение других;
обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей.
3.3. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных стратегических целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
3.4. Для обеспечения достижения запланированных в разделе I доклада стратегических целей, тактических задач и показателей деятельности областной орган исполнительной власти должен осуществлять следующие мероприятия:
проводить мониторинг текущего состояния показателей в сравнении с показателями по Южному федеральному округу и по Российской Федерации в целом;
выявлять основные причины их отклонения;
определять возможные и конкретные механизмы влияния областного органа исполнительной власти на состояние показателей.
3.5. В рамках мониторинга выполнения показателей, предусмотренных в докладе, областной орган исполнительной власти осуществляет мониторинг реализации государственных программ, осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Ростовской области, и достижения запланированных в докладе показателей деятельности областного органа исполнительной власти. Мониторинг выполнения данных показателей осуществляется областным органом исполнительной власти самостоятельно.
3.6. При проведении оценки рекомендуется произвести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей:
3.6.1. Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, и затрат на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги).
3.6.2. Общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) и непосредственных показателей деятельности.
3.7. Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет.
3.8. В данном разделе доклада должны также быть приведены мероприятия, которые областной орган исполнительной власти наметил осуществить с целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами, а также количественно оценить эффект от осуществления этих мероприятий (в виде экономии расходов или увеличения результатов при данном объеме расходов). Указанные оценки должны быть представлены в приложении к докладу.
3.9. В число направлений, которые могут быть отражены в данном разделе, следует отнести:
3.9.1. Меры по оптимизации бюджетной сети:
уточнение реестра учреждений;
создание системы оценки деятельности учреждений.
3.9.2. Меры по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования:
подготовка методических указаний по подготовке бюджета по структурным подразделениям;
повышение доли программных видов деятельности.
3.9.3. Меры по распределению ассигнований между подведомственными учреждениями с учетом результатов их деятельности:
внедрение результативных принципов управления подведомственными учреждениями;
внедрение конкурентного распределения средств между структурными подразделениями, подведомственными учреждениями.
3.9.4. Меры по совершенствованию системы государственных закупок:
совершенствование системы государственных закупок областного органа исполнительной власти и подведомственных учреждений;
разработка и реализация предложений по развитию ведомственной нормативной и методической базы по организации государственных закупок товаров, работ и услуг.
3.9.5. Совершенствование механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов:
разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности структурных подразделений, подведомственных учреждений, создание системы стимулов;
разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности государственных служащих - работников областного органа исполнительной власти.
3.9.6. Меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и формированию системы внутреннего аудита:
анализ действующей системы внутреннего контроля и аудита (аудита результативности) с целью выявления сильных и слабых сторон;
разработка концепции ведомственной системы внутреннего аудита (подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, организация работы, методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органами государственного контроля);
разработка порядка и процедур ведомственного внутреннего аудита;
разработка и реализация плана мероприятий по проведению внутренних аудиторских проверок.
3.9.7. Меры по изменению организационной структуры областного органа исполнительной власти, осуществляемые с целью приведения ее в соответствие с требованиями бюджетирования, ориентированного на результат:
образование новых структурных подразделений и/или изменение функций существующих;
изменение системы взаимодействия между структурными подразделениями, структуры информационных потоков и механизмов принятия решений;
введение персональной ответственности за реализацию запланированных целей, задач, результатов.
3.9.8. Меры по повышению экономичности отдельных статей бюджетных расходов, в том числе в подведомственных учреждениях:
меры по энерго- и ресурсосбережению;
меры по реализации механизмов стратегического планирования с использованием информационных технологий;
меры по совершенствованию механизмов управления человеческими ресурсами.
Начальник общего отдела |
В.В. Сечков |
Приложение
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов
о результатах и основных
направлениях деятельности
областных органов
исполнительной власти
Методика
расчета показателей достижения стратегических целей, решения тактических задач областным органом исполнительной власти
N* |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Формула расчета показателя |
Обозначение переменных формулы |
Источник информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Номер показателя должен соответствовать номеру, указанному в приложении N 1 к Положению о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. N 817 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.