Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 3511 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Администрации
города Шахты
02.10.2013 г. N 6250
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ
29 июня 2017 г.
1. Общие положения
Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ города Шахты (далее соответственно - методические рекомендации, программы) определяют требования к разработке проектов программ и подготовке отчетов о ходе их реализации и оценке эффективности.
Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (далее - Порядок), утвержденном постановлением Администрации города Шахты от 23.12.2015 N 6953.
Формирование программ осуществляется исходя из принципов:
- долгосрочности целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения, учёта положений стратегических документов, утверждённых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Законодательным Собранием Ростовской области, Правительством Ростовской области, городской Думой города Шахты, Администрацией города Шахты;
- установления для программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития города Шахты, которое отражает эффект от реализации программы, и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;
- интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных и иных) мер для достижения целей программ;
- определения отраслевого (функционального) органа, структурного подразделения Администрации, муниципального казенного (автономного) учреждения, ответственного за реализацию программы (достижение конечных результатов);
- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей программы;
- проведения оценки результативности и эффективности реализации программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
На первоначальном этапе разработки программы при оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации программы может приводиться оценка влияния реализации программы на экономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).
Информация об оценке планируемой эффективности программы вносится на рассмотрение Коллегии Администрации города Шахты в объеме не более 10 страниц.
2. Разработка проекта программы
2.1. Структура программы, подпрограммы
Программа имеет следующую структуру:
Паспорт программы.
Текстовую часть программы по следующим разделам:
раздел 1 "Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты";
раздел 2 "Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации программы";
раздел 3 "Обоснование выделения подпрограмм, обобщенная характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ";
раздел 4 "Информация по ресурсному обеспечению программы";
раздел 5 "Участие муниципального образования "Город Шахты" в государственных программах";
раздел 6 "Методика оценки эффективности программы";
раздел 7 "Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников программы".
Подпрограммы.
Подпрограмма имеет следующую структуру:
Паспорт подпрограммы.
Текстовую часть по следующим разделам:
раздел 1 "Характеристика сферы реализации подпрограммы";
раздел 2 "Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы";
раздел 3 "Характеристика основных мероприятий, мероприятий подпрограммы";
раздел 4 "Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы";
раздел 5 "Участие муниципального образования "Город Шахты" в реализации подпрограммы государственной программы";
Приложения к программе, формируемые согласно приложениям к настоящим методическим рекомендациям (таблица 1 - 9).
Программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации программы.
К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам, за исключением требований к основным мероприятиям.
В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией программы, в том числе на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации программы (например, переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде; разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями; модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм программы и т.д.), информационное обеспечение реализации программы и мониторинг ее реализации.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, характеризуются количественными индикаторами, отвечающими требованиям пункта 2.5 раздела 2 Порядка.
Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
- расходы на содержание аппаратов отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений Администрации, муниципальных учреждений;
- расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации программы в целом;
- расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач.
В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления и оказание муниципальных услуг в сфере реализации программы, обеспечение эффективного управления реализацией программы.
2.2. Заполнение паспорта программы, подпрограммы
Паспорт программы разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
Программно-целевые инструменты включают мероприятия ведомственных целевых программ в сфере реализации программы. При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".
Цели, задачи и целевые индикаторы, а также этапы и сроки реализации программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими методическими рекомендациями.
В графе "Целевые индикаторы" паспорта перечисляется только наименование целевых индикаторов, со ссылкой на приложение N 1 муниципальной программы (сведения об индикаторах программы, подпрограмм и их значения), в котором приводятся непосредственно значения целевых индикаторов по годам реализации программы.
Ресурсное обеспечение программы включает средства местного бюджета, а также средства федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Объем ассигнований на реализацию программы указывается по программе в целом по годам реализации программы в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Ожидаемые результаты реализации программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект от реализации программы) в сфере реализации программы, сроков их достижения.
Паспорт подпрограммы разрабатывается в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
2.3. Содержание разделов программы и подпрограммы
Раздел 1
В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогнозов развития сферы реализации программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в соседних муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты, выраженные в числовом значении.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты должен определять тенденции ее развития и планируемые показатели по итогам реализации программы. При формировании прогноза развития сферы реализации программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития города Шахты, стратегические документы в сфере реализации программы и текущее состояние сферы реализации программы.
Приоритеты и цели муниципальной политики определяются в стратегии социально-экономического развития города Шахты.
Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации программы.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих методических рекомендаций понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации программы приводятся:
меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
мероприятия подпрограмм программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
мероприятия по управлению реализацией программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию программы.
Под мерами регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования, а также иные меры регулирования. Характеристика мер регулирования в сфере реализации программы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую).
В состав мер регулирования могут входить меры, направленные на стимулирование деятельности юридических и физических лиц в сфере реализации программы.
При оценке влияния результатов применения мер регулирования могут использоваться:
данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;
фактические данные о влиянии аналогичных мер регулирования в сфере реализации программы либо в других секторах экономики, в том числе данные об объемах расходов местного бюджета и объемах выпадающих доходов местного бюджета в связи с применением мер регулирования;
результаты оценки регулирующего воздействия аналогичных актов, разработанных (разрабатываемых) в сфере реализации программы либо в иных секторах экономики;
оценки (в том числе экспертные оценки) последствий реализации предлагаемых мер регулирования.
Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводятся обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Российской Федерации, Ростовской области).
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (таблица 3).
Раздел 2
Цели программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики в сфере реализации программы и определять конечные результаты реализации программы.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач программы. Задача программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или вопросов местного значения в рамках достижения цели реализации программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать индикаторы, характеризующие достижение целей, и индикаторы, характеризующие решение задач. В случае если для какой-либо цели (задачи) программы (подпрограммы) выделяется несколько целевых индикаторов, то их количество не должно превышать 2 наименований для каждой такой цели (задачи).
Информация о составе и значениях индикаторов приводится согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (таблица 1).
Используемые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс (посредством динамики роста, либо стабилизации) в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
объективность (не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
однозначность (определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов и индикаторов, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с индикаторами, используемыми в международной практике);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
В число используемых индикаторов должны включаться индикаторы, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
Индикаторы подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами, характеризующими достижение целей и решение задач программы.
Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам в соответствии с требованиями пункта 2.5 раздела 2 Порядка.
В текущем финансовом году значения целевых индикаторов должны приводиться в соответствие с достигнутыми результатами в отчетном финансовом году (то есть указываются фактически достигнутые значения), что отображается в соответствующей таблице, оформленной, согласно таблице 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Если индикатор определяется исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения по муниципальному образованию "Город Шахты", необходимо дать ссылку на соответствующий пункт (пункты) (федерального, регионального) плана статистических работ, и указать субъект официального статистического учета, обеспечивающий выполнение работ по формированию официальной статистической информации по данному индикатору, а также реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя. Указанная информация представляется согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 7).
Если индикатор не входит в состав данных официальной статистики, то в составе программы приводится методика расчета целевых индикаторов программы, с указанием источника информации расчетных данных, согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (таблица 8).
Предлагаемый индикатор должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) программы.
В качестве наименования индикатора используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения индикатора выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ) (утвержден Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.01.1996 г.).
Для индикатора указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.).
Алгоритм формирования индикатора представляет собой методику количественного (формульного) исчисления индикатора и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета индикатора используются иные индикаторы (далее - базовые индикаторы), необходимо привести их описание. Базовым считается индикатор, с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВРП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
При описании ожидаемых конечных результатов реализации программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации программы. Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации программы.
На основе последовательности решения задач программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации программы.
Раздел 3
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей программы.
Информация об основных мероприятиях и мероприятиях ведомственных целевых программ отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 2).
Состав основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы. Также состав основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ должен быть нацелен на достижение всех целевых индикаторов программы, подпрограмм. Эта взаимосвязь отображается в графе 8 таблицы 2 (то есть все целевые индикаторы должны быть распределены между основными мероприятиями, мероприятиями ведомственных целевых программ).
При формировании состава основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий программы (включаемых в план реализации программы), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач программы, подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться однотипные по характеру мероприятия, но дублирование наименований не допускается. Основные мероприятия должны группироваться по следующим направлениям расходов:
обеспечение выполнения функций отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений Администрации города Шахты и обеспечение деятельности муниципальных учреждений;
социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств областного бюджета;
обеспечение мероприятий;
социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств федерального и/или областного бюджета;
осуществление бюджетных инвестиций;
отражение расходов местного бюджета за счет целевых федеральных, областных межбюджетных трансфертов;
предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями;
программные и непрограммные направления расходов, если их отражение не предусмотрено по обособленным направлениям расходов.
Основное мероприятие, мероприятие ведомственной целевой программы должны быть направлены на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели подпрограммы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Если в рамках реализации программы муниципальными учреждениями предусматривается оказание муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам, в программе должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 4).
Указанные показатели могут включаться в состав индикаторов подпрограммы как индикаторы непосредственных результатов.
В случае включения в программу объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности, в состав программы включается перечень инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности) в соответствии с приложением к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 9).
Указанный перечень на очередной год формируется при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы, по долгосрочным контрактам - в соответствии с графиком производства работ.
Раздел 4
Информация о расходах бюджета на реализацию программы представляется согласно приложению к настоящим методическим указаниям (таблица 5).
Расходы на дорожное хозяйство в части неиспользованных остатков бюджетных ассигнований дорожного фонда Ростовской области, муниципального дорожного фонда отражаются в программах с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством.
Если программа направлена на достижение целей, относящихся к переданным государственным полномочиям, а также предполагается использование иных источников, то в программе, кроме информации о средствах бюджета, должна содержаться информация о безвозмездных поступлениях в местный бюджет (в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов, Фонда содействия реформированию ЖКХ (выделяются в случае необходимости)), и внебюджетных источниках на реализацию программы, представляемая согласно приложения к настоящим методическим рекомендациям (таблица 6).
В данном разделе необходимо указать государственную программу Российской Федерации, федеральную целевую программу, государственную программу Ростовской области, в рамках которой выделяются средства федерального, областного бюджетов.
Средства, выделяемые из государственных внебюджетных фондов и не поступающие в доход местного бюджета, необходимо отражать во внебюджетных источниках.
Расходы на содержание аппаратов отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты, являющихся ответственными исполнителями одной программы, включаются в программу, в которой данный орган является ответственным исполнителем.
В случае если данный орган является ответственным исполнителем двух и более программ, расходы на содержание его аппарата включаются только в одну программу.
У отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты, не являющихся ответственными исполнителями программ, расходы на содержание аппаратов могут отражаться в программе, в которой отражаются мероприятия данного органа в установленной сфере деятельности.
Раздел 5
В данном разделе отображается информация об участии муниципального образования в реализации государственных программ, цели которых близки целям муниципальной программы. При этом необходимо указать наиболее полную информацию, основываясь на соответствующей государственной программе:
сведения об индикаторах (источник данных таблица 11 в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области);
объем субсидий с разбивкой по годам и источникам финансирования (источник данных таблица 12 в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области);
перечень инвестиционных проектов (объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта), находящихся в государственной собственности Ростовской области (источник данных таблица 13 в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области).
Разработка данного раздела позволит скорректировать перечень программных мероприятий для достижения мультипликативного эффекта при реализации и государственной и муниципальной программ, имеющих схожие цели.
Раздел 6
Методика оценки эффективности программы представляет собой оценку фактической эффективности в процессе и по итогам реализации программы и должна быть основана на оценке результативности программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития города.
Методика оценки эффективности программы учитывает необходимость проведения оценок:
степени достижения целей и решения задач подпрограмм и программы в целом посредством выполнения установленных целевых индикаторов;
степени соответствия расходов запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета;
степени реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (достижения ожидаемых результатов их реализации).
В рамках методики оценки эффективности программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых индикаторов программы. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации программы.
Методика оценки эффективности программы предусматривает возможность проведения оценки эффективности программы в течение реализации программы, но не реже чем один раз в год.
Эффективность программы определяется на основании степени выполнения целевых индикаторов, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности программы.
Типовая методика оценки эффективности, которая должна быть приведена в соответствующем разделе каждой муниципальной программы, приведена ниже. Использование иной методики не допускается.
I. Степень достижения целевых индикаторов муниципальной программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
В отношении индикатора, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где - эффективность хода реализации целевого индикатора программы;
- фактическое значение индикатора, достигнутого в ходе реализации программы;
- целевое значение индикатора, утвержденного программой.
Если эффективность целевого индикатора программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному индикатору принимается за 1.
В отношении индикатора, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где - эффективность хода реализации целевого индикатора программы;
- фактическое значение индикатора, достигнутого в ходе реализации программы;
- целевое значение индикатора, утвержденного программой.
Если эффективность целевого индикатора программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному индикатору принимается за 1.
Суммарная оценка степени достижения целевых индикатора программы определяется по формуле:
,
где - суммарная оценка степени достижения целевых индикаторов программы;
- эффективность хода реализации программы по степени достижения целевого индикатора;
- номер индикатора программы;
- количество целевых индикаторов муниципальной программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых индикаторов программы составляет 0,95 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени достижения целевых индикаторов.
Если суммарная оценка степени достижения целевых индикаторов программы составляет от 0,75 до 0,95, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени достижения целевых индикаторов.
Если суммарная оценка степени достижения целевых индикаторов программы составляет менее 0,75, это характеризует низкий уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени достижения целевых индикаторов.
II. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования и не имеющих финансирование, оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где: - степень реализации основных мероприятий;
- количество основных мероприятий (имеющих и не имеющих финансирование), выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество основных мероприятий (имеющих и не имеющих финансирование), запланированных к реализации в отчетном году.
Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении одного из следующих результатов, выбранного по усмотрению ответственного исполнителя программы:
основное мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений индикаторов, считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение индикатора составляет 95 и выше процентов от запланированного и не хуже, чем значение индикатора, достигнутое в году, предшествующем отчетному, при условии неуменьшения финансирования основного мероприятия. В том случае, когда для описания результатов реализации основного мероприятия используется несколько индикаторов, для оценки степени реализации основного мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений индикаторов к запланированным значениям;
основное мероприятие, предусматривающее оказание муниципальных услуг (работ) на основании муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей муниципальных заданий по объему и по качеству муниципальных услуг (работ);
по иным основным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата. Если для основного мероприятия предусмотрено несколько контрольных событий, то условием для того, чтобы такое основное мероприятие считалось выполненным в полном объеме необходимо наступление всех контрольных событий, предусмотренных для данного основного мероприятия.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет 0,95 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени реализации основных мероприятий.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет от 0,75 до 0,95, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени реализации основных мероприятий.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет менее 0,75, это характеризует низкий уровень эффективности реализации муниципальной программы по степени реализации основных мероприятий.
III. Бюджетная эффективность реализации программы города Шахты рассчитывается в несколько этапов:
1. Степень реализации основных мероприятий (далее - мероприятий), финансируемых за счет средств федерального, областного и местного бюджета, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где: - степень реализации мероприятий, финансируемых за счет средств федерального, областного и местного бюджета;
- количество мероприятий (финансируемых из средств федерального, областного и местного бюджетов), выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий (финансируемых из средств федерального, областного и местного бюджетов), запланированных к реализации в отчетном году.
В данном разделе учитываются основные мероприятия, которые имеют бюджетное финансирование.
Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении одного из следующих результатов, выбранного по усмотрению ответственного исполнителя программы:
мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений индикаторов, считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение индикатора составляет 95 и выше процентов от запланированного и не хуже, чем значение индикатора, достигнутое в году, предшествующем отчетному, при условии неуменьшения финансирования мероприятия. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько индикаторов, для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений индикаторов к запланированным значениям, выраженное в процентах;
мероприятие, предусматривающее оказание муниципальных услуг (работ) на основании муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей муниципальных заданий по объему и по качеству муниципальных услуг (работ);
по иным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата. Если для основного мероприятия предусмотрено несколько контрольных событий, то условием для того, чтобы такое основное мероприятие считалось выполненным в полном объеме необходимо наступление всех контрольных событий, предусмотренных для данного основного мероприятия.
2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств федерального, областного и местного бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию программы к их плановым значениям по следующей формуле:
,
где: - степень соответствия запланированному уровню расходов из федерального, областного и местного бюджетов;
- фактические бюджетные расходы на реализацию программы в отчетном году;
- плановые бюджетные ассигнования на реализацию программы в отчетном году.
3. Эффективность использования средств федерального, областного и местного бюджетов рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств федерального, областного и местного бюджетов по следующей формуле:
,
где: - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию программы;
- степень реализации мероприятий, финансируемых за счет средств федерального, областного и местного бюджета;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из федерального, областного и местного бюджетов.
Бюджетная эффективность реализации программы признается:
- высокой, в случае если значение составляет 0,95 и выше;
- удовлетворительной, в случае если значение составляет от 0,75 до 0,95;
- низкой, в случае если значение составляет менее 0,75;
- в случае отсутствия финансирования как такового, значение признается 1,0.
Для оценки уровня эффективности реализации программы применяются следующие коэффициенты весомости:
- степень достижения целевых индикаторов - 0,5;
- реализация основных мероприятий - 0,3;
- бюджетная эффективность - 0,2.
Уровень эффективности реализации муниципальной программы, в целом оценивается по формуле:
,
При определении уровня эффективности реализации программ, финансирования которых из средств федерального, областного и местного бюджетов не предусмотрено, значение принимается равным "1".
Уровень эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году признается высоким, если составляет 0,95 и выше;
Уровень эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году признается удовлетворительным, если составляет от 0,75 до 0,95;
Уровень эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году признается низким если составляет менее 0,75.
Раздел 7
Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности программ определяет ответственный исполнитель программы.
Разделы подпрограммы заполняются аналогично разделам программы в целом.
3. План реализации программы
3.1. Разработка плана реализации программы
План реализации программы (далее - план реализации) разрабатывается на очередной финансовый год и содержит перечень значимых контрольных событий, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы, согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (таблица 10).
Контрольные события программы по возможности выделяются по всем основным мероприятиям, мероприятиям ведомственных целевых программ, за исключением случаев, когда основное мероприятие программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации. Для основных мероприятий допускается выделение нескольких контрольных событий.
В плане реализации по возможности выделяется не менее одного контрольного события для одной подпрограммы в квартал, обеспечивается равномерное распределение контрольных событий в течение года.
В случае наличия в программе перечня инвестиционных проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности, план реализации в обязательном порядке должен содержать контрольные события по каждому объекту строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящемуся в муниципальной собственности.
Основными характеристиками контрольных событий программы являются:
общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия, ведомственной целевой программы и решения соответствующих задач подпрограммы;
нулевая длительность, т.е. событие имеет сиюминутный характер;
возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
3.2. Подготовка отчетов об исполнении планов реализации
Ответственный исполнитель программы подготавливает отчеты об исполнении плана реализации (с учетом информации, представленной соисполнителями и участниками программы) и в случае наличия указания главы Администрации города или его заместителей, или департамента экономики, или Департамента финансов вносит их на рассмотрение Коллегией Администрации города Шахты, по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 11) в порядке и сроки, установленные Порядком.
При подготовке отчета об исполнении плана реализации применяется программа Microsoft Office Excel, используется шрифт Times New Roman, начертание - обычный, размер шрифта - 14 пт (допускается 10-12 пт); одинарный межстрочный интервал, выравнивание абзаца по ширине.
В случае необходимости отчет может дополняться пояснительной информацией, в которой, например, можно отображать следующие сведения:
об ассигнованиях бюджета, предусмотренных программой, в тыс. рублей;
о фактическом освоении средств бюджета по итогам (I полугодия, 9 месяцев) в тыс. рублей и %;
об оплате работ и мероприятий, выполненных в предыдущем финансовом году, в тыс. рублей;
о количестве заключенных контрактов, договоров, соглашений по итогам (I полугодия, 9 месяцев) в тыс. рублей и %;
о выполнении основных мероприятий по каждой подпрограмме (если не выполнены - указать причины и принимаемые меры);
о выполнении контрольных событий по каждой подпрограмме (если не выполнены - указать причины и принимаемые меры), в том числе промежуточные результаты по контрольным событиям, срок наступления которых не наступил;
о ходе выполнения работ по объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящимся в муниципальной собственности.
Оперативный контроль за реализацией программ ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации программы от запланированного.
Объектом контроля является наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по программе на отчетную дату.
В качестве формулировок таких контрольных событий реализации программы рекомендуется использовать следующие:
- нормативный правовой акт утвержден;
- объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
- система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
4. Подготовка отчета о реализации программы за год
Отчет о реализации программы за год (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников программы, согласовывается и вносится на рассмотрение в Администрацию города Шахты (в форме проекта постановления Администрации города Шахты об его утверждении) в порядке и сроки, установленные Порядком.
Годовой отчет содержит:
1. Конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, при описании которых следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей программы.
2. Результаты реализации основных мероприятий подпрограмм и мероприятий ведомственных целевых программ, описание которых включает перечень нереализованных или реализованных не в полном объеме основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме (по форме таблицы 13, которая считается отчётом об исполнении плана реализации программы за год);
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации программы, с приложением анализа фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры программы.
4. Сведения об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию программы (таблица 15).
5. Сведения о достижении значений индикаторов программы, подпрограмм программы за год (таблица 12), с обоснованием отклонений по индикаторам, плановые значения по которым не достигнуты.
6. Информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в программу, которая должна содержать перечень изменений, их обоснование и реквизиты соответствующих актов Администрации города Шахты, городской Думы города Шахты (в случае внесения изменений в связи с корректировкой объемов бюджетного финансирования).
7. Результаты оценки эффективности реализации программы в отчетном году, в том числе бюджетной эффективности.
8. Результаты реализации мер правового регулирования (таблица 14), в составе которых представляются сведения о:
- запланированных и фактически реализованных мерах правового регулирования;
- мерах правового регулирования, предлагаемых к реализации в текущем году и плановом периоде.
9. Предложения по дальнейшей реализации программы, в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий подпрограмм программы и корректировке целевых индикаторов реализации программы на текущий финансовый год и плановый период и их обоснование в случае отклонений от плановой динамики реализации программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры программы.
5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности программы
Управление и контроль реализации программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.
Основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ реализуются в соответствии со сроками, установленными программой. Изменение сроков и объема средств, предусмотренных на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ, влияющие на реализацию основных параметров программы (подпрограммы), требует корректировки программы (подпрограммы).
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе методики оценки ее эффективности, утверждаемой в составе программы непосредственно.
Оценка эффективности программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: результативности и эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации программы должна содержать общую оценку вклада программы в социально-экономическое развитие города.
Оценка вклада программы в социально-экономическое развитие города производится по следующим направлениям:
оценка достижения запланированных результатов;
оценка бюджетной эффективности.
В ходе проведения оценки достижения запланированных результатов программы за год (за весь период реализации программы) фактически достигнутые значения индикаторов сопоставляются с их плановыми значениями.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год необходимо с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в составе подпрограмм представлять обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений индикаторов от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений индикаторов на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних индикаторов в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых индикаторов в отчетном периоде.
При подготовке информации о результатах оценки бюджетной эффективности реализации программ следует исходить из следующего основного принципа: при реализации программ ответственные исполнители в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств.
Сведения об оценке бюджетной эффективности и степени реализации основных мероприятий согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 16-19), не включаемые в состав годового отчета, направляются в адрес департамента экономики и Департамента финансов одновременно (в связках) с проектом правового акта об утверждении отчета о реализации программы за отчетный год (период).
Информация, содержащаяся в таблицах 16-18, включается в годовой отчет в виде краткого описания.
Бюджетная эффективность реализации программы рассчитывается по формуле, указанной в разделе 6 подраздела раздела 2 "Разработка проекта программы" данных Методических рекомендаций.
Заместитель главы |
Д. В. Кравцов |
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Администрации г. Шахты Ростовской области от 2 октября 2013 г. N 6250 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.