Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 12. Подпрограмма "Защита прав потребителей в Ростовской области"
12.1. Паспорт подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Защита прав потребителей в Ростовской области" (далее - подпрограмма) |
Исполнитель подпрограммы |
- |
департамент потребительского рынка Ростовской области |
Участники подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
создание в Ростовской области системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг |
Задача подпрограммы |
- |
формирование у населения Ростовской области навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Ростовской области; содействие органам местного самоуправления в Ростовской области в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
темп роста количества проведенных сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке области к предыдущему году |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 46 702,6 тыс. рублей: в 2014 году - 6 403,0 тыс. рублей; в 2015 году - 6 716,6 тыс. рублей; в 2016 году - 6 716,6 тыс. рублей; в 2017 году - 6 716,6 тыс. рублей; в 2018 году - 6 716,6 тыс. рублей; в 2019 году - 6 716,6 тыс. рублей; в 2020 году - 6 716,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Ростовской области для оказания населению бесплатной консультационной помощи; оказание консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, в смс-сообщениях; освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг; обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности; проведение независимых экспертиз и сравнительных исследований качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; работа интерактивной обучающей программы по основам защиты прав потребителей для повышения потребительской грамотности населения; проведение ежегодных отраслевых профессиональных, рейтинговых конкурсов, направленных на повышение информированности граждан в вопросах защиты прав потребителей; проведение олимпиад, конкурсов по направлению "Защита прав потребителей" среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования |
12.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Подпрограмма направлена на создание в Ростовской области условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Ростовской области.
В настоящее время определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
В Ростовской области ежегодно открываются общественные приемные, где потребителям оказывается бесплатная юридическая помощь, в том числе на базе общественных организаций.
В целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон "горячей линии", в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан интерактивный коммуникационный портал.
Анализ работы органов местного самоуправления Ростовской области показывает, что деятельность по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере, расширяется спектр вопросов, с которыми жители области обращаются в службы по защите прав потребителей.
Предполагается, что ежегодно службы по защите прав потребителей органов местного самоуправления будут рассматривать обращения (консультировать) не менее 14 тыс. граждан, а ежегодная доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, будет составлять не менее 20 процентов от общего количества поступивших обращений.
Учитывая социальную значимость и важность обеспечения доступности в решении вопросов защиты потребителей, ежегодно проводится рейтинговая оценка деятельности органов местного самоуправления по обеспечению защиты потребителей, в соответствии с которой работа муниципалитетов в этом направлении оценивается как "эффективная", "удовлетворительная" или "неэффективная".
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что органами местного самоуправления в средствах массовой информации будут систематически размещаться материалы (печатные, радио-, видео-, интернет-), касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Обеспечение прав потребителей находится на особом контроле у Правительства Ростовской области. Именно поэтому в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года включен раздел "Потребительский рынок", который в качестве одной из задач предусматривает стимулирование повышения качества товаров местных товаропроизводителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Повышение качества и безопасности продукции является ключевым вопросом в формировании по-настоящему конкурентоспособного продукта, произведенного в Ростовской области, поэтому одним из важнейших направлений развития области является создание особой идеологии - бренда "Сделано на Дону", который должен стать аналогом понятия "качество".
Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя и заключаются в том, что при обеспечении права потребителя на выбор товаров (услуг) схожих потребительских качеств ни один из видов продукции не имеет объективного конкурентоспособного преимущества, кроме цены.
Это означает, что в настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, в результате снижения административных барьеров, в том числе отмены обязательной сертификации, ослабления государственного контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, увеличился риск реализации на потребительском рынке пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным в нормативно-технических документах.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке Ростовской области, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение олимпиад и конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Кроме того, за прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов.
Для популяризации вопросов защиты прав потребителей, повышения уровня информированности населения Ростовской области проводятся конкурсы профессионального мастерства, рейтинговые конкурсы, главной задачей которых является содействие правовому просвещению населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке области, повышение качества и культуры обслуживания, формирование навыков рационального потребительского поведения и цивилизованного взаимоотношения потребителей и продавцов (исполнителей).
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Реализация мероприятий подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей области.
12.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Исходя из приоритетов государственной политики сформулирована цель подпрограммы - создание в Ростовской области системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг.
Основные задачи подпрограммы:
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Ростовской области;
содействие органам местного самоуправления в Ростовской области в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей.
Показателем (индикатором) достижения цели и решения задач является:
темп роста количества проведенных сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке области к предыдущему году.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы по итогам 2020 года будут:
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Ростовской области для оказания населению бесплатной консультационной помощи;
оказание консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, в смс-сообщениях;
освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг;
обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности;
проведение независимых экспертиз и сравнительных исследований качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
работа интерактивной обучающей программы по основам защиты прав потребителей для повышения потребительской грамотности населения;
проведение ежегодных отраслевых профессиональных, рейтинговых конкурсов, направленных на повышение информированности граждан в вопросах защиты прав потребителей;
проведение олимпиад, конкурсов по направлению "Защита прав потребителей" среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Общий срок реализации подпрограммы рассчитан на период с 2014 по 2020 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
12.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Основное мероприятие 5.1. Укрепление региональной системы защиты прав потребителей
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основное мероприятие направленно на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Ростовской области.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается оказание содействия органам местного самоуправления в Ростовской области в решении задач по защите прав потребителей, поскольку их деятельность значительно повышает активность населения в этой сфере - расширяется спектр вопросов, с которыми обращаются жители Ростовской области. Обеспечение предоставления бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений, причем как в сельской местности, так и в городах, включая население с низким уровнем дохода. Кроме того, будет использоваться механизм мониторинга по обеспечению защиты прав потребителей в области.
Основное мероприятие 5.2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения области навыков рационального потребительского поведения. Создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей.
Основное мероприятие 5.3. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание в области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей Ростовской области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Основное мероприятие 5.4. Мониторинг качества и безопасности товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Ростовской области
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основное мероприятие направленно на обеспечение защиты населения Ростовской области от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз.
В настоящее время значительная часть продукции выпускается по техническим условиям или стандартам организаций.
Вместе с тем проводимый выборочный анализ выявляет большое количество действующих технических условий (ТУ), либо не содержащих необходимые нормативы государственных стандартов и санитарных норм, либо устанавливающие базовые показатели продукции ниже требований государственных стандартов. Это приводит к снижению качества и безопасности товаров на потребительском рынке.
Более того, наличие таких документов способствует проникновению на рынок опасной продукции. Недобросовестные производители товаров получают конкурентное преимущество за счет выпуска товара, не отвечающего установленным требованиям.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается стимулирование повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Ростовской области, обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке Ростовской области, выявление продукции с наилучшими потребительскими свойствами.
Основное мероприятие 5.5. Кадровое обеспечение защиты прав потребителей
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается преодоление правового нигилизма, повышение правовой грамотности в вопросах потребительского законодательства.
12.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Планируется, что объем финансирования подпрограммы из средств областного бюджета в 2014 - 2020 годах составит 46 702,6 тыс. рублей.
Сведения о расходах областного бюджета на реализацию подпрограммы с разбивкой по основным мероприятиям и годам реализации представлены в приложении N 4 к государственной программе.
12.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Защита прав потребителей в Ростовской области"
Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации настоящей подпрограммы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.