В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 186; 2007, N 20, ст. 2434; 2008, N 13, ст. 1304), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13439
Приложение
Положение
об управлении Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2008 г. N 391)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия государственных заказчиков Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа); порядок формирования, основные задачи и регламент работы органа, создаваемого в системе управления Программой; порядок выработки предложений и принятия решений по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы; порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы; порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
1.2. Управление Программой осуществляется на принципах:
комплексного и системного характера решений по реализации взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в системе оценки качества образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах;
направленности принимаемых решений по реализации Программы на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, что позволяет проводить единую государственную политику в сфере образования.
II. Порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы
2.1. Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию (далее - Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (далее - Роснаука).
2.2. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
2.3. В своей деятельности Министерство и государственные заказчики Программы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.
2.4. Министерство и государственные заказчики Программы взаимодействуют с органом, создаваемым в системе управления Программой с целью обеспечения связи планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей Программы и ресурсов для их реализации.
2.5. Министерство в ходе выполнения Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
2.6. Рособразование в ходе выполнения Программы:
подготавливает предложения по формированию перечня мероприятий Программы;
проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым показателям;
ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы;
подписывает соглашения (договоры) о намерениях, заключенные государственным заказчиком и организациями в отношении мероприятий Программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников;
организует размещение в электронном виде на сайте Рособразования информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
2.7. Роснаука в ходе выполнения Программы:
подготавливает предложения о реализации проектов, обеспечивающих проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах указанных работ;
подготавливает предложения и участвует в уточнении целевых показателей реализации мероприятий Программы;
подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
III. Порядок формирования, основные задачи и регламент работы органа, создаваемого в системе управления Программой
3.1. К органу, создаваемому в системе управления Программой, относится научно-координационный совет Программы.
3.2. В целях привлечения общественности к управлению Программой государственным заказчиком-координатором Программы создается научно-координационный совет Программы.
В состав научно-координационного совета Программы входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных объединений, а также представители государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.
Состав научно-координационного совета Программы утверждается Министерством. В состав научно-координационного совета Программы входят председатель, заместитель, ответственный секретарь и члены научно-координационного совета Программы.
Председателем научно-координационного совета Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.
Заместителем председателя научно-координационного совета Программы является заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
Ответственным секретарем научно-координационного совета Программы является помощник Министра образования и науки Российской Федерации.
Основными задачами научно-координационного совета Программы являются:
рассмотрение предложений по тематике проектов в рамках мероприятий Программы (аннотациям проектов; объемам их финансирования, включая начальную (максимальную) цену государственных контрактов (лотов), финансируемых за счет средств федерального бюджета, объемам средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников) (далее - тематика проектов в рамках мероприятий Программы);
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Предложения по тематикам проектов в рамках мероприятий Программы, входящим в состав комплексных (системообразующих) проектов или являющихся комплексными (системообразующими) проектами, рассматриваются в первоочередном порядке.
3.3. Свою деятельность научно-координационный совет Программы осуществляет во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства в пределах их компетенций.
3.4. Члены научно-координационного совета Программы осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
3.5. Основной формой деятельности научно-координационного совета Программы являются заседания.
3.6. Заседания научно-координационного совета Программы проводятся под руководством председателя научно-координационного совета Программы или по его поручению - заместителем председателя научно-координационного совета Программы.
Заседания научно-координационного совета Программы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Члены научно-координационного совета Программы участвуют в его работе лично. Делегирование полномочий не допускается.
3.7. К работе научно-координационного совета Программы по подготовке и рассмотрению материалов, относящихся к его компетенции, могут привлекаться в установленном порядке научные и другие организации, ученые и специалисты в соответствующих областях.
Члены научно-координационного совета Программы могут приглашать на заседания научно-координационного совета Программы специалистов, необходимых для рассмотрения вопроса, предварительно уведомив в письменном виде ответственного секретаря научно-координационного совета Программы с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалистов.
3.8. Организационно-техническое обеспечение деятельности научно-координационного совета Программы осуществляет Департамент государственной политики в образовании.
3.9. Ответственный секретарь научно-координационного совета Программы информирует членов научно-координационного совета Программы о месте и времени проведения заседания и подготовленной им повестке заседания, а также рассылает материалы по рассматриваемым вопросам не позднее чем за 10 дней до проведения заседания.
3.10. Члены научно-координационного совета Программы, имеющие предложения по изменению повестки заседания, направляют их ответственному секретарю научно-координационного совета Программы не позднее чем за 2 дня до проведения заседания.
3.11. Решения научно-координационного совета Программы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов научно-координационного совета Программы путем проведения открытого голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Заседание научно-координационного совета Программы считается правомочным при наличии на нем не менее пятидесяти процентов от общего числа его членов.
3.12. Доработка проектов решений научно-координационного совета Программы с учетом внесенных в ходе обсуждения замечаний и предложений осуществляется в двухдневный срок ответственным секретарем научно-координационного совета Программы.
3.13. Решения, принимаемые на заседаниях научно-координационного совета Программы, оформляются протоколами, которые подписывают председатель научно-координационного совета Программы или его заместитель, председательствовавший на заседании. Ответственный секретарь научно-координационного совета Программы представляет протокол в двухдневный срок после проведения заседания на подпись председательствующему на заседании научно-координационного совета Программы.
Член научно-координационного совета Программы, не согласный с принятым решением, может письменно изложить свое особое мнение и представить его председателю научно-координационного совета Программы. Особое мнение прилагается к соответствующему протоколу.
IV. Порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов в рамках мероприятий Программы
4.1. Структурные подразделения Министерства, Рособразования, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Роснауки или Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - контент-заказчики) подают соответствующие стратегическим направлениям реализации государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ в сфере образования и науки и приоритетного национального проекта "Образование" заявки на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы (за исключением тематик проектов в рамках мероприятий Программы, входящих в состав комплексных (системообразующих) проектов или являющихся комплексными (системообразующими) проектами) в Рособразование, а заявки на формирование тематик проектов в рамках мероприятий Программы, входящих в состав комплексных (системообразующих) проектов или являющихся комплексными (системообразующими) проектами, - в Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса.
Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса в установленном порядке направляет поступившие заявки на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы, входящих в состав комплексных (системообразующих) проектов или являющихся комплексными (системообразующими) проектами, в Рособразование.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованные юридические или физические лица направляют свои предложения по реализации Программы контент-заказчикам в соответствии с их компетенцией.
4.2. Рособразование организует проведение экспертизы поступивших заявок на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы в порядке, определяемом Министерством.
4.3. По окончании экспертизы заявки на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы вместе с результатами экспертизы передаются в Рособразование для обоснования объема финансирования.
Рособразование при необходимости размещает заказ на оказание услуг (выполнение работ) по обоснованию объема финансирования.
4.4. Заявки на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы вместе с результатами экспертизы и обоснованием объема финансирования передаются Рособразованием в Департамент государственной политики в образовании для рассмотрения научно-координационным советом Программы.
Заявки на формирование тематик проектов в рамках мероприятий Программы, входящих в состав комплексных (системообразующих) проектов или являющихся комплексными (системообразующими) проектами, передаются на рассмотрение в соответствии с утвержденным планом заседаний научно-координационного совета Программы в научно-координационный совет Программы в первоочередном порядке.
4.5. Принятие решений по тематике проектов в рамках мероприятий Программы осуществляется научно-координационным советом Программы на основании заявок на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы, прошедших экспертизу и имеющих расчет объема финансирования.
4.6. По результатам рассмотрения поступивших материалов научно-координационный совет Программы принимает решения о предложениях по тематике проектов в рамках мероприятий Программы и объемам ее финансирования и осуществляет распределение их по лотам для последующего объявления конкурсов.
4.7. Рособразование после получения протокольного решения научно-координационного совета Программы направляет уведомления контент-заказчикам о необходимости подготовки и направления в десятидневный срок в Рособразование проектов заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по тематике проектов в рамках мероприятий Программы, одобренным на заседании научно-координационного совета Программы, для последующей их реализации.
4.8. Контент-заказчики:
готовят заявки на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы;
обеспечивают представление вносимых ими заявок на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы на заседании научно-координационного совета с привлечением лиц, осуществлявших экспертизу заявок на формирование тематики проектов в рамках мероприятий Программы в соответствии с п. 4.2 настоящего Положения;
обеспечивают участие своих представителей в составе единых комиссий Рособразования по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд в сфере образования, воспитания и социальной защиты детей; комиссий Рособразования по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд при рассмотрении материалов по тематике проектов в рамках мероприятий Программы, предложенных контент-заказчиком;
участвуют в осуществлении контроля хода реализации предложенных контент-заказчиком тематик проектов в рамках мероприятий Программы;
в десятидневный срок после получения уведомления Рособразования готовят проекты заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по тематике проектов в рамках мероприятий Программы, одобренных на заседаниях научно-координационного совета Программы, и направляют их в Рособразование;
дают заключения при приемке выполненных работ, оказанных услуг по реализации тематик проектов в рамках мероприятий Программы, предложенных контент-заказчиком;
обеспечивают использование (распространение) результатов реализации предложенных контент-заказчиком тематик проектов в рамках мероприятий Программы;
участвуют в подготовке конкурсной документации в части заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по тематикам проектов в рамках мероприятий Программы.
4.9. При приемке выполненных работ, оказанных услуг по реализации тематик проектов в рамках мероприятий Программы, предложенных контент-заказчиком, его заключение обязательно.
V. Порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы
5.1. Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы (далее - мониторинг Программы) организуется в установленном порядке Министерством путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий Программы и оценки достигнутых результатов. Данная оценка производится на основании системы целевых индикаторов и показателей Программы.
5.2. Для проведения мониторинга Программы государственные заказчики осуществляют в установленном порядке сбор и систематизацию получаемой от исполнителей государственных контрактов (договоров) в рамках Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий Программы.
5.3. При проведении мониторинга Программы используется информация, содержащаяся:
в государственных контрактах (договорах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках Программы;
в отчетах и иных документах, представляемых исполнителями государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках Программы и подтверждающих выполнение условий государственных контрактов (договоров);
в актах и иных документах, удостоверяющих приемку работ государственными заказчиками Программы;
в платежных либо иных документах, необходимых для совершения расходования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы;
в иных документах.
5.4. Итоги оценки полученных результатов проведенной на основании системы целевых индикаторов и показателей Программы отражаются в статистической и иной отчетности о реализации Программы.
5.5. Государственные заказчики Программы представляют полученную в рамках проведения мониторинга Программы статистическую и аналитическую информацию Министерству и при необходимости научно-координационному совету Программы.
Результаты мониторинга Программы используются Министерством и государственными заказчиками Программы при принятии управленческих решений в процессе выполнения мероприятий Программы.
VI. Порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы
6.1. Организационно-финансовый план реализации Программы (далее - организационно-финансовый план) формируется Рособразованием для обеспечения связи планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации.
6.2. Организационно-финансовый план составляется на текущий год и плановый период и должен содержать следующую информацию:
наименование мероприятий, планируемых к реализации в очередном году в рамках Программы;
тематику и объемы финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы, способ размещения заказа;
фактическое или планируемое количество государственных контрактов (договоров);
дату публикации и размещения извещения о торгах;
плановые сроки исполнения государственных контрактов (договоров);
этапы финансирования работ.
VII. Механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы
7.1. Перечень мероприятий Программы, реализуемых в течение нескольких лет, их содержание и объемы финансирования могут в установленном порядке ежегодно уточняться на основе мониторинга Программы и оценки их эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей.
7.2. При корректировке мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения должна обеспечиваться сбалансированность финансирования.
7.3. Государственные заказчики Программы вносят в Министерство предложения о корректировке мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения.
7.4. Научно-координационный совет Программы представляет в Министерство рекомендации по корректировке мероприятий Программы, их ресурсному обеспечению, по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом результатов реализации мероприятий Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации.
7.5. Министерство на основе рекомендаций научно-координационного совета Программы при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке мероприятий Программы и их ресурсному обеспечению.
VIII. Процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей
8.1. Публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей обеспечивается размещением оперативной информации в сети Интернет на сайте соответствующего государственного заказчика Программы.
8.2. Публикация информации о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации или в сети Интернет на сайтах государственных заказчиков Программы осуществляется не реже двух раз в год.
8.3. Государственные заказчики Программы размещают в сети Интернет текст Программы, нормативных правовых актов, методических материалов и материалов о ходе и результатах реализации Программы.
Определен порядок управления Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг.
В системе управления Программой функционирует научно-координационный совет. В него входят ученые и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений, государственных заказчиков и иных органов власти. Совет рассматривает различные проекты и материалы по выполнению мероприятий Программы, выявляет в ходе ее реализации научные, технические и организационные проблемы и разрабатывает предложения по их решению. Определен порядок подготовки и направления указанных проектов.
Управление Программой подразумевает также проведение мониторинга результатов реализации ее основных мероприятий. В этих целях государственные заказчики получают от исполнителей справочную и аналитическую информацию, содержащуюся, в том числе в государственных контрактах, актах приемки работ, платежных документах.
Для обеспечения связи планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы Рособразование формирует организационно-финансовый план.
Информация о ходе реализации Программы, в том числе о ее основных показателях, размещается в сети Интернет.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2008 г. N 391 "Об утверждении Положения об управлении Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2009 г.
Регистрационный N 13439
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 апреля 2009 г. N 14