Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 16.02.2012 N 111
Комплекс мер
по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума)
и обучению организаторов выборов и референдумов
в Ростовской области на 2012 - 2016 годы
1. Введение
Настоящий Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2012 - 2016 годы (далее - Комплекс мер) является продолжением Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей в Ростовской области на 2007 - 2011 годы, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 21.08.2006 N 333. Он разработан для удержания достигнутых позиций и продолжения движения к лучшим результатам в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Областным законом от 15.03.2004 N 95-ЗС "Об Избирательной комиссии Ростовской области".
Развитие демократических институтов и процедур в современном политическом пространстве Ростовской области настоятельно требует особого внимания со стороны органов государственной власти и местного самоуправления к избирательному процессу. В современной России выборы - это единственный реальный механизм воспроизводства в цивилизованных демократических формах самой государственной власти и реализации конституционного принципа народовластия.
На современном этапе развития избирательной системы в Российской Федерации одним из основных элементов обеспечения избирательных прав граждан является работа по повышению общей правовой и электоральной культуры различных категорий участников избирательного процесса.
Органы исполнительной власти Ростовской области, занимаясь повышением уровня правовой культуры граждан, ставят перед собой конкретную задачу - преодолеть отчуждение личности от власти и государства. Ее решение связано с необходимостью формирования правосознания граждан, с тем чтобы каждый мог четко понимать значение права, в том числе избирательного, в жизни общества. Это позволит обществу преодолеть правовой нигилизм и создаст условия для формирования активной общественной позиции избирателей.
В области накоплен значительный опыт по правовому просвещению избирателей и обучению организаторов выборов и референдумов, успешно реализован Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2007 - 2011 годы. Его главными задачами были формирование у избирателей гражданской ответственности за стабильность и динамизм общественного развития, доверие к институту выборов и легитимности избранных органов власти, умение делать осознанный и ответственный выбор. Об их успешном выполнении свидетельствует проведение очередных электоральных циклов, которые обеспечили регулярность, плюрализм и законность в процессе формирования органов власти всех уровней.
Опыт работы Избирательной комиссии Ростовской области (далее - ИКРО) по выполнению Комплекса мер неоднократно рассматривался Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, международными организациями и получал высокую оценку.
Таким образом, используемый метод решения задач по правовому просвещению различных категорий граждан, участвующих в избирательном процессе, доказал свою эффективность и результативность.
Основными рисками в его использовании по-прежнему остаются:
общая социально-экономическая и политическая ситуация в стране, влияющая на мотивацию участия граждан в выборах;
активность работы "групп влияния" заинтересованных в дестабилизации сложившейся общественно-политической ситуации в обществе как в России, так и за рубежом.
В современных условиях динамично развивающегося избирательного законодательства, усиления пропаганды, направленной на формирование в период избирательных кампаний сторонников "цветных революций", особенно среди молодежи, углубления социального размежевания и роста экстремистских проявлений, особенно среди молодежи, возрастает потребность в дальнейшем совершенствовании просветительской деятельности среди жителей Ростовской области. Она должна быть направлена не просто на преодоление пренебрежения правом, но и на формирование определенного уровня правовой культуры в социуме. Правовая культура диктует каждой личности принципы социального поведения, а обществу в целом - систему ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие демократический характер общественного развития. Именно поэтому формирование "моды на граждански активную и ответственную личность" является первоочередной задачей власти в современных условиях общественного развития.
Актуальность решения задач по правовому просвещению граждан в новых условиях требует продолжить информационно-разъяснительную деятельность среди различных категорий граждан, обучение организаторов выборов и других участников избирательно процесса. При этом потребуется систематизация опыта данной работы с точки зрения использования наиболее эффективных технологий, а также разработка и внедрение новых форм просветительской деятельности, направленной на повышение их политической культуры.
2. Цели и задачи Комплекса мер
Основными целями реализации Комплекса мер являются рост политической культуры различных категорий граждан, создание условий для эффективной реализации их избирательных прав, повышение доверия всех участников избирательного процесса к избирательным действиям и процедурам, увеличение уровня гражданской активности избирателей в период выборов.
Достижение целей обеспечивается за счет решения следующих основных задач:
совершенствование системы правового просвещения граждан, направленной на повышение уважения к выборам как форме народовластия в Российской Федерации, преодоление правового нигилизма, повышение гражданской ответственности, противодействие экстремистским формам политической активности;
совершенствование системы обучения организаторов избирательного процесса с целью повышения уровня их профессионализма;
создание атмосферы открытости и гласности на всех этапах избирательных кампаний;
обеспечение избирательного процесса аналитическим и информационным сопровождением;
формирование у граждан устойчивой мотивации участия в политическом и избирательном процессах, ориентируясь на отечественные демократические традиции, в том числе в обеспечении общественного контроля за избирательным процессом на всех его стадиях;
оказание систематической научно-методической и практической помощи в организационном обеспечении информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий Ростовской области;
формирование базовых знаний об избирательном праве у всех участников избирательного процесса;
воспитание граждански активной и ответственной личности посредством системы мер (объединяющих деятельность органов образования и культуры, лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей социальной рекламы), направленных на активное продвижение в общественное сознание "моды на граждански активную и ответственную личность" в качестве общественно одобряемого образца поведения;
создание эффективной образовательной инфраструктуры и информационно-аналитической среды в Ростовской области для обеспечения массового характера в реализации проектов по правовому просвещению и обучению участников избирательного процесса;
совершенствование правового регулирования в сфере избирательных правоотношений.
Перечень мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2012 - 2016 годы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведен в приложении N 1. Все намеченные направления реализуются как составная часть общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию институтов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области.
3. Основные направления реализации Комплекса мер
3.1. Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер:
разработка и принятие ежегодных планов мероприятий по реализации Комплекса мер;
обеспечение функционирования системы обучения кадров избирательных комиссий Ростовской области на 2012 - 2016 годы;
разработка и реализация научных исследований в области совершенствования избирательных отношений на 2012 - 2016 годы, в том числе:
социологических исследований в области половозрастной активности избирателей;
мониторинга эффективности проведения работы по правовому просвещению избирателей и обучению организаторов выборов;
исследований по вопросам совершенствования профессиональной подготовки организаторов выборов, кадров ИКРО, территориальных избирательных комиссий;
оказание научно-методической помощи различным участникам выборов и референдумов, в том числе:
организационно-методическое обеспечение разработки территориальными избирательными комиссиями планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов; их реализации на соответствующей территории;
подготовка методических материалов по вопросам участия военнослужащих в выборах и референдумах;
разработка методических рекомендаций по использованию новых форм и методов правового просвещения избирателей (по целевым аудиториям);
разработка планов деятельности территориальных центров (советов) повышения правовой культуры избирателей и контроль за их реализацией на соответствующей территории;
обобщение и распространение опыта работы территориальных избирательных комиссий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов, правовой культуры избирателей (участников референдума);
создание модульных методик по организации информационно-просветительской деятельности при подготовке и проведении выборов и референдумов федерального, регионального, муниципального уровней.
3.2. Организация обучения кадров избирательных комиссий:
создание межвузовского научно-исследовательского учебного центра для организации обучения и повышения квалификации организаторов выборов, других участников избирательного процесса и осуществление научных исследований по избирательной тематике;
разработка новых учебных программ для повышения квалификации кадров избирательных комиссий (комиссий референдума), формирование кадрового резерва;
повышение квалификации членов и работников аппарата ИКРО, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий (проведение семинаров, стажировок, организация дистанционного обучения);
организация учебы председателей, заместителей председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе проведения областных семинаров;
разработка типовых учебно-методических комплексов для обучения членов участковых избирательных комиссий и их резерва;
организация обучения членов участковых избирательных комиссий (комиссий референдума) и их резерва;
организация компьютерного тестирования по вопросам избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах членов избирательных комиссий всех уровней;
организация и совершенствование деятельности базовых территориальных избирательных комиссий по правовому обучению участников выборов, референдумов, проведение семинаров, тренингов, создание учебно-методических пособий;
подготовка и проведение селекторных совещаний с членами избирательных комиссий по вопросам совершенствования организации правового обучения избирателей, профессиональной подготовки членов избирательных комиссий и другим вопросам организации процесса обучения;
формирование фондов электронных библиотек по вопросам избирательного права и законодательства о выборах и референдумах, размещение их на сайтах ИКРО: www.ikro.ru, www.rostov.izbirkom.ru, www.realpravo.ru.
Реализация направления позволит обеспечить функционирование непрерывной и многоуровневой системы подготовки кадров, значительно повысить качество профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов.
3.3. Организация правового обучения избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, представителей средств массовой информации:
организация и проведение семинаров и совещаний с представителями политических партий, иных общественных объединений, кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
организация и проведение циклов лекций и других интерактивных форм обучения с целью разъяснения законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления различным целевым аудиториям участников избирательного процесса;
разработка текстов учебников для дистанционного обучения в виртуальном университете на молодежном сайте ИКРО www.realpravo.ru (далее - молодежный сайт ИКРО);
организация интерактивного дистанционного обучения представителей различных категорий участников выборов и референдумов по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах в Российской Федерации и Ростовской области;
организация правового обучения представителей средств массовой информации в области избирательного (референдумного) права и избирательного (референдумного) процесса;
разработка обучающих компьютерных игр по избирательному праву и избирательному процессу для различных категорий участников избирательного процесса.
Ожидается, что итогом реализации данного направления станет повышение эффективности правового просвещения и, как следствие, рост уровня правовой культуры указанных категорий участников выборов (референдумов), а также повышение эффективности деятельности средств массовой информации по информационному обеспечению выборов (референдумов).
3.4. Информационно-разъяснительная деятельность:
разработка и реализация планов мероприятий ИКРО, территориальных избирательных комиссий по информированию и правовому просвещению участников избирательного процесса в период подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний 2012 - 2016 годов;
обобщение и тиражирование опыта работы территориальных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов и референдумов в сфере информационно-просветительской деятельности в период подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний 2012 - 2016 годов (проведение пресс-конференций, брифингов, семинаров);
взаимодействие избирательных комиссий (комиссий референдума) с региональными и муниципальными средствами массовой информации;
подготовка, изготовление и распространение аудиопродукции информационно-просветительского характера;
создание слайдов, популярных видеофильмов, информационных видеороликов по тематике избирательного процесса;
выпуск цикла теле- и радиопередач при участии избирательных комиссий, адресованных избирателям (участникам референдума), разъясняющих избирательное (референдумное) законодательство, социальную значимость института выборов;
организация и обеспечение работы постоянно действующей системы "горячих линий" для установления обратной связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний;
организация интернет-пресс-конференций по вопросам законодательства о выборах и референдумах, реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
совершенствование дизайна и структуры сайтов ИКРО;
подготовка и проведение радио-, интернет-, sms-конференций для целевых аудиторий избирателей;
использование средств мобильной связи для информирования избирателей в дни голосования на выборах различного уровня;
разработка и тиражирование наружных средств информирования избирателей;
обобщение опыта работы и организация новых просветительских и информационных центров на базе библиотек и дворцов культуры Ростовской области;
создание видеоэкскурсий по истории выборов и власти на Дону.
В числе ожидаемых результатов реализации направления:
получение гражданами полной и достоверной информации о подготовке и проведении выборов;
формирование у участников избирательного процесса представления о выборах как демократически открытой и честной процедуре;
формирование позитивного отношения избирателей к участию в выборах;
повышение уровня участия избирателей Ростовской области в голосовании на выборах.
3.5. Правовое просвещение молодежи:
подготовка кадрового резерва для работы в системе избирательных комиссий на базе территориальных избирательных комиссий;
организация и проведение массовых молодежных мероприятий (молодежных форумов, общественных слушаний, научно-практических конференций, дискуссионных ток-шоу);
организация и проведение учебной практики студентов в избирательных комиссиях области;
взаимодействие с министерством общего и профессионального образования Ростовской области и образовательными учреждениями по вопросам совершенствования преподавания учебного раздела "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации", изучения тем, посвященных истории выборов на Дону, полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области;
взаимодействие с Молодежным парламентом при Законодательном Собрании Ростовской области, территориальными молодежными парламентами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи;
организация учебного процесса виртуального университета на молодежном сайте ИКРО;
создание электронных учебников для студентов виртуального университета молодежного сайта ИКРО;
разработка информационно-справочных и методических материалов по вопросам избирательного права для учителей и преподавателей, учащихся средних, общеобразовательных, специальных учебных заведений и студентов вузов;
программно-методическое обеспечение учебных курсов "История выборов и демократических традиций на Дону", "Избирательное право и процесс" для старших классов школ и кадетских корпусов;
методическая и организационная поддержка выборов органов молодежного самоуправления;
организация деятельности и техническая поддержка молодежного сайта ИКРО.
Мероприятия Комплекса мер по работе с молодежью направлены на развитие ее интереса к процессу организации и проведения выборов, привлечение к участию в работе избирательных комиссий всех уровней, повышение уровня доверия к избирательным действиям и процедурам. Конечным результатом мероприятий этого раздела является повышение активности участия молодежи в выборах (референдумах).
3.6. Издательская деятельность:
издание и распространение методических материалов, учебных пособий, сборников документов по вопросам избирательного права и законодательства о референдумах;
издание и распространение молодежного общественно-политического журнала "Реальное право - Ваш выбор" и иных печатных изданий (материалов) ИКРО;
подготовка справочных, методических материалов и учебно-образовательных программ для различных категорий участников избирательного процесса, референдумов;
продолжение издания серии книг "Власть на Дону", хрестоматий, каталогов и других изданий по истории выборов на Дону;
издание информационных и просветительских плакатов, листовок, буклетов, стикеров, флаеров для избирателей в период избирательных кампаний.
Реализация данного направления способствует обеспечению гласности в деятельности избирательных комиссий Ростовской области, а также повышению интереса к институту выборов и референдума в Ростовской области у различных категорий участников избирательного процесса.
3.7. Выставочная деятельность:
разработка и проведение выставочных мероприятий по электоральной тематике и истории выборов, в том числе оборудование типовых стационарных стендов по избирательной тематике "Избирательное право и избирательная политика в Российской Федерации";
тиражирование комплекта плакатов для передвижных выставок "Демократия и выборы на Дону: история и современность";
пополнение фондов музея истории выборов власти на Дону Избирательной комиссией Ростовской области;
содействие территориальным избирательным комиссиям в организации выставочной деятельности по электоральной тематике и истории выборов, в том числе передвижных выставок;
стимулирование научно-исследовательской компоненты выставочной деятельности, направленной на правовое просвещение избирателей;
участие в создании стационарных выставок, посвященных историческим, электоральным традициям Дона, основам народовластия в Российской Федерации, учреждениями культуры и образования области;
создание электронных выставочных экспозиций, направленных на патриотическое и правовое воспитание молодежи.
Организация и проведение выставочной деятельности в области избирательного права и избирательного процесса - одна из форм активной пропаганды института выборов, демократических традиций на Дону. Реализация направления позволит внести вклад в обеспечение легитимности органов власти и политической стабильности в регионе, создать дополнительные условия инвестиционной привлекательности Ростовской области.
3.8. Внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов:
участие в международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах;
участие в подготовке специалистов по вопросам избирательного права и международного наблюдения за выборами;
проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам избирательного права и истории выборов;
сотрудничество с международными организациями.
Реализация данного раздела Комплекса мер способствует демократизации избирательного процесса, обеспечению стабильности политического развития, дальнейшему улучшению имиджа Ростовской области.
3.9. Конкурсная деятельность:
проведение конкурсов рефератов, курсовых работ учащихся старших классов школ и средних специальных учебных заведений по проблемам избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах;
проведение ежегодных областных олимпиад школьников по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву;
проведение ежегодных конкурсов среди студентов и аспирантов гуманитарных вузов Ростовской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
проведение конкурсов социальной рекламы по формированию информационных материалов с учетом выявленных потребностей целевых аудиторий;
проведение конкурсов-фестивалей художественно-графических и анимационных работ, посвященных правовому просвещению избирателей;
организация и проведение конкурса среди территориальных избирательных комиссий на наиболее эффективную организованную работу по отдельным направлениям их деятельности;
организация конкурса молодежных общественных организаций по социальному проектированию, направленному на планирование и реализацию просветительской деятельности среди молодежи;
организация и проведение областного конкурса учебно-методических комплектов по вопросам избирательного права и процесса "Школа выборов";
организация и проведение вседонских конкурсов журналистов "Демократия и выборы";
организация и проведение областного конкурса ко Дню Конституции "Знаток конституционного права".
Реализация данного направления способствует повышению эффективности просветительской деятельности, углублению знаний об избирательном праве и процессе у различных категорий избирателей, активизации их творческого потенциала, развитию интереса к выборам у молодых и будущих избирателей.
4. Механизмы и формы реализации Комплекса мер
Реализация Комплекса мер возлагается на избирательные комиссии Ростовской области всех уровней. Общее руководство, координация и контроль за выполнением мероприятий Комплекса мер возлагаются на ИКРО.
Соисполнителями Комплекса мер являются органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, объединения и творческие союзы, средства массовой информации.
Выполнение Комплекса мер осуществляется путем реализации перечня мероприятий, указанного в приложении N 1, и ежегодных планов проведения мероприятий, утверждаемых ИКРО. В планы мероприятий по выполнению Комплекса мер могут быть внесены изменения и дополнения по решению ИКРО.
В целях выполнения Комплекса мер ИКРО может привлекать по гражданско-правовым договорам специалистов и технических работников в рамках финансирования, предусмотренного Комплексом мер.
5. Финансовое обеспечение Комплекса мер
Финансирование расходов, связанных с реализацией Комплекса мер, производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.
Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования, составляет 242 374,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 46 227,0 тыс. рублей;
2013 год - 47 861,3 тыс. рублей;
2014 год - 49 428,8 тыс. рублей;
2015 год - 49 428,8 тыс. рублей;
2016 год - 49 428,8 тыс. рублей.
Финансирование территориальных планов по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей осуществляется за счет средств местных бюджетов, а отдельные мероприятия в соответствии с решением ИКРО могут финансироваться или софинансироваться из средств областного бюджета, выделяемых на реализацию настоящего Комплекса мер.
С учетом выделяемых на реализацию Комплекса мер финансовых средств ежегодно в установленном порядке на заседании ИКРО уточняется и утверждается План мероприятий по реализации Комплекса мер, затраты по мероприятиям, состав исполнителей.
6. Оценка выполнения Комплекса мер
Оценка эффективности выполнения Комплекса мер осуществляется в соответствии с целевыми показателями реализации Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2012 - 2016 годы, приведенными в приложении N 2:
количество разработанных модульных методик и учебно-методических комплексов по организации информационно-просветительской деятельности при подготовке и проведении выборов федерального, регионального уровней;
доля организаторов выборов, прошедших подготовку и переподготовку, от общего числа принимающих участие в избирательной кампании;
количество молодых организаторов выборов (от 18 до 30 лет), работающих в участковых и территориальных избирательных комиссиях;
количество проведенных семинаров (а также разъяснений, совещаний, лекций и т.д.) по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
количество информационных публикаций, аудио- и видеоматериалов, подготовленных ИКРО и территориальными избирательными комиссиями;
доля граждан, проинформированных в период избирательных кампаний (по результатам соцопросов) посредством печатных и электронных средств массовой информации, наружных средств информирования;
процент охвата избирателей информационным воздействием от общего числа избирателей;
процент граждан, принимающих участие в общественном контроле за процессом подготовки и проведения выборов (по итогам работы "горячей линии", сайтов ИКРО и территориальных избирательных комиссий, оценки численности наблюдателей на выборах и т.п.);
доля конкурсных мероприятий для молодежи от общего числа конкурсных мероприятий, проводимых ИКРО и территориальными избирательными комиссиями;
количество посещений молодежного сайта ИКРО;
доля впервые голосующих избирателей, охваченных просветительскими мероприятиями;
количество впервые голосующих избирателей, пришедших на избирательные участки;
количество видов выпущенной информационно-разъяснительной и методической продукции;
число подготовленных выставок (стационарных, передвижных или электронных);
количество участников международных, всероссийских и региональных конференций по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах;
количество конкурсных мероприятий, проведенных ИКРО и территориальными избирательными комиссиями области;
число участников конкурсных мероприятий, проведенных ИКРО и территориальными избирательными комиссиями области;
доля молодежи (до 30 лет), охваченной конкурсными мероприятиями, от общего числа участников.
Начальник общего отдела |
М.В. Фишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.