Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
города Таганрога
"Развитие здравоохранения"
(постановление Администрации
города Таганрога
от 17.10.2013 N 3279)
Подпрограмма
"Охрана здоровья матери и ребенка" муниципальной программы города Таганрога "Развитие здравоохранения"
24 февраля, 18 июня, 13 августа, 17 октября, 29 декабря 2014 г., 26 января, 31 марта, 28 апреля, 6 июля, 2 сентября, 23 ноября 2015 г., 18 января, 2 марта, 6 апреля, 16 мая, 17 июня, 17, 26 августа, 5, 23 декабря 2016 г., 15 марта, 7, 24 апреля, 30 июня, 20 сентября, 23 октября 2017 г.
Паспорт изменен с 22 ноября 2017 г. - Постановление Администрации г. Таганрога Ростовской области от 23 октября 2017 г. N 1880
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы
В г. Таганроге проживает 141,7 тысяч женщин, из которых число женщин детородного возраста не превышает 47 процентов (66,2 тысячи). На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция к их сокращению. За 5 лет численность женщин фертильного возраста уменьшилось на 4,7%.
Наряду с этим, начиная с 2010 г., отмечается тенденция к росту численности детского населения. К началу 2013 г. численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет включительно увеличилась на 3,4% и составила 46654.
Реализация мероприятий Национального проекта "Здоровье", региональной и муниципальной программ развития и модернизации здравоохранения, Концепции демографической политики до 2025 года, развитие института поддержки семьи, последовательная политика Правительства Российской Федерации по стимулированию рождаемости привела к позитивным изменениям демографической ситуации в городе, улучшению состояния здоровья детей, беременных женщин.
За прошедшие 5 лет отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.
С 2007 г. по 2011 г. случаи материнской смертности в городе не регистрировались. В 2012 г. показатель материнской смертности составил 33,3 на 100 000 родившихся живыми.
Показатель общей заболеваемости новорожденных в 2012 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 13,1 процентов и составил 441,2 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.
За период 2003 - 2012 годов отмечается снижение показателя младенческой смертности в 1,6 раза (с 10,5 случаев до 6,7 случаев на 1000 родившихся живыми).
Изучение причин младенческой смертности выявило основные проблемы, влияющие на данный показатель:
высокий удельный вес младенческих потерь среди недоношенных детей с преобладанием умерших с экстремально низкой массой тела (от 500 грамм до 999 грамм);
внутриутробное инфицирование плода причинно-значимое для формирования врожденных пороков развития, в последующем иммунодефицитных состояний и в генерализации инфекционного процесса;
смертность новорожденных с синдромом дыхательных расстройств;
младенческие потери у социально дезадаптированных женщин, уклоняющихся от диспансерного наблюдения по беременности в женских консультациях.
Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска.
В рамках реализации национального проекта "Здоровье" проводится дородовая диагностика беременных женщин на врожденные пороки развития у плода. С 2006 года осуществляется скрининг новорожденных на пять наследственных болезней. С 2008 года в программу мониторинга введен аудиологический скрининг, позволяющий выявлять детей с врожденной глухотой. Все это направлено на снижение уровня младенческой смертности и инвалидизации у детей.
С 2010 года в нашем регионе проводится пилотный проект по пренатальной диагностике. В женских консультациях города проводится комплексная пренатальная диагностика нарушений развития ребенка с целью профилактики младенческой смертности от врожденных пороков развития, наследственных заболеваний и детской инвалидности (определение уровня сывороточных маркеров, обследование на эхо- маркеры, медико-генетическое консультирование беременных группы высокого риска).
В родильном доме организован межрайонный кабинет ультразвуковой диагностики, поставлены ультразвуковые аппараты экспертного класса, на которых работают обученные врачи. Это позволяет выявлять пороки развития у плода в ранние сроки беременности.
В 2012 году г. Таганрог, как и вся Российская Федерация, перешла на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения. Это потребовало широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства города современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Ожидаемые результаты подпрограммы
Ожидаемый рост показателя младенческой смертности в 2013 году связан с переходом на регистрацию новорожденных, родившихся с массой более 500 граммов, выхаживание которых представляет большие трудности, не только из-за крайней степени недоношенности, но и тяжелой врожденной патологии (врожденных инфекции и пороков развития).
Актуальной становится проблема ретинопатии недоношенных, ее своевременное выявление для последующего направления на оказание высокотехнологичной помощи, что позволит уменьшить инвалидизацию этих детей.
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, родильницам и роженицам, а также их новорожденным детям в городе создана и работает трехуровневая система.
МБУЗ "Родильный дом" г. Таганрога является межрайонным центром и оказывает медицинскую помощь женщинам и новорожденным второго уровня, в структуре его имеется неонатальный центр для оказания реанимационной помощи новорожденным.
Открытие в 2010 году в Ростовской области современного перинатального центра позволило не только завершить создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, но внедрять и развивать современные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Кроме этого, специалисты МБУЗ "Родильный дом" на его базе проходят обучение, что повышает уровень квалификации акушеров-гинекологов и неонатологов и качество оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Для повышения качества оказания медицинской помощи пациенткам и новорожденным детям внедрены алгоритмы ведения гинекологических пациенток и беременных. Определен порядок направления на консультацию и госпитализацию в ГБУ РО "Перинатальный центр".
Проблемой для нашего города остаются аборты.
Несмотря на то, что число абортов имеет устойчивую тенденцию к снижению, этот показатель остается высоким и в 2012 году составил 30,6 на 1000 женщин фертильного возраста. Данный показатель в 1,6 раза превышает среднеобластные показатели (18,6 случаев).
Число абортов является одним из факторов, влияющих на процессы депопуляции. В связи с этим снижение числа абортов в городе является одним из резервов повышения рождаемости.
Общая заболеваемость у детей в возрасте от 0 до 14 лет имеет тенденцию к росту. В 2012 году показатель болезненности у детей составил 3089,9 на 1000 детского населения, что превысило уровень 2010 г на 3,5%. Первичная заболеваемость составила 2343,6 промилле и по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,1%.
По итогам 2012 г. показатели общей и первичной заболеваемости у детей г. Таганрога превышают среднеобластные показатели, соответственно на 22,4% и 23,4%.
В течение 10 лет структура заболеваемости стабильная, наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, органов пищеварения, нервной системы и травмы.
Рост заболеваемости обусловлен выявлением функциональных отклонений (предзаболеваний) при проведении диспансерных осмотров детей первого года жизни, детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проведением углубленной диспансеризацией 14-летних подростков.
Показатели общей и первичной заболеваемости у подростков в течение трех лет выросли соответственно: 13,5% и 12,8%. Значимыми заболеваниями для подростков являются болезни органов дыхания, пищеварения и травмы. Отмечается рост инфекционных болезней (58,2%), болезней мочеполовой системы (48,0%), системы кровообращения (45,5%), костно-мышечной системы (42,6%), в 1,5 раза вырос подростковый травматизм.
В связи с этим, возрастает необходимость повышения доступности и качества медицинской помощи детям.
Для этого необходимо продолжить дальнейшее развитие стационарзамещающих медицинских технологий в учреждениях педиатрической службы позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, выделяемые на здравоохранение. Введение новых стандартов, укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения расширит возможности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи детям в условиях дневных стационаров.
Для повышения доступности и качества медицинской помощи детям остается проблема кадрового дефицита.
Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи детскому населению города зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе, оказывающих медицинскую помощь детям.
Проведение капитальных ремонтов, реконструкций и строительства детских медицинских учреждений позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, а также потребность в дополнительных площадях. Проведение указанных мероприятий позволит привести учреждения в соответствие с действующими требованиями нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения.
Анализ рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы 3, и меры по управлению ими описаны в разделе 1 муниципальной программы.
В рамках реализации подпрограммы 3 осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы 3 не требуется.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы 3 предполагается достигнуть следующих целей: создать условия для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям; улучшить состояние здоровья детей и матерей; снизить материнскую, младенческую и детскую смертность
Достижение перечисленных целей будет возможно при решении следующих задач:
повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики;
профилактика и снижение количества абортов.
Подпрограмма 3 будет реализована в период с 2014 по 2020 годы, этапы не предусмотрены.
По результатам реализации планируется достичь следующих результатов:
снижение материнской смертности;
снижение младенческой смертности от врожденных пороков, наследственных болезней;
снижение детской заболеваемости и снижение уровня детской инвалидности;
рост результативности мероприятий по профилактике абортов.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) приводится в приложении N 9 к муниципальной программе.
Методика расчета показателей (индикаторов) приведена в приложении N 10 к муниципальной программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
3.1. Основное мероприятие 3.1 "Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи".
В рамках преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям планируется дальнейшее совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической служб.
Целью мероприятия является создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшение состояния здоровья детей и матерей, снижение материнской, младенческой и детской смертности.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечение стабильного функционирования 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи.
В рамках мероприятия будет совершенствоваться маршрутизация беременных, рожениц, родильниц и новорожденных из МБУЗ "Родильный дом" (межтерриториальный уровень) на областной уровень с учетом показаний.
Результатом выполнения мероприятия станет снижение материнской и младенческой смертности и заболеваемости среди детей.
3.2. Основное мероприятие 3.2 "Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка".
Целью мероприятия является продолжение проведения профилактики врожденных и наследственных болезней путем проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга с целью снижения младенческой смертности от врожденных пороков развития и наследственных болезней, а так же профилактики инвалидности.
Для достижения названных целей необходимо решение задач:
своевременное выявление врожденных пороков развития плода и элиминация патологической беременности;
раннее выявление наследственных болезней у новорожденных; выявление нарушения слуха у новорожденных.
Результатом реализации мероприятия будет являться снижение младенческой смертности от врожденных пороков, наследственных болезней, а так же снижение уровня детской инвалидности.
3.3. Основное мероприятие 3.3 "Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела". Выхаживание детей с экстремально низкой массой при рождении включает в себя обеспечение
функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным с угрозой преждевременных родов, в том числе:
профилактику преждевременных родов путем организации мониторинга женщин с привычным невынашиванием, проведением им полного комплекса обследования и прегравидарной подготовки (при необходимости лечения) в учреждениях 3-й группы;
охват не менее 80 процентов беременных, вставших на учет в сроке до 12 недель беременности, скрининговыми исследованиями с расчетом комбинированного риска;
дальнейшее развитие консультативно-диагностической помощи женщинам с преждевременными родами;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи новорожденным детям, рожденным с низкой и экстремально низкой массой и синдромом дыхательных расстройств в учреждениях 1 - 3-й групп;
совершенствование маршрутизации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Перинатальный центр" и муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 20" г. Ростова-на-Дону, где предусмотрены отделения второго этапа выхаживания новорожденных и недоношенных детей, в том числе, отделения интенсивной терапии и реанимации для новорожденных;
организацию транспортировки новорожденных детей, в том числе, глубоко недоношенных, нуждающихся в оказании им специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, в учреждения 3-й группы.
Целью мероприятия является снижение младенческих потерь среди недоношенных детей, в том числе с низкой и экстремальной низкой массой тела.
Для достижения целей необходимо улучшить качество выхаживания детей с экстремально низкой массой тела.
Результатом реализации мероприятия будет снижение младенческой смертности, предупреждение развития инвалидизирующих заболеваний у детей.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 18 января 2016 г. N 59 в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Основное мероприятие 3.4 "Профилактика абортов".
Целью мероприятия является сохранение репродуктивного здоровья женщин, повышение уровня рождаемости.
Основными задачами являются:
повышение уровня информированности населения о вреде абортов для женского здоровья;
проведение прегравидарной подготовки супружеских пар;
раннее выявление женщин, в том числе беременных, из семей высокого социального риска и привлечение их к медицинским услугам с целью решения вопросов по контрацепции и приобретения контрацептивов для женщин высокой группы социального риска и малообеспеченных граждан города Таганрога.
По результатам реализации мероприятия ожидается снижение числа абортов, материнской и младенческой смертности, а также увеличение продолжительности жизни.
4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы муниципальной программы
Финансирование мероприятий подпрограммы 3 осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог" и внебюджетных источников.
Финансирование подпрограммы 3 по каждому мероприятию определяется индивидуально.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3, представлена в приложениях N 14 и 15 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.