Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 24 января 2014 г. N 69 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 18.04.2013 N 196
Областная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах"
24 января 2014 г.
I. Паспорт областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах"
Наименование Программы |
- |
областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" (далее - Программа) |
Основание для принятия Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде), постановление Администрации Ростовской области от 13.11.2009 N 600 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010 - 2015 годы", постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 604 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области" |
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основная цель и задачи Программы |
- |
основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонд, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 2013 года по 1 сентября 2017 г.; переселение граждан запланировано в период с 2013 года по 1 сентября 2017 г.; 1 этап - 2013 год 2 этап - 2014 год 3 этап - 2015 год 4 этап - 2016 год 5 этап - до 1 сентября 2017 г. |
Основные направления реализации Программы |
- |
формирование областной нормативной правовой базы, определяющей порядок и условия финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; проведение организационных мероприятий по реализации Программы; сбор и обобщение информации о сносе расселенных многоквартирных аварийных домов |
Исполнитель Программы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Соисполнители Программы |
- |
по мероприятиям, реализуемым с привлечением средств Фонда, - органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, выполнившие условия, определенные частью 1 статьи 14 Закона о Фонде: Горняцкое сельское поселение Белокалитвинского района; Синегорское сельское поселение Белокалитвинского района; Шолоховское городское поселение Белокалитвинского района; город Гуково; город Каменск-Шахтинский; город Ростов-на-Дону; город Шахты. По мероприятиям, реализуемым за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и (или) внебюджетных источников: Аксайское городское поселение Аксайского района; Белокалитвинское городское поселение Белокалитвинского района; Горняцкое сельское поселение Белокалитвинского района; Коксовское сельское поселение Белокалитвинского района; Синегорское сельское поселение Белокалитвинского района; Шолоховское городское поселение Белокалитвинского района; Боковское сельское поселение Боковского района; Веселовское сельское поселение Веселовского района; Астаховское сельское поселение Каменского района; Глубокинское городское поселение Каменского района; Красносулинское городское поселение Красносулинского района; Божковское сельское поселение Красносулинского района; Гуково-Гнилушевское сельское поселение Красносулинского района; Долотинское сельское поселение Красносулинского района; Киселевское сельское поселение Красносулинского района; Южненское сельское поселение Мартыновского района; Миллеровское городское поселение Миллеровского района; Мальчевское сельское поселение Миллеровского района; Морозовское городское поселение Морозовского района; Персиановское сельское поселение Октябрьского района; Пролетарское городское поселение Пролетарского района; Сальское городское поселение Сальского района; Тацинское сельское поселение Тацинского района; Быстрогорское сельское поселение Тацинского района; Углегорское сельское поселение Тацинского района; Цимлянское городское поселение Цимлянского района; город Гуково; город Донецк; город Зверево; город Каменск-Шахтинский; город Новочеркасск; город Новошахтинск; город Таганрог; город Шахты |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 4 474 517 478,66 руб., из них: 1 411 460 582,27 руб. - средства Фонда; 2 268 031 685,01 руб. - средства областного бюджета; 795 025 211,38 руб. - средства местных бюджетов. С разбивкой по этапам: общий объем финансирования в 2013 году составляет 1 655 446 338,20 руб., в том числе: средства Фонда - 557 149 001,67 руб.; средства областного бюджета - 803 903 293,14 руб.; средства местных бюджетов - 294 394 043,39 руб.; общий объем финансирования в 2014 году составляет 1 469 545 114,66 руб., в том числе: средства Фонда - 284 929 162,40 руб.; средства областного бюджета - 923 372 941,43 руб.; средства местных бюджетов - 288 243 010,83 руб.; общий объем финансирования в 2015 году составляет 929 313 655,80 руб., в том числе: средства Фонда - 281 620 693,00 руб.; средства областного бюджета - 505 714 858,58 руб.; средства местных бюджетов - 141 978 104,22 руб.; общий объем финансирования в 2016 году составляет 249 954 260,00 руб., в том числе: средства Фонда - 186 439 528,20 руб.; средства областного бюджета - 29 693 637,86 руб.; средства местных бюджетов - 33 821 093,94 руб.; общий объем финансирования в 2017 году составляет 143 258 110,00 руб., в том числе: средства Фонда -101 322 197,00 руб.; средства областного бюджета - 5 346 954,00 руб.; средства местных бюджетов - 36 588 959,00 руб. Привлечение внебюджетных средств не планируется |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 107 622,27 кв. м аварийного жилищного фонда с переселением 6 442 жителей из 2808 жилых помещений, в том числе по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда: ликвидация 41325,08 кв. м аварийного многоквартирного жилищного фонда с переселением 2577 жителей из 1103 жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Оценка эффективности реализации Программы |
- |
реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения Ростовской области, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области и Фонд; контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством. |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из основных задач государственной жилищной политики в Ростовской области, направленной на системное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и благоприятные условия их проживания, является обеспечение реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирном аварийном жилищном фонде.
В муниципальных образованиях Ростовской области решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки за счет средств Фонда, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Результатом реализации мероприятий станет не только решение проблемы переселения граждан, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции.
III. Цели и задачи Программы
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, постановления Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 604, в том числе для предоставления финансовой поддержки Фонда муниципальным образованиям Ростовской области, выполнившим условия, определенные частью 1 статьи 14 Закона о Фонде.
Основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, которые по состоянию на 1 января 2012 г. признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда.
Органы местного самоуправления муниципальных образований - соисполнители Программы разрабатывают и принимают муниципальные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальная программа). Муниципальная программа может предусматривать план действий органа местного самоуправления, порядок переселения граждан, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий, перечень многоквартирных домов и жилых помещений аварийного жилищного фонда, планируемые показатели выполнения муниципальной программы.
В реализации настоящей Программы участвуют муниципальные образования, которые соответствует показателям - условиям, определенным частью 1 статьи 14 Закона о Фонде, и вправе претендовать на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также муниципальные образования, не выполнившие вышеназванные условия и реализующие мероприятия Программы за счет средств областного и местных бюджетов, с привлечением средств внебюджетных источников.
В рамках настоящей Программы подлежат отселению граждане, проживающие в многоквартирных домах общей отселяемой площадью жилых помещений 107 622,27 кв. м по перечню согласно приложениям N 1 - N 8 к настоящей Программе.
IV. Основные направления реализации Программы
Реализация Программы осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Формирование областной нормативной правовой базы, определяющей порядок и условия финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающие анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда; разработку предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
При реализации мероприятий Программы необходимо исходить из следующих положений:
1) принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда и обязательной доли финансирования за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов, производятся в соответствии со статьями 32, 86 и частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации:
граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на выплату им выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения либо, по соглашению, им может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену;
граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма и выселяемые в порядке, предусмотренном статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;
2) гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма по норме предоставления, установленной органами местного самоуправления. В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением общая площадь жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов. При этом гражданам может быть предоставлено несколько жилых помещений, общая площадь которых не отличается от установленной нормы предоставления более чем на 10 процентов.
По мероприятиям Программы, реализуемым с привлечением средств Фонда, в случае предоставления переселяемым гражданам жилого помещения по норме предоставления общая площадь, превышающая общую площадь отселяемого жилого помещения, оплачивается за счет средств областного и (или) местного бюджетов, и (или) внебюджетных источников сверх обязательной доли софинансирования.
Приобретение за счет средств областного и (или) местного бюджетов жилых помещений для последующего предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, осуществляется в пределах расчетной стоимости жилых помещений, определяемой как произведение общей площади жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной приказом государственного заказчика Программы на соответствующий квартал года.
В случае предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, общая площадь приобретаемого жилого помещения, превышающая общую площадь отселяемого жилого помещения, оплачивается за счет средств местного и (или) областного бюджетов, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной приказом государственного заказчика Программы на соответствующий квартал года;
3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
строительство многоквартирных домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования областного и (или) местных бюджетов, не допускается.
Реестр аварийных многоквартирных домов по способам отселения - приложения N 9 - N 16 к настоящей Программе.
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переселение граждан возможно осуществлять путем строительства или приобретения у застройщиков жилых помещений в энергоэффективных многоквартирных домах, в том числе в энергоэффективных многоквартирных домах, строительство которых не завершено.
4) жилые помещения, созданные либо приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей Программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Организационные мероприятия по реализации Программы предусматривают следующие меры:
1) оказание консультативной поддержки органам местного самоуправления по вопросам реализации Программы и разработки муниципальных программ, проведение выборочных проверок целевого использования средств, предусмотренных Программой;
2) переселение граждан из аварийного жилищного фонда предусмотренными Программой способами переселения;
3) информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации, на сайтах органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления.
3. Сбор и обобщение информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и об использовании освобожденных земельных участков.
4. Принятие муниципальных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Система программных мероприятий определена в приложении N 17 к настоящей Программе.
V. Объемы и источники финансирования Программы
Финансовые средства для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет средств Фонда, областного и местных бюджетов. Объемы и источники финансирования Программы определены в приложениях N 18 - N 20 к настоящей Программе.
Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Взаимоотношения государственного заказчика Программы с органами местного самоуправления муниципальных образований области регулируются соглашениями, заключаемыми с администрациями муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов).
Финансирование Программы осуществляется в размере 4 474 517 478,66 руб., из них:
1 411 460 582,27 руб. - средства Фонда, условия предоставления которых для бюджета субъекта Российской Федерации определены пунктом 9.1 части 1 статьи 14 Закона о Фонде;
2 268 031 685,01 руб. - средства областного бюджета;
795 025 211,38 руб. - средства местных бюджетов.
VI. Обоснование объема средств на реализацию Программы
Объем финансирования переселения граждан за счет средств Фонда, областного и (или) местных бюджетов определяется исходя из общей площади аварийного жилищного фонда и предельной стоимости переселения на 1 кв. м общей площади предоставляемого жилого помещения.
Предельная стоимость переселения на 1 кв. м общей площади предоставляемого жилого помещения не должна превышать размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, определенной приказом государственного заказчика Программы, на соответствующий период реализации.
Приобретение соисполнителями Программы жилых помещений для предоставления собственникам по договорам мены взамен изымаемых, а также выплата им выкупной стоимости производятся в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах выкупной цены изымаемых жилых помещений, определяемой на основании заключения лица, осуществляющего оценочную деятельность или на основании соглашения с собственником жилых помещений в пределах выкупной цены изымаемых жилых помещений.
Средства на строительство жилых помещений расходуются соисполнителями Программы в пределах цен, определенных исходя из проектно-сметной документации, а также с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений, определенной приказом государственного заказчика Программы, на соответствующий период реализации.
Соисполнители Программы вправе направлять на реализацию мероприятий Программы дополнительные средства из местных бюджетов.
Соисполнители Программы осуществляют переселение граждан в пределах общего объема средств, предусмотренных им в соответствии с Программой, с соблюдением планируемых показателей выполнения Программы. Планируемые показатели выполнения Программы приведены в приложении N 21 к Программе.
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Программа носит социальный характер, основным критерием ее эффективности является количество семей, переселенных из аварийного жилищного фонда.
Реализация Программы обеспечит:
реализацию гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания;
снижение доли населения Ростовской области, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Конечными результатами реализации Программы будут являться:
выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.;
обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
ликвидация 107 622,27 кв. м аварийного жилищного фонда с переселением 6 442 жителей из 2 808 жилых помещений, в том числе по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, - 41 325,08 кв. м аварийного жилищного фонда с переселением 2 577 жителей из 1 103 жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Результатом реализации мероприятий Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда.
VIII. Управление Программой и система организации контроля за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством.
Фонд осуществляет мониторинг хода реализации Программы.
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области информирует Правительство Ростовской области и Фонд о ходе реализации Программы.
Соисполнители Программы - органы местного самоуправления муниципальных образований, реализующие мероприятия с привлечением средств Фонда, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Ростовской области, обязаны направлять в органы исполнительной власти Ростовской области отчеты о ходе реализации настоящей Программы и выполнении предусмотренных статьей 14 Закона о Фонде условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Начальник общего отдела Правительства |
В.В. Сечков |
Начальник общего отдела |
В.В. Сечков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.