Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в подраздел 8.1 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.1. Паспорт подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"
8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Непременным условием для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, имеющей место в Ростовской области на протяжении последних двух десятилетий, наряду с повышением уровня рождаемости. Показатели смертности населения, обусловленные, главным образом, смертностью от неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические бронхолегочные заболевания) и внешних причин, остаются высокими Неинфекционные заболевания имеют общую структуру факторов риска их развития и обуславливают около 80 процентов всех причин смерти в Ростовской области. Вот почему решение задачи снижения смертности от неинфекционных заболеваний, наряду с повышением уровня рождаемости, является непременным условием для преодоления неблагоприятных демографических тенденций последних десятилетий.
Несмотря на устойчивую тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения в Ростовской области, они являются основной причиной смерти не только среди неинфекционных заболеваний, но и в общей структуре смертности.
Среди всех болезней системы кровообращения основными причинами смерти населения Ростовской области являются ишемическая болезнь сердца, в том числе осложненная хронической сердечной недостаточностью, а также цереброваскулярные болезни. Смертность от ишемической болезни сердца в основном обусловлена ее осложнением - хронической сердечной недостаточностью, при которой 5-летняя выживаемость составляет не более 61,2 процента. В 2012 году в общей структуре временной нетрудоспособности работающих на долю болезней системы кровообращения приходится около 11,8 процента. Средняя продолжительность одного случая составляет около 14,5 суток. В структуре причин временной утраты трудоспособности от болезней системы кровообращения лидирует артериальная гипертония, число случаев которой составляет 51,0 процента, на долю ишемической болезни сердца приходится 16,5 процента, цереброваскулярных болезней - 12,2 процента.
Злокачественные новообразования уже многие годы занимают второе место среди всех причин смертности населения России и смертности от неинфекционных заболеваний. Их удельный вес в общей структуре смертности в Ростовской области составляет 14,1 процента. По статистическим данным за 2012 год, 29,4 процента среди впервые регистрируемых больных злокачественными новообразованиями выявляются в III - IV стадии заболевания. Это приводит к их значительной инвалидизации из-за меньшей эффективности лечения.
Особую актуальность имеет проблема высокой смертности среди лиц трудоспособного возраста. На лиц, не достигших возраста 60 лет, приходится 39,7 процента всех смертей. Среди мужчин трудоспособного возраста большинство смертей обусловлено болезнями системы кровообращения, на втором месте - смертность от внешних причин и злокачественными новообразованиями. Среди женщин трудоспособного возраста наибольшее количество смертей обусловлено злокачественными новообразованиями (38,6 процента), на втором месте по значимости находятся болезни системы кровообращения (27,9 процента), на третьем - смерть от внешних причин (19,6 процента).
Важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний у населения Ростовской области играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, низкая физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем. Первые два фактора риска (артериальная гипертония и гиперхолестеринемия) относятся к категории биологических факторов, но они в очень большой степени зависят от всех остальных факторов риска, которые относятся к категории поведенческих или связанных с нездоровым образом жизни.
Вклад алкоголя в уровень смертности в России в последние десятилетия традиционно был аномально высок. Статистически значимые корреляции с динамикой индикаторов потребления алкоголя (смертность от алкогольных отравлений, заболеваемость алкогольными психозами) демонстрируют показатели смертности от внешних причин (убийства, самоубийства, несчастные случаи), от ишемической болезни сердца, алкогольной кардиомиопатии, геморрагического инсульта, алкогольной болезни печени, цирроза и фиброза печени, пневмонии и др.
Причина высокого вклада алкогольной смертности в общую в России заключается в "северной" модели потребления алкоголя, включающей потребление больших доз этанола в течение короткого периода времени преимущественно в виде крепких напитков. В то же время рост потребления алкоголя среди подростков и молодежи в постсоветский период происходил за счет потребления этой группой населения пива и слабоалкогольных коктейлей.
Высоким остается показатель общего количества больных алкоголизмом. Фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет 18 литров в год, включая детей и подростков. При этом доказано, что при уровне свыше 8 литров в год у человека начинаются необратимые процессы на всех уровнях его жизнедеятельности.
В настоящее время проблема злоупотребления психоактивными веществами, в том числе и на территории Ростовской области, является одной из наиболее актуальных и требует безотлагательных решений. Показатели учтенной болезненности наркоманиями превышают среднероссийские, увеличиваются показатели первичной заболеваемости населения наркоманиями. Снижается возрастной порог наркопотребителей. Отмечается высокий уровень латентной наркомании, в том числе детско-подростковой. Решение данных вопросов требует проведения системных мероприятий.
В настоящее время на федеральном и областном уровнях принят ряд нормативных документов, позволяющих осуществлять в рамках принятых и разрабатываемых целевых программ деятельность, направленную на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Выделенные мероприятия данной подпрограммы предусматривают оптимизацию оказания наркологической помощи, стабилизацию показателей, характеризующих деятельность наркологической службы Ростовской области.
В настоящее время на территории Ростовской области остается высоким уровень заболеваемости и инвалидизации пациентов с психическими расстройствами, беспокоит степень общественной опасности психически больных лиц и их социальная дезадаптация. Недостаточно используются методы психосоциальной реабилитации. Как следствие, остается высокой частота повторных госпитализаций и длительность лечения пациентов в стационарах. Все указанные проблемы требуют системного подхода, принятия и совершенствования решений по вопросам оказания специализированной медицинской психиатрической помощи, профилактики, медицинской и социальной реабилитации данной категории пациентов, совершенствования методов предупреждения психических расстройств.
В настоящее время существуют три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний: популяционная стратегия профилактики, профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска, а также вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению).
Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения условий для этого. Реализация популяционной стратегии возможна только на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных структур, религиозных организаций.
Стратегия выявления лиц с высоким риском и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний осуществляется главным образом на индивидуальном и групповом уровнях в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также в рамках специализированной помощи и санаторно-курортного лечения. Для реализации этой стратегии требуется наличие инфраструктуры системы медицинской профилактики. Важнейшими инструментами стратегии высокого риска являются диспансеризация и профилактические осмотры населения.
Стратегия вторичной профилактики реализуется в лечебно-профилактических учреждениях на индивидуальном уровне и предполагает медикаментозное, интервенционное и хирургическое лечение лиц, имеющих доказанные неинфекционные заболевания, в целях предупреждения развития у них осложнений.
Среди существующих трех стратегий профилактики неинфекционных заболеваний (популяционная стратегия, стратегия выявления лиц с высоким риском неинфекционных заболеваний и стратегия вторичной профилактики) в экономическом отношении наиболее эффективна популяционная стратегия.
В формировании наметившейся тенденции снижения смертности населения Ростовской области, безусловно, одной из основных причин является стабилизация социально-экономической ситуации, но существенный вклад внесли и мероприятия, проводимые системой здравоохранения. К настоящему времени в Ростовской области накоплен определенный опыт профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
В Ростовской области продолжается реализация мероприятий, направленных на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Подготовка к реализации нового направления приоритетного национального проекта "Здоровье" - формирование здорового образа жизни, начата в Ростовской области с мая 2009 года. Реализовались мероприятия, направленные на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и ответственности за собственное здоровье, в том числе в рамках направления приоритетного национального проекта "Здоровье".
В настоящее время в Ростовской области функционируют 14 центров здоровья для взрослых и 6 центров здоровья для детей на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Ежегодно в центрах здоровья проходит обследование около 45 - 50 тысяч жителей Ростовской области.
Основными функциями центров здоровья являются:
оценка состояния ряда функциональных систем организма и их адаптивных резервов;
прогноз состояния здоровья;
консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включающее информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах риска, помощь в отказе от потребления алкоголя и табака, рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха, а также формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
пропаганда здорового образа жизни на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях (в пределах территории обслуживания населения).
Помимо проведения профилактических осмотров и диспансеризации отдельных категорий жителей Ростовской области, начиная с 2006 года, организованы мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях ее приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.
Развитие здравоохранения должно охватывать как направления, связанные с решением проблем смертности и заболеваемости населения Ростовской области, так и направления, обеспечивающие более раннюю диагностику самих заболеваний и эффективное их лечение.
В ходе реализации подпрограммы предполагается уже на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи выявление факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, а также обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.
С целью улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан необходимо обеспечить применение инновационных разработок в сфере профилактики заболеваний. Для реализации этой стратегии требуется наличие инфраструктуры системы медицинской профилактики. Важнейшими инструментами стратегии высокого риска являются диспансеризация и профилактические осмотры населения.
Основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2014 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение, решение проблемы кадрового обеспечения.
Риски, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы, и меры по управлению ими описаны в разделе 1 настоящей Программы.
В рамках реализации подпрограммы осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятия нормативных правовых актов для достижения целей реализации Программы не требуется.
8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы предполагается достигнуть следующих целей:
увеличение продолжительности активной жизни населения Ростовской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами;
снижение заболеваемости туберкулезом;
профилактика ВИЧ-инфекции;
снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией.
Достижение перечисленных целей будет возможно при решении следующих задач:
развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Ростовской области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска;
реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей;
обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания.
Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться по следующим показателям (индикаторам):
охват профилактическими медицинскими осмотрами детей;
охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
охват диспансеризацией подростков;
доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года;
доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года;
заболеваемость туберкулезом;
доля населения области, ежегодно обследованного на ВИЧ-инфекцию;
удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов;
удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей.
Подпрограмма будет реализована в период с 2014 по 2020 год, этапы не предусмотрены.
По результатам реализации подпрограммы в 2020 году планируется достичь следующих результатов:
своевременное выявление факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция;
снижение уровня заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики, до спорадических случаев;
своевременное выявление, лечение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В, С, а также противодействие распространению данных инфекций;
обеспеченность жителей Ростовской области льготными лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для улучшения качества жизни и увеличения ее продолжительности больных с определенными заболеваниями.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) подпрограммы приводится в приложении N 1 к настоящей Программе.
Информация о показателях (индикаторах) подпрограммы определена исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения и отражена в приложении N 2 к настоящей Программе. Информация о показателях (индикаторах), которые не входят в состав данных официальной статистики, приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основное мероприятие 1.1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей
В настоящее время назрела необходимость в реализации формирования здорового образа жизни у людей, как важнейшей меры профилактики развития заболеваний. Работа по формированию здорового образа жизни осуществляется посредством информационно-коммуникационной кампании и создания центров здоровья. Информационно-коммуникационная кампания сконцентрирована на следующих направлениях: борьба с употреблением табака, алкоголя и психоактивных веществ и формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью. Одним из направлений является охрана здоровья работающего населения, профилактика профессиональных заболеваний. В области необходимо создать "Единый регистр здоровья" работающих во вредных и опасных условиях труда на предприятиях Ростовской области. Создание Единого регистра с учетом результатов обязательных предварительных медицинских осмотров, данных диспансеризации в электронном виде, его привязка к имеющемуся регистру больных профзаболеваниями, в том числе с начальными признаками профзаболеваний позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья работника на протяжении всего периода активной трудовой деятельности, осуществлять диспансеризацию, разрабатывать и внедрять профилактические и реабилитационные мероприятия. Наряду с этим необходимо предусмотреть меры по активизации в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения работы кабинетов врача-профпатолога, что обеспечит повышение качества профпатологической помощи в области, в том числе эффективность работы по организации и проведению периодических медицинских осмотров, диспансеризации работников вредных профессий и больных профзаболеваниями, будет способствовать своевременной постановке предварительного диагноза профзаболевания и направлению больного на обследование в центр профпатологии.
В настоящее время в Ростовской области создана и действует сеть кабинетов по профилактике и лечению табакокурения на базе государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Наркологический диспансер" и в 6 его филиалах. На территории Ростовской области организованы, оснащены и осуществляют свою деятельность 20 центров здоровья, из которых 14 - для взрослых и 6 - для детей. Деятельность центров здоровья направлена на раннее выявление признаков заболевания и формирование здорового образа жизни, прогноз состояния здоровья, консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья, пропаганду здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни включает в себя профилактику алкоголизма, потребление табака, наркомании у населения, в том числе у подростков. Выделяют три уровня профилактики: информированность населения о пагубности влияния употребления алкоголя, психоактивных веществ и табака; проведение и методологическое сопровождение профилактической работы с целевыми группами, проведение тестирования подростков и молодежи на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ; внедрение методов индивидуальной работы.
Цели профилактики: пропаганда здорового образа жизни; формирование здорового образа жизни по снижению потребления алкоголя и табака; предупреждение и борьба с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению алкоголизма и наркомании; формирование устойчивых мотиваций для отказа от употребления алкоголя, психоактивных веществ и табака.
Задачи профилактики: осуществление пропаганды здорового образа жизни посредством печатной продукции, средств наружной рекламы; проведение образовательно-информационных кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни; разработка информационных материалов и их использование на групповом уровне посредством школ здоровья; проведение тестирования обучающихся на предмет содержания наркотических средств и психотропных веществ; подтверждение результатов проведения химико-токсикологических исследований в соответствии с утвержденным стандартом.
Основное мероприятие 1.2. Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику
Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать.
Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения детской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех возрастных групп населения. В настоящее время в Российской Федерации обязательной вакцинопрофилактике подлежат 10 инфекций, регламентированных национальным календарем профилактических прививок. Однако в Ростовской области имеют место условия для возникновения и распространения и других особо опасных природно-очаговых инфекционных заболеваний. Из 43 районов Ростовской области энзоотичными по туляремии являются 35, по лептоспирозу - 16, по сибирской язве - 43, по бешенству - 35. Благодаря обеспечению лечебно-профилактических учреждений вакцинами против природно-очаговых и зоонозных инфекций и проведению прививок населению, проживающему на эндемичных территориях, удалось снизить заболеваемость лептоспирозом более чем в 2,3 раза; на протяжении последних 5 лет отсутствует заболеваемость среди людей туляремией, сибирской язвой, гидрофобией. В этих условиях становится очевидной необходимость организации и проведения вакцинопрофилактики, которая поддержит эпидемиологическое благополучие населения Ростовской области.
С целью достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ростовской области путем снижения уровня заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики, до спорадических случаев необходимо обеспечение лечебно-профилактических учреждений Ростовской области иммунобиологическими препаратами, что позволит обеспечить отсутствие заболеваемости сибирской язвой, туляремией, гидрофобией среди населения области; заболеваемость лептоспирозом - на спорадическом уровне.
Основное мероприятие 1.3. Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов B и C
В настоящее время на территории Ростовской области отмечается рост эпидемии ВИЧ-инфекции. За весь период наблюдения с 1989 года по 31 декабря 2012 г. в области выявлены 6841 ВИЧ-инфицированный житель. Уровень ежегодной заболеваемости за последние 7 лет возрос в 2,3 раза. К концу 2012 года в Ростовской области достигнуты самые высокие показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией за весь период эпидемии. Прирост числа новых случаев за 7 месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 15,9 процента. В 15 районах и 7 городах среднеобластной показатель заболеваемости превышен.
На диспансерном учете в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Центр по борьбе и профилактике со СПИДом и инфекционными заболеваниями" состоят 4109 человек из 4734 подлежащих, что составляет 86,8 процента. Прошли диспансерное обследование 3862 человека, что составляет 93,9 процента.
На 31 декабря 2012 г. количество ВИЧ-инфицированных, подлежащих специфической антиретровирусной терапии, составляло 1168 человек. Получали лечение 1126 человек, что составляет 96,4 процента.
Необходимы мероприятия, направленные на своевременное выявление, лечение ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, а также на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
В Ростовской области в течение 3 последних лет ежегодно регистрируется от 83 до 139 случаев острых форм вирусного гепатита В и от 39 до 45 случаев острого вирусного гепатита С, а также от 248 до 253 случаев хронических форм вирусного гепатита В и от 988 до 1030 случаев хронического вирусного гепатита С, кроме того выявляются до 1000 случаев носительства вирусных гепатитов.
В настоящее время проведение лечения необходимо более 3,5 тыс. жителей Ростовской области с хроническими гепатитами, и только 71 человек получает лечение как "федеральный льготник".
В настоящее время единственным эффективным средством борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции во всем мире является информирование населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Оценка уровня знаний у населения Ростовской области в возрасте от 18 до 50 лет показала крайне низкую информированность и высокую долю рискованного поведения в отношении заражения вирусом иммунодефицита человека. Смещение заболеваемости ВИЧ-инфекцией в последние 3 - 5 лет в средние и старшие возрастные группы требует внедрения программ по профилактике ВИЧ-инфекции, адаптированных для этих возрастов.
Поэтому для достижения максимального охвата целевых контингентов необходимо организовать массовое обучение работающих граждан непосредственно на рабочих местах. Для достижения эффективной работы системы социальных ценностей и традиций, препятствующих поведению, способствующему заражению ВИЧ, необходим охват информационно-обучающими программами не менее 80 процентов взрослого населения Ростовской области.
Целью основного мероприятия является расширение и совершенствование системных информационно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции среди населения Ростовской области.
Задачами основного мероприятия являются:
привлечь внимание общественности к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
повысить уровень информированности по вопросам ВИЧ-инфекции населения в целом, в том числе непосредственно на рабочих местах.
Решение этих задач позволит повысить уровень знаний о путях передачи и способах профилактики ВИЧ-инфекции, повысить число деклараций о намерении изменить собственное рискованное поведение и недопустимости дискриминации людей, пострадавших от эпидемии ВИЧ-инфекции (не менее 80 процентов опрошенных).
Основное мероприятие 1.4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний и патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей
Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях ее приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.
Выделяют три вида первичной медико-санитарной помощи:
первичная доврачебная медико-санитарная помощь (оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием);
первичная врачебная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
первичная специализированная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи населению Ростовской области зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Целью названного мероприятия является приобретение модульных врачебных амбулаторий для сельских поселений области, что даст возможность приблизить доврачебную помощь к населению, обеспечив жителей необходимыми учреждениями здравоохранения, что в свою очередь позволит избежать нецелесообразных затрат финансовых средств на новое строительство, взамен аварийных или не подлежащих капитальному ремонту существующих зданий.
На 2014 год в 7 муниципальных образованиях (Зерноградский, Матвеево-Курганский, Неклиновский, Семикаракорский, Целинский, Шолоховский районы области) запланирована закупка 7 модульных врачебных амбулаторий.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Целью мероприятия является проведение капитальных ремонтов, реконструкций и строительства учреждений здравоохранения, что позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, удовлетворить потребность в дополнительных площадях. Кроме того, проведение указанных мероприятий позволит привести учреждения здравоохранения в соответствие с действующими требованиями СНиП "Пожарная безопасность зданий и сооружений", САНПиН и других нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения, что позволит обеспечить эффективность и качество медицинской помощи, создаст необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности медицинских работников, обеспечит противопожарную и антитеррористическую защищенность сотрудников и пациентов.
Планируется проведение капитальных ремонтов в 12 (двенадцати) муниципальных учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях (г. Волгодонск, г. Новочеркасск, г. Донецк, Песчанокопский, Обливский, Кашарский, Мартыновский, Белокалитвинский, Верхнедонской, Зимовниковский, Неклиновский, Морозовский районы) в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и бюджетными финансовыми средствами, предусмотренными на данные цели.
В рамках подпрограммы областные государственные учреждения оказывают государственные услуги в соответствии с утвержденным государственным заданием.
На территории Ростовской области в рамках территориальной программы государственных гарантий гражданам бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Оказание вышеназванной медицинской помощи является приоритетом государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощью населения области первичной медико-санитарной помощью профилактического направления. Кроме того, позволит выполнить полномочия Ростовской области в части обеспечения бесплатной медицинской помощью населения и осуществления мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, а также улучшить качество медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в подраздел "Основное мероприятие 1.5" раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
Основное мероприятие 1.5. Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях
Важным направлением повышения доступности медицинской помощи является возможность удовлетворить потребности всех пациентов, включая социально незащищенных, в качественных лекарственных препаратах в соответствии с протоколами и стандартами оказания медицинской помощи.
Ежегодно увеличивается количество больных, которым требуется постоянное лечение современными, высококачественным препаратами. В этой связи требуются дополнительные меры по обеспечению первичной и вторичной профилактики, организации лечения, в том числе лекарственного обеспечения.
Удовлетворение потребности жителей Ростовской области, включая социально незащищенные группы населения, за счет средств областного и федерального бюджетов в лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения, а также специализированных продуктах лечебного питания в соответствии с терапевтическими показаниями и нозологией является одним из ключевых направлений.
Для улучшения доступности и качества оказания лекарственной помощи требуются дополнительные меры, которые должны быть направлены на повышение управляемости финансовыми, товарными потоками и выпиской лекарственных препаратов региональным и федеральным льготникам с одновременным созданием более жесткой системы контроля за полнотой удовлетворения спроса и обоснованностью выписки препаратов отдельным категориям граждан.
Логистическое сопровождение и организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей так же входит в данное мероприятие.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в Ростовской области имеются категории граждан, включенные в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и в региональный сегмент Федерального регистра, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания и перевязочные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно.
Целью мероприятия является обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области.
В настоящее время распространение сахарного диабета, как во всем мире, так и в Российской Федерации, приобрело характер пандемии. На территории Ростовской области количество больных сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 6 - 8 процентов. У больных, страдающих сахарным диабетом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. В этой связи требуются дополнительные меры по обеспечению первичной и вторичной профилактики, организации лечения, в том числе лекарственного обеспечения и реабилитации, пациентов, страдающих сахарным диабетом.
Остается высокой распространенность угрожающих жизни и приводящих к инвалидизации микрососудистых осложнений сахарного диабета, в том числе диабетической ретинопатии, диабетической нефропатии, макрососудистых осложнений (инфаркты, инсульты, артериальная гипертензия), а так же диабетической полинейропатии.
Реализация названного мероприятия предусматривает закупку и обеспечение сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля и иглами больных сахарным диабетом в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Это повысит качество оказания льготной лекарственной помощи гражданам, страдающим сахарным диабетом, и приведет к снижению развития тяжелых осложнений (хроническая почечная недостаточность, слепота, ампутация конечностей), которые являются и причиной инвалидизации и смертности населения от сахарного диабета. Социальная эффективность реализации мероприятия будет выражена в улучшении качества, увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных сахарным диабетом.
Обеспечение доступности качественной медицинской и лекарственной помощи является целью социальной политики Российской Федерации. Лекарственная помощь является ключевой составляющей медицинской помощи, 95 процентов всех врачебных назначений составляет именно лекарственная терапия.
В Ростовской области граждане, включенные в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", обеспечиваются лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Создана инфраструктура, включающая в себя амбулаторно-поликлинические учреждения и пункты отпуска медикаментов. Право выписки рецептов федеральным льготникам имеют врачи и фельдшера.
Указанная система лекарственного обеспечения функционирует с 2005 года и предусматривает механизмы интеграции ранее существовавших в регионах инфраструктур льготной лекарственной помощи с принципиально новыми подходами, включающими персонифицированный учет граждан, новый механизм финансирования и поставок лекарственных препаратов.
Планируется продолжить работу по эффективному обеспечению федеральных льготников лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; совершенствованию организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Целью названного мероприятия является обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Предполагается, что общий эффект будет достигнут за счет увеличения продолжительности жизни и снижения смертности льготных категорий граждан. Социальная эффективность будет выражена в улучшении качества жизни льготных категорий граждан.
Вместе с тем на территории Ростовской области ведутся регистры больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Для повышения доступности дорогостоящего лечения больных по семи высокозатратным нозологиям и, прежде всего, проживающих в сельской местности, организована доставка необходимых лекарственных препаратов каждому больному на дом в течение 3 дней с момента получения информации из медицинской организации о выписке рецепта. Лекарственное обеспечение граждан, страдающих семью "высокозатратными" нозологиями, осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, что улучшит качество жизни и увеличит её продолжительность для данной категории больных.
Также в Ростовской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" имеются категории граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врача бесплатно.
Организация оказания медицинской помощи данным категориям граждан отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации, которые реализуются в Ростовской области за счет средств областного бюджета. К этой категории граждан относятся дети первых трех лет жизни, а также лица, страдающие такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, инфаркт миокарда, болезнь Паркинсона, сахарный диабет, психические заболевания, злокачественные новообразования и другие.
Для улучшения доступности и качества льготной помощи требуются дополнительные меры по совершенствованию лекарственного обеспечения, которые должны быть направлены на повышение управляемости финансовыми и товарными потоками для чего необходима организация работы всех участников льготного обеспечения жителей Ростовской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; совершенствование организации льготного обеспечения жителей Ростовской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Кроме того, в Ростовской области организовано обеспечение граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (далее - орфанные заболевания), что отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и реализуется с 2012 года в Ростовской области за счет средств областного бюджета.
Обеспечение названной категории граждан лекарственными препаратами необходимо в целях улучшения качества и увеличения продолжительности их жизни, а так же снижения смертности.
В рамках подпрограммы областные государственные учреждения оказывают государственные услуги в соответствии с утвержденным государственным заданием. Информация о сводных значениях показателей государственного задания отражена в приложении N 4 к настоящей Программе.
В целях исполнения основных мероприятий подпрограммы предусмотрено проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта государственных учреждений здравоохранения и образования. Перечень инвестиционных проектов приведен в приложении N 5 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в подраздел 8.5 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Ресурсное обеспечение реализации Программы подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, представлена в приложениях N 6 и N 8 к настоящей Программе.
8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
В реализации подпрограммы участвуют муниципальные образования Ростовской области.
Распределение субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств представлено в приложении N 9.
Предоставление и расчет субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов осуществляется в порядке, описанном в разделе 5 Программы.
Перечень инвестиционных проектов (объекты, находящиеся в муниципальной собственности) приведен в приложении N 10 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.