Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 19 сентября 2008 г. N 333
"О введении в действие Методических рекомендаций по содержанию и оформлению Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпании) (временное)"
Приказом Росавиации от 9 августа 2010 г. N 292 настоящий приказ признан утратившим силу
Для обеспечения единообразия по оформлению и содержанию Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпании) и их одобрения уполномоченными органами в области гражданской авиации приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2009 Методические рекомендации по содержанию и оформлению Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпании) (временное).
2. Начальникам управлений Федерального агентства воздушного транспорта, начальникам территориальных управлений организовать изучение требований "Методических рекомендаций...". Принять меры по выполнению требованию данных рекомендаций.
3. Контроль выполнения требований настоящего приказа возложить на Управление поддержания летной годности гражданских воздушных судов.
Руководитель |
Е.В. Бачурин |
Методические рекомендации
по содержанию и оформлению Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпании) (временное)
(утв. Департаментом ПЛГ ГВС и ТРГА)
1. Введение
В соответствии с главой 8 Приложения 6 к Чикагской конвенции все эксплуатанты обязаны принимать меры к тому, чтобы в соответствии с процедурами, приемлемыми для государства регистрации:
а) каждый самолет, который они эксплуатируют, поддерживался в пригодном для выполнения полетов состоянии;
б) эксплуатационное и аварийное оборудование, необходимое для планируемого полета, являлось исправным;
в) удостоверение (сертификат) о годности к полетам каждого воздушного судна, который они эксплуатируют, было действительным (используемое в настоящем документе слово "воздушное судно" включает силовые установки, воздушные винты, узлы, вспомогательные агрегаты, приборы, оборудование и аппаратуру, в том числе аварийно-спасательное оборудование).
Эксплуатант не эксплуатирует воздушное судно, если его техническое обслуживание не выполнено и соответствующее Свидетельство о допуске к эксплуатации не оформлено организацией, имеющей на это Сертификат соответствия, выданный государственными авиационными властями государства регистрации (в соответствии с ФАП-145 до внедрения в эксплуатацию нового документа "Свидетельства о техническом обслуживании" документом, подтверждающим выполнение технического обслуживания является карта-наряд).
Эксплуатант нанимает на работу (и оформляет прием на работу приказом по авиакомпании) группу лиц, которые обеспечивают проведение всех работ по техническому обслуживанию в соответствии с оформляемым эксплуатантом Руководством по регулированию технического обслуживания.
Эксплуатант обеспечивает проведение технического обслуживания его воздушных судов в соответствии с программой технического обслуживания и несет ответственность за соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания его воздушных судов, предусмотренных эксплуатационной документацией воздушных судов этого типа и обеспечивающих поддержание его летной годности.
2. Общие положения
2.1. Эксплуатант обеспечивает наличие Руководства по регулированию технического обслуживания, которое является неотъемлемой частью доказательной документации на право получения (продления) Свидетельства эксплуатанта и используется в качестве инструктивного документа соответствующим персоналом авиакомпании, занимающимся поддержанием летной годности воздушных судов авиакомпании.
2.2. Руководство по регулированию технического обслуживания эксплуатанта по своему содержанию должно базироваться на требованиях, изложенных в ФАП "Обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в РФ", ФАП-145 "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", НТЭРАТ ГА-93 и настоящих методических рекомендациях.
2.3. Эксплуатант обеспечивает внесение в Руководство по регулированию технического обслуживания необходимых изменений для приведения содержащейся в нем информации в соответствие с текущими требованиями.
2.4. Экземпляры всех поправок к Руководству эксплуатанта по регулированию технического обслуживания незамедлительно направляются всем организациям или лицам, которым было предоставлено "Руководство..." в соответствии со списком рассылки, в нем содержащемся.
2.5. Обязательному включению в список рассылки подлежат:
- государство регистрации воздушных судов;
- государство эксплуатанта;
- организации, проводившие аудит авиакомпании как субконтрактора.
Авиационные власти государства регистрации или государства эксплуатанта устанавливают своими нормативными документами количество экземпляров Руководства, которые должны им направляться.
2.6. Эксплуатант предоставляет государству эксплуатанта и государству регистрации экземпляры Руководства по регулированию технического обслуживания со всеми изменениями и/или пересмотрами, а также такими обязательными материалами, какие может потребовать государство эксплуатанта или государство регистрации.
3. Содержание руководства по регулированию ТО
3.1. Руководство по регулированию ТО может издаваться одной книгой или несколькими, в зависимости от объема представляемой информации.
3.2. Руководство по регулированию ТО должно как минимум включать в себя следующие основные разделы:
- основные данные;
- общие правила и процедуры регулирования ТО;
- процедуры системы качества.
Перед основными разделами должны быть:
- титульный лист;
- содержание;
-. перечень действующих страниц;
- перечень изменений и даты внесения изменений и добавлений в документ;
- перечень держателей экземпляров.
3.3. Формат Руководства по регулированию ТО
3.3.1. Руководство должно быть представлено в жесткой папке (скоросшивателе с разъемными кольцами) для обеспечения легкого внесения изменений.
3.3.2. Название организации по ТО и номер Свидетельства эксплуатанта должны быть напечатаны на лицевой стороне, а также и на корешке каждой папки Руководства.
3.3.3. Формат страниц должен быть стандартным (21 x 29,7 см). Все страницы должны быть с отверстиями для легкого внесения изменений.
3.3.4. Каждая страница должна содержать следующую информацию:
- название организации;
- название документа (руководство по регулированию ТО);
- даты издания, изменения или дополнения страницы;
- номер раздела;
- номер страницы.
3.3.5. Титульный лист должен содержать следующую информацию:
- название документа (Руководство по регулированию ТО);
- официальное название организации;
- номер экземпляра (например "экз. N 5");
- номер редакции руководства и дату последнего внесения изменений (например, "5-я редакция от 18.08.2001");
- номер Свидетельства эксплуатанта;
- утверждающую подпись руководителя авиапредприятия;
- штамп государственного органа, подтверждающий одобрение данного документа.
3.3.6. Раздел "Содержание" руководства должен отражать строение каждой части руководства.
3.3.7. Перечень действующих страниц должен отражать номер изменения и дату внесения изменения каждой страницы.
3.3.8. Перечень изменений и даты внесения изменений и добавлений в документ должен быть оформлен на отдельном листе.
3.3.9. Перечень держателей экземпляров Руководства должен содержать наименование организации-держателя копии Руководства, ее почтовый адрес, номер экземпляра, направленного этому держателю и дату направления экземпляра Руководства.
3.4. Раздел "Основные данные" должен как минимум содержать:
3.4.1. Полное наименование авиакомпании и ее подразделения, отвечающего за регулирование технического обслуживания воздушных судов авиакомпании, формы хозяйствования (АО, ОАО, ЗАО, ГУП, ГУАП и т.п. ), реквизиты связи (телефон, факс, телеграф, АФТН, E-mail, и т.п. ), месторасположение основного места базирования воздушных судов авиакомпании, а также филиалов, отделений или отдельных линейных станций, если таковые имеются).
3.4.2. Копия Положения об ИАС авиакомпании.
3.4.3. Структурную схему ИАС авиакомпании, отражающую все уровни управления, функциональные блоки или подразделения, а также схемы взаимодействия ИАС авиакомпании с другими службами авиакомпании, службами базового аэропорта, внешними организациями.
3.4.4. Фамилии и обязанности лиц, обеспечивающих проведение всех работ по поддержанию летной годности. Приводится штатное расписание с фамилиями людей, занимающих должности, отражаются данные по каждому сотруднику: должность, фамилия, имя, отчество, год рождения, стаж работы в ГА, наличие Свидетельств специалиста ГА и сертификатов к ним и их срок действия.
3.4.5. Перечень эксплуатируемых авиакомпанией типов ВС, наименование и дату утверждения документов по поддержанию летной годности эксплуатируемых типов воздушных судов (РО, РЭ и т.п. ), формы технического обслуживания ВС.
3.4.6. Описание производственной базы (помещения - номенклатура, количество, площадь, собственные или арендованные).
3.4.7. Данные п. п. 3.4.3-3.4.6 приводятся как по основной базе, так и по линейным станциям.
3.4.8. Процедуры внесения изменений в Руководство, оповещения о них персонала авиакомпании и представление в орган государственного управления гражданской авиацией и всем держателям экземпляров.
3.5. Раздел "Общие правила и процедуры регулирования ТО" должен как минимум содержать:
3.5.1. Процедуры приемки и проверки самолетных компонентов, материалов и оборудования для ТО, поступающих от поставщиков.
3.5.2. Процедуры обеспечения поддержания воздушного судна в пригодном для выполнения полетов состоянии (планирования использования ВС, контроля своевременности отхода ВС на ТО).
3.5.3. Процедуры подтверждения исправности эксплуатационного и аварийного оборудования, необходимого для планируемого полета, процедуры устранения неисправностей.
3.5.4. Процедуры подтверждения действительности удостоверения (сертификата) о годности воздушного судна к полетам.
3.5.5. Описание соглашений (договоров) между эксплуатантом и сертифицированными организациями по техническому обслуживанию.
3.5.6. Описание используемых методов и процедур регистрации и хранения эксплуатантом информации о проведенном техническом обслуживании.
Эксплуатант обязан обеспечивать хранение следующих регистрируемых данных:
- общего времени эксплуатации (в часах, календарных сроках и циклах) воздушного судна и всех агрегатов с ограниченным ресурсом;
- текущую информацию о выполненных на воздушном судне директивах летной годности, бюллетенях, разовых осмотрах, доработках, продлениях ресурсов воздушному судну и агрегатам;
- данные о модификациях и ремонтах воздушных судов и его основных агрегатов;
- времени эксплуатации (в часах, календарных сроках и циклах) после последнего ремонта воздушного судна и всех агрегатов с ограниченным ресурсом;
- информацию о выполненных периодических формах ТО, начиная после последнего ремонта, и оперативного ТО, начиная с последнего периодического ТО;
- копии карт-нарядов со всеми приложениями по формам ТО, указанным в предыдущем дефисе.
Зарегистрированные данные должны храниться в течение 3-месяцев после окончательного снятия с эксплуатации соответствующего агрегата, а копии карт-нарядов - минимум в течение одного года после оформления карты-наряда
В случае временной смены эксплуатанта зарегистрированные данные предоставляются новому эксплуатанту. В случае постоянной смены эксплуатанта зарегистрированные данные передаются новому эксплуатанту.
3.5.7. Описание процедур проведения обобщения опыта эксплуатации и рассылки анализов надежности авиатехники.
3.5.8. Описание используемых методов и процедур сбора и рассылки информации об отказах и неисправностях в соответствии с приказом от 26.06.97 N 134.
3.5.9. Описание процедур выполнения директив летной годности, бюллетеней промышленности, доработок воздушных судов.
3.5.10. Описание процедур сбора, обработки и анализа полетной информации, действий ИТП при обнаружении отклонений от норм.
3.5.11. Описание процедур проведения анализа безопасности полетов и принятия мер по исключению случаев, вызвавших инциденты из-за отказов авиатехники.
3.5.12. Описание процедур сдачи-приемки авиационной техники на техническое обслуживание (ремонт, восстановительный ремонт) по договорам с организациями по ТОиР AT.
3.5.13. Перечень используемой нормативной и технической документации.
3.5.14. Образцы заполняемой документации по регулированию ТО (акты сдачи-приемки, журналы учета, карты-наряды, бортовой журнал и т.п. ) и процедуры ее заполнения, учета, хранения, актуализации и списания.
3.5.15. Описание процедур передачи ВС от экипажа в ИАС и обратно, сдачи под охрану в базовых и сторонних аэропортах.
3.5.16. Описание процедур технического обслуживания ВС в зарубежных аэропортах.
3.5.17. Описание процедур соблюдения правил подготовки ВС к полету, буксировки ВС, приема ВС на стоянку, обеспечения выруливания с места стоянки.
3.5.18. Описание процедур взятия и анализа проб масла из двигателей и процедур принятия решения по результатам этого анализа.
3.5.19. Описание процедур выпуска ВС в полет с неустраненными неисправностями для базового аэропорта (для ВС иностранного производства) и небазового аэропорта.
3.6. Раздел "Процедуры системы качества" должен как минимум содержать:
3.6.1. Описание процедур внутреннего аудита ИАС авиакомпании и аудита субконтракторов по ТО и поставке запасных частей, агрегатов и авиатехимущества.
3.6.2. Описание процедур контроля качества работы на ВС авиакомпании прикомандированных специалистов предприятий-изготовителей.
3.6.3. Описание процедур контроля качества при эксплуатации ВС в отрыве от базы.
3.6.4. Описание процедуры проведения инспекторских осмотров ВС силами ИАС авиакомпании.
4. Порядок разработки и использования руководства эксплуатанта по регулированию ТО
4.1. "Руководство эксплуатанта по регулированию ТО" разрабатывается администрацией данной организации.
4.2. При подготовке текста по каждому параграфу необходимо приводить достаточную, но не избыточную информацию, раскрывающую суть вопроса.
Если содержание тех или иных правил и процедур, включение которых в текст Руководства требуется данным документом, достаточно полно изложено в нормативном, распорядительном или методическом документе органа государственного управления гражданской авиацией или введенном им в действие документе изготовителя AT и соответствует процедуре, используемой в ИАС эксплуатанта, то в соответствующем пункте Руководства нельзя ограничиваться ссылкой на этот документ.
4.3. При изложении правил и процедур по организации и обеспечению ТО воздушных судов или двигателей, изготовленных и/или зарегистрированных в других государствах, делаются ссылки на документы фирм-изготовителей и Авиационных администраций этих государств. При этом должны быть определены процедуры получения от издателей документов последующих изменений к ним и внесения этих изменений в "Руководство..." и производственную документацию.
4.4. Разработанное "Руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания" представляется в качестве неотъемлемой части доказательной документации в Орган по сертификации эксплуатантов и, при решении Органа по сертификации, в Центр сертификации. Замечания, полученные при рассмотрении доказательной документации, должны быть устранены до начала проведения инспекторской проверки по сертификации. После устранения всех замечаний, выявленных при инспекторской проверке, при выдаче организации Свидетельства эксплуатанта, одновременно на "Руководстве..." ставится штамп "Редакция N _. Свидетельство эксплуатанта N _. "ОДОБРЕНО". Руководитель Органа по сертификации эксплуатантов. Подпись. Дата." После этого "Руководство... считается одобренным.
4.5. В тех случаях, когда эксплуатант собирается эксплуатировать арендованные ВС, которые зарегистрированы в другом государстве, положения "Руководства..." должны быть приемлемыми для Авиационной администрации государства регистрации ВС.
4.6. В авиакомпании "Руководство..." размножается в таком количестве экземпляров, чтобы быть доступным для соответствующих должностных лиц и исполнителей.
При наличии у эксплуатанта филиалов, отделений, отдельных линейных станций они также должны быть обеспечены материалами "Руководства...".
4.7. В подразделениях ИАС назначают сотрудников, ответственных за сохранность используемых частей "Руководства...", его изучение персоналом, внесение поступающих изменений.
4.8. Об изменении данных, помещенных в "Руководстве...", администрация эксплуатанта обязана в трехдневный срок информировать орган государственного управления, одобривший "Руководство..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации содержат требования к оформлению и содержанию Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания. Оно разрабатывается администрацией организации и является неотъемлемой частью доказательной документации на право получения (продления) свидетельства эксплуатанта. Руководство используется в качестве инструкции соответствующим персоналом авиакомпании.
Рекомендации вступают в силу с 1 января 2009 г.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 19 сентября 2008 г. N 333 "О введении в действие Методических рекомендаций по содержанию и оформлению Руководства эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов авиакомпании) (временное)"
Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2009 г.
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Росавиации от 9 августа 2010 г. N 292 настоящий приказ признан утратившим силу