Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации российского образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность образования.
В настоящее время организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и стратегическая инициатива "Наша новая школа", в которых в качестве стратегической обозначена цель повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов функционирования системы.
В период с 2010 по 2012 годы в ходе реализации мероприятий городской целевой программы "Развитие системы образования города на 2011 - 2012 годы" был реализован пакет социально-педагогических проектов, которые касались первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования, информатизации и материально-техническому оснащению образовательных учреждений, работе с одаренными и талантливыми детьми, развитию систем дошкольного и дополнительного образования. Это обеспечило достижение позитивных результатов в развитии системы муниципального образования.
Дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни каждого отдельного человека. Дошкольное образование является первой ступенью образования.
В городе создана гибкая, многофункциональная муниципальная система дошкольного образования, обеспечивающая право ребенка на общедоступное, качественное, бесплатное дошкольное образование, которая представлена 153 муниципальными дошкольными учреждениями, в т.ч.: 42 центрами развития ребенка - детский сад первой категории, 111 дошкольными образовательными учреждений второй категории (детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий и процедур, детский сад комбинированного вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида). Дошкольные учреждения посещают более 36 тысяч детей от 2 до 7 лет.
Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях реализуются вариативные программы нового поколения: "Радуга" Дороновой Т.Н., "Детство" Бабаевой Т.И., "Истоки" Парамонова Л.А., "Кроха" Г.Г. Григорьевой, "Цветные ладошки" и "Художественно-творческий труд" И.А. Лыковой, что позволило создать оптимальные условия для физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей.
В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы предшкольной подготовки детей. Сегодня предшкольным образованием охвачено 95% детей в возрасте 5 - 6 лет.
В целях обеспечения публичности и открытости деятельности дошкольных образовательных учреждений по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на Портале госуслуг: www.gosuslugi.ru начала функционировать региональная автоматизированная информационная система "Электронный детский сад", в которую загружены данные детей, нуждающихся в определении в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Ростова-на-Дону, ранее поступившие через интернет-портал Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону.
Разработан Административный регламент муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
Информация о муниципальных дошкольных образовательных учреждениях размещена на официальном портале Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону http://www.rostov-gorod.ru и на региональном портале государственных услуг Ростовской области, каждое муниципальное дошкольное образовательное учреждение имеет свой сайт, на котором размещена информация об их деятельности.
Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования. В настоящий момент проводится реструктуризация сети образовательных учреждений. Сеть муниципальных учреждений общего образования включает 114 общеобразовательных учреждения: 71 средняя школа, 18 лицеев, 18 гимназий, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 6 вечерних (сменных) школ.
Деятельность органов управления образованием, ориентированная на обновление содержания образования и повышение его качества, отразилась на вариативности муниципальной системы образования, которая подтверждается не только диверсификацией сети образовательных учреждений, но и многообразием учебных планов, программ и учебно-методических комплексов, реализуемых общеобразовательными учреждениями.
Существенным показателем устойчивого характера развития муниципальной системы образования является взвешенный и обоснованный подход образовательных учреждений к проектированию содержания образования. В учебных планах общеобразовательных учреждений существенно сократилось количество одночасовых предметов и курсов, увеличилось количество часов на преподавание предметов федерального компонента содержания образования. Данная тенденция обоснована изменениями в нормативной правовой базе функционирования образовательных учреждений, реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Введение единого государственного экзамена способствовало активизации деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению независимых технологий оценки уровня учебных достижений обучающихся. Существенно возросло количество выпускников, участвующих в ЕГЭ по предметам по выбору.
В целях создания условий для получения качественного образования детьми осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети "Интернет", модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием.
96 процентов школ используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным предметам учебного плана, 62 процента общеобразовательных учреждений используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления. В городе осуществляется создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. 100 процентов общеобразовательных учреждений имеют веб-сайты.
С 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях города введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С 1 сентября 2012 года в 14 учреждениях (по мере готовности) в 5 классах введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. 115 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах на базе областного центра дистанционного образования.
Основное направление деятельности Администрации города - это создание современных и безопасных условий функционирования общеобразовательных учреждений. С 2010 года капитально отремонтированы здания 12 учреждений, пищеблоки - 58, спортивные площадки - 19, спортивные залы - 28, приобретено новое оборудование: технологическое для 71 учреждения, лабораторное - для 115, компьютерное - для 114, спортивное - для 83.
В городе работают 23 учреждения дополнительного образования детей, подведомственные Управлению образования: Дворец творчества детей и молодежи, Центр детского технического творчества, Детский эколого-биологический центр, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, 6 районных Домов и Центров детского творчества, 10 ДЮСШ.
В данных учреждениях в настоящее время занимается более 60 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.
Кроме того, на базе образовательных учреждений дополнительного образования в кружках, секциях занимаются более 35 тысяч детей. Таким образом, охват услугами дополнительного образования составляет 99% от общего числа обучающихся.
Материально-техническая база учреждений дополнительного образования постоянно укрепляется. Только в 2012 году новые помещения получили Дома детского творчества Железнодорожного и Первомайского районов, Центр дополнительного образования Октябрьского района, был открыт ФОК "Новое поколение" (филиал МБОУ ДОД ДЮСШ-6 Первомайского района).
В настоящее время проводятся мероприятия для создания необходимых условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других маломобильных групп в учреждения дополнительного образования. В ФОК "Новое поколение" (филиал ДЮСШ N 6), трех корпусах Домов и Центров детского творчества созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Реализуются проекты профильного обучения детей в системе дополнительного образования: "Твой выбор", "Уроки профильного обучения", "Центр профильного самоопределения школьников".
С целью обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей разработан административный регламент N АР-097-14-Т муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 20.09.2012 N 805.
Информация об учреждениях дополнительного образования детей размещена на официальном портале Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону http://www.rostov-gorod.ru и на региональном портале государственных услуг Ростовской области. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования детей имеет свой сайт, на котором размещена полная информация об их деятельности.
Важнейшим ресурсом системы образования был и остается человеческий ресурс. Определяющую роль в качественном изменении кадрового потенциала играет комплексный, программно-целевой подход к управлению персоналом.
В муниципальной системе образования сегодня работают 9226 педагогов. За последние пять лет количество учителей, имеющих высшее образование, увеличилось на 1%. Изменились подходы к профессиональной подготовке и переподготовке руководящих и педагогических кадров. В рамках социального партнерства на договорной основе с высшими учебными заведениями с 2010 года 5856 работников образования прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по внедрению новых педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы.
В целом в городе сформирована многоуровневая по содержанию и многообразная по структуре образовательная система, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения, создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии города.
Комплексная поэтапная реализация приоритетных социально-педагогических проектов, с одной стороны, привела к формированию предпосылок для перехода муниципальной образовательной системы в новое качественное состояние, а с другой стороны, обнаружила ряд негативных тенденций процесса развития муниципальной системы образования:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
отсутствие организационно-педагогического обоснования развития новых форм получения образования (дистанционное образование, адекватные формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов);
слабое внедрение механизмов снижения нагрузки детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья в рамках организации учебно-воспитательного процесса;
разработка и освоение инновационного содержания и технологий воспитания проходит в сложных условиях преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества;
увеличение количества образовательных учреждений, требующих выполнения комплексного капитального ремонта и оснащения современным оборудованием;
наличие профессиональных затруднений у педагогов при освоении федерального государственного образовательного стандарта, инновационных образовательных технологий.
Организационной основой разрешения этих противоречий и способом последовательной реализации муниципальной образовательной политики, зафиксированной в Стратегическом плане социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года, должна стать данная программа.
Программа обеспечит продолжение модернизации муниципальной системы образования и приведет к устойчивому развитию современного инновационного поливариативного образовательного пространства, обладающего свойствами целостности, открытости, доступности, информативности, личностной направленности, экологичности, саморазвития, органично интегрированного в социально-экономическую, культурную и духовно-нравственную среду города, обеспечивающего полноценное удовлетворение образовательных запросов населения на различные виды и формы образования и воспитания нравственной личности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.