Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Развитие и использование минерально-сырьевой базы в Ростовской области"
9.1. Паспорт подпрограммы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы в Ростовской области"
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития страны, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.
На территории Ростовской области наиболее широко представлены общераспространенные полезные ископаемые. Ростовская область располагает богатым выбором месторождений строительных материалов: камней строительных для производства щебня, песков строительных, глин и суглинков для производства кирпича.
Полезные ископаемые являются невозобновляемыми природными ресурсами. Истощение запасов полезных ископаемых в результате прогрессирующего увеличения объемов извлечения минеральных ресурсов требует их рационального использования.
Для дальнейшего поступательного развития Ростовской области необходимо укрепление минерально-сырьевой базы, а именно: достижение воспроизводства запасов на уровнях, компенсирующих их добычу, темпы которой возрастают; выявление месторождений в районах, в которых планируется создание крупных промышленных объектов, дорожного и жилищного строительства; выявление новых, нетрадиционных для Ростовской области видов сырья, востребованных на рынке.
Кроме этого, возникает необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, обусловленная несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области - реки Дон и ее притоков.
Для ряда муниципальных образований единственным источником питьевого водоснабжения населения являются подземные воды. Одной из основных причин, сдерживающих их использование в районах, испытывающих дефицит поверхностных водных ресурсов, является отсутствие разведанных запасов воды питьевого качества. Кроме того, выделение бюджетных средств на развитие инфраструктуры для водоснабжения населения допускается только при наличии утвержденных запасов подземных вод.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения (пункт 4 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 4 части 1 статьи 16).
Однако работы по подсчету и утверждению запасов подземных вод являются высокозатратными и в большинстве муниципальных образований не обеспечиваются финансовыми возможностями местных бюджетов.
Областным законом от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" предусматривается регулирование межбюджетных отношений в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения Ростовской области.
В рамках данной подпрограммы за счет средств областного бюджета планируется направлять субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению водоснабжения населения, на мероприятия по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр.
В целях реализации полномочий Ростовской области по обеспечению функционирования государственной системы лицензирования в части общераспространенных полезных ископаемых и проведению государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения Ростоблкомприрода предоставляет платные государственные услуги по выдаче лицензий на право пользования недрами и проведению государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, плата за которые поступает в бюджет области. Таким образом, обеспечение функционирования системы предоставления государственных услуг в сфере недропользования в части общераспространенных полезных ископаемых способствует не только эффективному использованию минерально-сырьевых ресурсов, но и увеличению доходной части областного бюджета.
Выдача лицензий на право пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется по результатам проведения аукциона на право пользования недрами. Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона является размер разового платежа, предложенный участниками аукциона. Для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, выдача лицензии осуществляется без проведения аукциона.
Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.
Поскольку Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено составление балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, возникает необходимость создания и ведения электронной версии территориального кадастра и баланса полезных ископаемых Ростовской области.
Территориальный баланс запасов полезных ископаемых создается с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Ростовской области и будет содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности каждого вида полезных ископаемых по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Для практического использования действующих и разрабатываемых информационных систем, обеспечивающих управление фондом недр, необходимо постоянное пополнение и актуализация баз данных, а также обслуживание информационных систем.
Указанные информационные системы используются для обеспечения Правительства Ростовской области полной и актуальной информацией о состоянии фонда недр, осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в сфере недропользования, в том числе при подготовке и осуществлении государственных услуг по лицензированию недропользования и проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых.
Основными рисками, оказывающими влияние на выполнение мероприятий подпрограммы, являются:
первый уровень рисков - неполное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета. В этом случае не будет обеспечено создание разведанного резерва, необходимого для прироста запасов полезных ископаемых;
второй уровень рисков связан с непредсказуемостью результатов ранних стадий геолого-разведочных работ.
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года определена цель подпрограммы - обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих основных задач:
создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения Ростовской области;
обеспечение функционирования системы управления фондом недр Ростовской области.
Решение задачи "Создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения Ростовской области" предусматривает выполнение мероприятий по поискам, оценке, разведке и переоценке запасов подземных вод на территории Ростовской области, в том числе с участием муниципальных образований.
Показатель решения данной задачи - количество месторождений подземных вод, запасы которых переутверждены или подготовлены для включения в государственный баланс запасов подземных вод Ростовской области за счет бюджетных средств.
Решение задачи "Обеспечение функционирования системы управления фондом недр Ростовской области" предусматривает выполнение мероприятий по созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области и предоставлению государственных услуг.
Показатель решения данной задачи - количество государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях по годам ее реализации представлены в приложении N 1.
Сведения о методике расчета показателей (индикаторов) подпрограммы приведены в приложении N 3.
В результате реализации подпрограммы ожидается:
создание условий, способствующих развитию инфраструктуры для организации водоснабжения населения;
переутверждение запасов двух и подготовка для включения в государственный баланс запасов подземных вод Ростовской области девяти месторождений подземных вод, в результате чего будет обеспечена потребность в воде для 140 843 жителей населенных пунктов области, испытывающих недостаток в водных ресурсах;
создание надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых на территории Ростовской области;
ежегодное проведение 24 государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
9.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Реализация настоящей подпрограммы осуществляется посредством выполнения следующих основных мероприятий:
2.1. Поиски, оценка, разведка и переоценка запасов подземных вод на территории Ростовской области.
В рамках реализации основного мероприятия предусматривается проведение работ по поискам, оценке, переоценке и разведке запасов подземных вод на территории Ростовской области для обеспечения потребности населения и социальных объектов водой питьевого качества. Также данное основное мероприятие включает предоставление субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ростовской области для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению водоснабжения населения, на мероприятия по разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр.
2.2. Создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области.
Основное мероприятие включает мероприятия по реализации полномочий Ростовской области по обеспечению функционирования государственной системы лицензирования в части общераспространенных полезных ископаемых и проведению государственных экспертиз запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения. Вместе с этим, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрены мероприятия по ведению территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых Ростовской области, а также мероприятия по ведению автоматизированной системы лицензирования недропользования.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием участников, сроков реализации и краткой характеристикой ожидаемых результатов приведен в приложении N 4.
9.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Основу финансирования подпрограммы составляют средства областного бюджета в объемах, утверждаемых областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При реализации государственной программы предусматривается участие муниципальных образований Ростовской области. Средства местных бюджетов привлекаются в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Общее финансирование реализации программных мероприятий составляет 171 249,5 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 170 640,1 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 609,4 тыс. рублей.
Объем средств областного бюджета на реализацию подпрограммы представлен в приложении N 5.
Объем средств на реализацию подпрограммы за счет всех источников по подпрограммам представлен в приложении N 6.
Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке.
9.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
9.6.1. В рамках реализации подпрограммы государственной программы предусматривается участие муниципальных образований Ростовской области в мероприятиях по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными образованиями участках недр для обеспечения водоснабжения населения.
9.6.2. Условия предоставления и методика расчета субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению водоснабжения населения, на мероприятия по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными образованиями участках недр.
Указанные субсидии предусмотрены на мероприятия по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр (далее - геолого-разведочные работы на подземные воды).
В целях определения потребности в расходах на геолого-разведочные работы на подземные воды Ростоблкомприрода и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) проводят следующие мероприятия:
Ростоблкомприрода анализирует состояние ресурсов подземных вод, совместно с министерством ЖКХ области определяет потребность в таких ресурсах в разрезе муниципальных образований;
органы местного самоуправления обеспечивают подготовку расчета заявленной потребности воды для водоснабжения населенных пунктов;
органы местного самоуправления представляют в Ростоблкомприроду заявки, а также обосновывающие и подтверждающие документы:
лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (подземных вод), выданную муниципальному учреждению, обеспечивающему реализацию полномочий органа местного самоуправления по организации водоснабжения;
характеристику действующего водозабора и качества подземных вод;
характеристику существующей схемы хозяйственно-питьевого водоснабжения поселения или городского округа;
предварительный укрупненный сметно-финансовый расчет затрат на проведение мероприятия, подготовленный профильной организацией, имеющей опыт проведения геологоразведочных работ, подсчета запасов подземных вод и их защиты на государственной комиссии по запасам (далее - ГКЗ).
Ростоблкомприрода на основании проведенного анализа и представленных заявок формирует потребность в средствах на геологоразведочные работы на подземные воды по муниципальным образованиям.
Объем субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств рассчитывается с учетом уровня софинансирования, установленного постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Общий объем субсидии местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств представляет собой совокупную потребность муниципальных образований на работы по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр без учета объемов долевого софинансирования за счет средств местных бюджетов и рассчитывается по следующей формуле:
,
где - сумма средств областного бюджета, необходимых i-му муниципальному образованию на софинансирование расходных обязательств в очередном финансовом году, которая рассчитывается по следующей формуле:
,
где - сметная стоимость работ по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр в i-м муниципальном образовании;
- объем средств местного бюджета на очередной финансовый год.
Обязательным условием предоставления субсидий на геолого-разведочные работы на подземные воды является представление в Ростоблкомприроду следующих документов:
заверенной копии утвержденной в установленном порядке муниципальной программы, реализуемой за счет средств местного бюджета и предусматривающей бюджетные ассигнования из местного бюджета на вышеперечисленные цели;
выписки из правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете на соответствующий финансовый год, подтверждающей наличие бюджетных ассигнований из местного бюджета на указанные цели;
выписки из правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете, подтверждающей наличие в бюджете кодов бюджетной классификации доходов для предоставления субсидий, закрепленных за соответствующими главными администраторами доходов местных бюджетов.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (для бюджетов поселений) и городских округов осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между Ростоблкомприродой и администрацией муниципального образования в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О порядке расходования субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Расходование средств на геолого-разведочные работы на подземные воды осуществляется Ростоблкомприродой в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании бюджетной росписи в пределах выделенных ассигнований на очередной финансовый год. Средства на геолого-разведочные работы на подземные воды зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований с отражением их в доходах местных бюджетов.
Кассовая заявка на финансирование на предстоящий месяц представляется в Ростоблкомприроду за 20 рабочих дней до конца месяца, предшествующего планируемому. Заявка представляется ежемесячно по установленной Ростоблкомприродой форме.
Ростоблкомприрода направляет кассовую заявку о потребности в средствах в министерство финансов Ростовской области по установленной форме и в установленные сроки.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляется только после представления администрациями муниципальных образований документов, подтверждающих факт перечисления средств местных бюджетов, предусмотренных на софинансирование расходов в соответствии с соглашением.
Ростоблкомприрода осуществляет перечисление средств администрациям муниципальных образований Ростовской области на счета администраторов доходов бюджета в срок не позднее 2 дней после получения финансирования на указанные цели.
Администрации муниципальных образований ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Ростоблкомприроду отчет об использовании средств на геолого-разведочные работы на подземные воды по установленной Ростоблкомприродой форме.
Ростоблкомприрода обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Распределение субсидий из областного бюджета, предоставляемых для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению водоснабжения населения, на мероприятия по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр, по муниципальным образованиям на 2014 - 2016 годы представлено в приложении N 8.
Сведения о показателях (индикаторах) по муниципальным образованиям Ростовской области и направлениям расходования средств приведены в приложении N 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.