Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Требования к содержанию разделов муниципальной программы и подпрограммы муниципальной программы
5.1. Раздел 1 "Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог" муниципальной программы должен содержать:
характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог";
прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог" и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы;
приоритеты и цели муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог";
анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы;
описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы;
описание основных мер правового регулирования в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов.
В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы муниципального образования "Город Таганрог" с состоянием аналогичной сферы у иных муниципальных образований Ростовской области (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные достигнутые показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог".
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог" должен определять тенденции ее развития и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы. При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог", стратегические документы в сфере реализации муниципальной программы и текущее состояние сферы реализации муниципальной программы.
Приоритеты и цели муниципальной политики муниципального образования "Город Таганрог" определяются в стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог".
Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся:
меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
Под мерами правового регулирования, направленными на достижение цели и (или) конкретных результатов муниципальной программы, понимаются меры налогового, тарифного регулирования, а также иные меры правового регулирования. Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую).
В состав мер правового регулирования могут входить меры, направленные на стимулирование деятельности юридических и физических лиц в сфере реализации муниципальной программы.
При оценке влияния результатов применения мер правового регулирования используются:
данные финансово-экономических обоснований к проектам муниципальных правовых актов, содержащих меры правового регулирования и результаты оценки воздействия принимаемых мер правового регулирования после принятия указанных проектов муниципальных правовых актов;
фактические данные о влиянии аналогичных мер в сфере реализации муниципальной программы либо в других секторах экономики, в том числе данные об объемах расходов бюджета муниципального образования "Город Таганрог" и объемах выпадающих доходов бюджета муниципального образования "Город Таганрог" в связи с применением мер правового регулирования;
результаты оценки регулирующего воздействия аналогичных актов, разработанных (разрабатываемых) в сфере реализации муниципальной программы либо в иных секторах экономики;
оценки (в том числе экспертные оценки) последствий реализации предлагаемых мер правового регулирования.
Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводятся обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования приводятся по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 2).
5.2. Раздел 2 "Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации муниципальной программы" должен содержать:
описание основных целей и задач муниципальной программы;
перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными показателями (индикаторами) муниципальной программы;
сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы;
прогноз ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
сроки реализации муниципальной программы в целом.
Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики муниципального образования "Город Таганрог" в сфере реализации муниципальной программы и определять конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (четкая формулировка, не допускающая произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и (или) решение задач.
Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 3).
Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
Показатели (индикаторы) муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
отражать специфику развития конкретной сферы деятельности, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
иметь количественное значение;
непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы;
отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с настоящим Порядком.
В перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
определяются на основе данных государственного статистического наблюдения;
рассчитываются по методикам, включенным в состав муниципальной программы;
установлены действующим законодательством.
В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам в соответствии с требованиями настоящего раздела.
В составе муниципальной программы приводится методика расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 4).
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) муниципальной программы.
В качестве наименования показателя (индикатора) используется лаконичная и понятная формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя (индикатора) выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Для показателя (индикатора) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.).
Алгоритм формирования показателя (индикатора) представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя (индикатора) и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета показателя (индикатора) используются иные показатели (далее базовые показатели), необходимо привести их описание. Базовым считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (индикаторы) (ВРП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
При описании ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации муниципальной программы.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные показатели реализации муниципальной программы.
Срок реализации муниципальной программы определяется периодом действия стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог" и не может быть менее трех лет.
5.3. Раздел 3 "Обоснование выделения подпрограмм муниципальной программы и ведомственных целевых программ, перечень основных мероприятий, мероприятий ведомственных целевых программ и их характеристика, прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы" муниципальной программы должен содержать:
перечень подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов;
прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (в случае оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам);
перечни инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог").
Информация о перечне подпрограмм, основных мероприятиях и мероприятиях ведомственных целевых программ муниципальной программы отражается по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 5).
Перечень подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ муниципальной программы содержит информацию о соисполнителях и участниках, ответственных за исполнение основных мероприятий и мероприятий ведомственной целевой программы, о сроках их реализации, ожидаемых результатах и о связи основных мероприятий и мероприятий ведомственной целевой программы с показателями (индикаторами) программы (подпрограммы).
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
Состав основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы.
При формировании состава основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (включаемых в план реализации муниципальной программы), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться однотипные по характеру мероприятия. Основные мероприятия должны группироваться по следующим направлениям расходов:
обеспечение выполнения функций органами Администрации города Таганрога и обеспечение деятельности муниципальных подведомственных учреждений;
социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог";
социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств областного бюджета;
социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств федерального бюджета;
осуществление бюджетных инвестиций;
отражение расходов бюджета муниципального образования "Город Таганрог" за счет целевых областных и федеральных межбюджетных трансфертов;
предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями;
иные направления расходов, если их отражение не предусмотрено по обособленным направлениям расходов.
Основное мероприятие, мероприятие ведомственной целевой программы должны быть направлены на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели подпрограммы муниципальной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков и объема средств, предусмотренных на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
При необходимости выделения комплекса мероприятий, направленного на решение целей и (или) задач отдельной подпрограммы муниципальной программы, в рамках полномочий одного органа Администрации города Таганрога с правами юридического лица либо одного структурного подразделения Администрации города Таганрога в составе подпрограммы формируется ведомственная целевая программа
В качестве обоснования выделения в подпрограмме муниципальной программы ведомственной целевой программы может использоваться в том числе обоснование вклада ведомственной целевой программы в достижение целей и (или) задач подпрограммы муниципальной программы.
В случае если подпрограмма содержит ведомственную целевую программу, необходимо в настоящем разделе установить цели, задачи и ожидаемые планируемые результаты ведомственной целевой программы.
Если в рамках реализации муниципальной программы муниципальными учреждениями предусматривается оказание муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам, в программе должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями по муниципальной программе по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 6).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.
В случае включения в муниципальную программу объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог", в состав муниципальной программы включается перечень инвестиционных проектов (объекты капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог") (далее - перечень) по форме в соответствии с приложением к настоящему Порядку (таблица 7).
Объекты капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Таганрог" (далее - объекты), включаются в перечень при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы или при наличии в муниципальной программе ассигнований на разработку проектной (сметной) документации.
В том случае, если финансирование объектов предполагается в очередном финансовом году, они включаются в перечень при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы.
5.4. Раздел 4 "Информация по ресурсному обеспечению муниципальной программы" муниципальной программы должен содержать:
информацию по ресурсному обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог", а также (при наличии) средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников (с расшифровкой по подпрограммам, мероприятиям ведомственных целевых программ, основным мероприятиям подпрограмм, главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог", а также по годам реализации муниципальной программы);
объем ассигнований, имеющий документальное подтверждение участников муниципальной программы, обеспечивающих дополнительные источники финансирования (в случае реализации отдельных мероприятий муниципальной программы за счет внебюджетных источников финансирования).
Информация о расходах бюджета муниципального образования "Город Таганрог" на реализацию муниципальной программы представляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 8).
Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог" на период после планового периода указывается по годам реализации и подлежит уточнению после утверждения решения Городской Думы города Таганрога о бюджете муниципального образования "Город Таганрог" на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы на дорожное хозяйство в части неиспользованных остатков бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования "Город Таганрог" отражаются в муниципальных программах с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством, иными муниципальными актами муниципального образования "Город Таганрог".
В составе обоснования финансового обеспечения реализации муниципальной программы приводятся ссылки на параметры формирования объемов финансового обеспечения, а также пояснения по определению приоритетов при распределении бюджетных ассигнований между подпрограммами, ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями.
Если муниципальной программой предполагается использование средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников, то в муниципальной программе должна содержаться информация о расходах бюджета муниципального образования "Город Таганрог", областного бюджета, федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы, представляемая по форме согласно приложению к настоящему Порядку (таблица 9).
Кроме того, в данном разделе необходимо указать государственную программу Российской Федерации и (или) федеральную целевую программу, государственную программу Ростовской области, в рамках которой выделяются средства федерального и (или) областного бюджета.
Средства, выделяемые из государственных внебюджетных фондов, необходимо отражать во внебюджетных источниках.
Расходы на содержание органов Администрации города Таганрога с правами юридического лица, являющихся ответственными исполнителями одной муниципальной программы, включаются в муниципальную программу, в которой орган Администрации города Таганрога с правами юридического лица является ответственным исполнителем.
В случае если орган Администрации города Таганрога с правами юридического лица, является ответственным исполнителем двух и более муниципальных программ, расходы на содержание данного органа включаются в одну муниципальную программу.
У органов Администрации города Таганрога с правами юридического лица, не являющихся ответственными исполнителями муниципальных программ, расходы на их содержание могут отражаться в муниципальной программе, в которой отражаются мероприятия органа Администрации города Таганрога с правами юридического лица в установленной сфере деятельности.
5.5. Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог".
Методика оценки эффективности муниципальной программы должна учитывать необходимость проведения оценок:
степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;
степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
степени реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
В рамках методики оценки эффективности муниципальной программы должен предусматриваться алгоритм установления пороговых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации муниципальной программы.
Методика оценки эффективности муниципальной программы должна предусматривать возможность проведения оценки эффективности муниципальной программы в течение реализации муниципальной программы не реже чем один раз в год в составе отчета о реализации муниципальной программы за год.
5.6. Раздел 6 "Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы" должен содержать порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, который определяет ответственный исполнитель муниципальной программы.
5.7. К разделам подпрограммы муниципальной программы предъявляются требования, аналогичные требованиям к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.