Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Решение комплекса задач, определенных в Программе развития образования Ростовской области, в Постановлении Правительства РО от 19.07.2012 N 659 "Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года", в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), в проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в социальном проекте партии "Единая Россия" - "Дворовый тренер", требует разработки муниципальной программы "Развитие муниципальной системы образования" (далее - Программа).
Программа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, находящиеся в ведении Департамента образования г. Шахты, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство города.
Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", что обусловливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке проблем, непосредственно связанных с реализацией полномочий Департамента образования г. Шахты (далее - департамент).
Муниципальная система образования г. Шахты (далее - МСО) включает в себя 84 образовательных учреждения различных типов и видов. В целом в сфере образования города занято около 4 тысяч работников.
В городе функционирует 41 муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе 39 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения, 1 структурное подразделение и 1 учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Согласно программе расширения сети МБДОУ на 2013 - 2017 годы запланирован возврат в сеть после капитального ремонта бывшего детского сада N 18 в пос. Аюта, строительство четырех детских садов (ул. Ворошилова, 63; пр. Шахтинский, 52-А; пр.победа Революции, 208; ул. Шурфовая, 202-а), открытие 12 дополнительных дошкольных групп на базе действующих образовательных учреждений: МБДОУ N 21 (80 мест), МБДОУ N 28 (100 мест), МБДОУ N 56 (40 мест), МБДОУ N 75 (20 мест), МБДОУ N 77 (20 мест), МБДОУ N 78 (20 мест), МДОУ N 80 (20 мест), создание дополнительных дошкольных мест на неиспользуемых площадях МБОУ СОШ N 35 (60 мест).
Кроме того, все общеобразовательные учреждения города предоставляют услуги по подготовке детей дошкольного возраста к получению начального школьного образования в подготовительных группах для будущих первоклассников, а также по оказанию ежемесячной консультативной помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе.
В 2012 году охват детей дошкольным образованием составляет 46,4%, удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования - 71,4%.
Несмотря на значительный прирост дошкольных мест, произошедший за период с 2007 по 2011 годы (+ 455 мест), по итогам комплектования дошкольных учреждений в 2012 году более 1500 детей осталось необеспеченно местами в дошкольных учреждениях города.
Обследование уровня развития речи детей дошкольного возраста в 2012 году позволило выявить более 600 детей с нарушением речи, из которых 90 детей были зачислены в логопедические группы муниципальных дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида N 24, 28, 44, 50, 76 и 240 детей в логопункты дошкольных образовательных учреждений.
В целях качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, предупреждения и устранения различных форм речевой недостаточности, необходимо продолжить открытие логопедических групп и логопунктов на базе дошкольных образовательных учреждений, получивших приложение к лицензии на право оказания услуг по дополнительным образовательным программам по логопедии.
Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность. За период с 2009 по 2012 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по городу сократилась на 491 обучающегося (на 2,5%). Несмотря на сокращение темпов падения численности, противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся сохраняется: общеобразовательные учреждения заполнены по состоянию на 01.09.2012 г. на 69%.
Для сети учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования, характерна диспропорция обратного содержания: изменения в демографической структуре детского населения в начале 21 века привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2004 по 2012 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по городу сократилась на 3497 чел. (на 15,9%).
В рамках промежуточного мониторинга достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности проведены предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года. Среднегодовой показатель по управлению кадровыми ресурсами прочих работников и средней наполняемости классов по дневным общеобразовательным школам по состоянию на начало 2012-2013 учебного года составил 62%.
Департаментом приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости классов муниципальных общеобразовательных учреждений и доведению до нормативного значения (25), в том числе путем слияния классов с низкой наполняемостью в классы-комплекты. По данным статистической отчетности на начало 2012 - 2013 года среднегородское значение показателя средней наполняемости классов составило 24,21.
Осуществление мероприятий, направленных на снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами и средней наполняемости классов, оптимизацию сети общеобразовательных учреждений, обеспечивает снижение дисбаланса между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся, а также постепенное исключение диспропорции в численности учителей и прочих работников, что в конечном итоге позволяет повысить уровень управления кадровыми ресурсами, а также экономическую эффективность муниципальной системы образования.
Для полноценного и качественного предоставления образовательных услуг необходима современная материально-техническая база. Её укрепление и обновление является важнейшей задачей в системе образования.
В рамках модернизации системы общего образования в 2012 году произведена поставка компьютерного оборудования и программного обеспечения для муниципальных общеобразовательных учреждений на общую сумму 17460,1 тыс. рублей, приобретено спортивное оборудование и инвентарь на общую сумму 13775,0 тыс. рублей. Так же в результате реализации данных мероприятий в 2012 году образовательные учреждения г. Шахты были оснащены оборудованием: 14 базовых школ оборудованием для начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; 2 опорных школы оборудованием для кабинетов основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения; 4 базовых школы цифровыми лабораториями естественно-научного цикла, мобильным межпредметным компьютерным классом и интерактивным оборудованием.
В рамках реализации мероприятий по модернизации системы общего образования в 2013 году на территории г. Шахты планируется:
- оснащение 15 образовательных учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением на сумму 6 000 тыс. руб.;
- оснащение 10 образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем на сумму 6896,9 тыс. руб.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является активное участие муниципального образования в создании региональной системы оценки качества образования, в том числе за счет развития муниципальной системы оценки качества образования. В рамках решения указанной задачи необходимо уже к 2014 г. обеспечить соответствие материально-технического оснащения пунктов проведения государственной (итоговой) аттестации системами видеонаблюдения и видеопротоколирования, устройствами, подавляющими активный сигнал GSM, выявления средств связи. Необходимо продолжать внедрение в образовательный процесс инновационных механизмов добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, обеспечивать участие муниципальных общеобразовательных учреждений в международных сопоставительных исследованиях качества образования, совершенствовать имеющуюся систему мониторинга как важнейшего инструмента обеспечения государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Одновременно с реализацией стандарта образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей являются учреждения дополнительного образования. В городе функционирует 4 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 8,5 тыс. детей более чем по 50 направлениям детского творчества и 12 видам спорта. Реализация программных мероприятий позволит повысить охват детей дополнительным образованием в МСО до 52%.
Именно в предшкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания дошкольников и школьников. Технологическое и холодильное оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет более 50 процентов. В рамках модернизации системы общего образования в 2012 году приобретено оборудование для школьных столовых 4 общеобразовательных учреждений на сумму 7416,0 тыс. рублей, в 2013 году будет приобретено оборудование для 3 общеобразовательных учреждений на сумму 8056,9 тыс. рублей. Требуется широкое внедрение в образовательных учреждениях технологий здоровьесбережения, создание условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта. В 2012 году 2 общеобразовательных учреждения были обеспечены аппаратным комплексом для мониторинга состояния здоровья обучающихся, что позволит в кратчайшие сроки выявлять заболевания на ранних стадиях развития. В рамках реализации 2 этапа пилотного проекта по здоровьесбережению в 2013 году планируется оснащение 4 образовательных учреждений города Шахты аппаратным комплексом для мониторинга состояния здоровья обучающихся.
Важным фактором сохранения и укрепления здоровья обучающихся является обеспечение отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 15 лет в пришкольных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений в каникулярное время. Данный вид отдыха является малозатратным и позволяет обеспечить бесплатное пребывание детей в пришкольных лагерях с организацией полноценного сбалансированного питания, содержательного досуга, направленного на воспитание, развитие и оздоровление детей.
С 2011 года организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений осуществляется в период весенних, летних и осенних каникул.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
В связи с участившимися случаями суицидов среди несовершеннолетних, причиной которых стали нарушения детско-родительских отношений, выразившиеся в конфликтах с родителями; конфликтные отношения с друзьями; демонстративно-протестные реакции подростков, имеющих отклонения в развитии и патохарактерологические черты личности, с целью выработки неотложных и дополнительных мер по предупреждению случаев совершения суицидов среди несовершеннолетних и преодолению их последствий необходимо усилить работу по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, злоупотребляющих алкоголем, психотропными веществами. Принять меры по развитию муниципальной службы практической психологии - введению в штатные расписания образовательных учреждений ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов. При наличии в штате учреждения педагога-психолога возобновится деятельность школьных психолого-педагогических консилиумов, которые смогут выявлять и направлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении квалифицированными психологами. "Центр психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних" должен стать образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр).
Стабильно высоким в городе остается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2011 году выявлено 172 человека, в 2012 году - 141 человек, в 2013 году - 152 человека). Кроме того, участились случаи возврата детей из семей и последующего оформления таковых детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях социально-правовой защиты детства в Программу включены мероприятия, направленные на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.
Приоритетной является задача ликвидации аварийности образовательных учреждений: около 69% основных фондов учреждений образования г. Шахты приходится на здания, построенные свыше 30 и более лет назад, в том числе 73,33% зданий школ, 60% - дошкольных учреждений, 90,91% - учреждений дополнительного образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов образования.
В рамках мероприятий, направленных на создание безопасных условий образовательной деятельности, обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности во всех образовательных учреждениях города установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, функционирует система тревожной сигнализации, в ряде образовательных учреждений установлены камеры системы видеонаблюдения.
Решение существующих проблем муниципального образования наиболее целесообразно программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество воспитанников и обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему реализации федеральных стандартов общего образования в пределах муниципального образования и в разрезе каждого образовательного учреждения, обеспечить необходимый уровень развития системы дошкольного и дополнительного образования детей в целях выполнения социального заказа.
Одновременно с реализацией стандарта образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей являются учреждения дополнительного образования. В городе функционирует 4 муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 8,5 тыс. детей более чем по 50 направлениям детского творчества и 12 видам спорта.
Реализация программных мероприятий позволит повысить охват детей, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно - правовой формы до 70%.
Одним из условий реализации поставленных целей является развитие кадрового потенциала педагогических, руководящих работников образовательных учреждений и специалистов Департамента образования, систематического повышения их профессионализма и квалификации, создания условий для материального и морального поощрения, продвижения по службе. В данном направлении существует ряд проблем: отсутствует финансирование повышения квалификации специалистов и работников Департамента образования г. Шахты, руководителей образовательных учреждений (за исключением курсовой подготовки в РО РИПК и ППРО), муниципального этапа конкурса "Учитель года", не разработана система материальной поддержки молодых учителей, в образовательных учреждениях отсутствует возможность оплачивать учебные отпуска педагогов, получающих образование заочно.
Программа предназначена для дальнейшего перехода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество и доступность образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Использование программно-целевого метода позволит поэтапно решать существующие проблемы за счет применения комплекса скоординированных мер, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Реализация программных мероприятий направлена на достижение одной из целей Программы социально-экономического развития г. Шахты на 2011 - 2016 годы - создание условий для формирования развитой, гармоничной личности, являющейся патриотом своего города, отдающей предпочтение здоровому образу жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.