Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния в сфере профилактики правонарушений, безопасного города, профилактики терроризма и экстремизма, противодействия коррупции
Город Шахты, крупный город, располагающийся на западе центральной части Ростовской области, является одним из политических, административных, промышленных, транспортных, культурных центров Ростовской области. На территории города Шахты находятся промышленные предприятия, образовательные учреждения, учреждения культуры, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Необходимость формирования системы безопасности в городе Шахты, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию и оптимизации уровня рисков в сфере общественной безопасности, достижениями научно-технического прогресса. Данная проблема обусловлена расширением спектра и многообразия внутренних и внешних угроз, характерных для крупных городов Российской Федерации, как в рамках переходного периода, переживаемого страной в целом, так и во все более усложняющихся условиях развития человечества.
В городе Шахты ведется целенаправленная работа по повышению безопасности граждан. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, предупреждению террористической деятельности, проявлений различных форм экстремизма, социальных конфликтов и других правонарушений. Деятельность правоохранительных органов и Администрации города Шахты по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения в целом.
В 2013 году число зарегистрированных на территории города Шахты преступлений составило - 2112 единиц; в 2014 году составило - 2307 единиц; в 2015 году составило - 2689 единиц; в 2016 году число зарегистрированных на территории города Шахты преступлений остается достаточно высоким -2898 единиц, что на 7,8 больше, чем в 2015 году.
Общая раскрываемость преступлений составила 68,3%, но следует отметить, что показатель раскрываемости преступлений в 2016 году остается значительно высшее среднеобластного (51,7%).
Благодаря принятым мерам в части координационного характера, удалось снизить число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, их количество составило 572 против 638 в 2015 году (динамика составила минус 10,3%).
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеет в настоящее время особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности не только региона, но и страны в целом. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Усиление миграционных потоков остро ставит проблему адаптации молодежи города Шахты к новым для них социальным условиям, а также создает проблемы для адаптации принимающего населения к быстрорастущим этнокультурным диаспорам и землячествам, которые меняют демографическую ситуацию нашего города.
Наиболее экстремистскорискогенной группой выступает молодежь, это вызвано как социально-экономическими, так и этнорелигиозными факторами. Особую настороженность вызывает снижение общеобразовательного и общекультурного уровня молодых людей, чем пользуются экстремистски настроенные радикальные политические и религиозные силы.
Таким образом, экстремизм, терроризм и преступность представляют реальную угрозу общественной безопасности, подрывают авторитет органов местного самоуправления и оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни. Их проявления вызывают социальную напряженность, влекут затраты населения, организаций и предприятий на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
При выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения города Шахты особое место занимает система безопасности (защищенности от различного рода угроз) людей и всей сферы их жизнедеятельности: жилых, общественных и административных зданий, производственных объектов, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства. Уровень общественной и личной безопасности определяет качество и продолжительность жизни населения, и инвестиционную привлекательность города Шахты.
По состоянию на 01.01.2013 г. в г. Шахты с целью обеспечения безопасности установлено 295 камер видеонаблюдения; на 01.01.2014 г. установлено 1216 камер видеонаблюдения; на 01.01.2015 г. установлено 1546 камер видеонаблюдения; на 01.01.2016 г. установлено 1759 камер видеонаблюдения.
К решению проблемы создания единого аппаратно-программного комплекса обеспечения безопасности города Шахты необходимо подходить программно-целевым методом. Таким комплексным системным документом является муниципальная программа города Шахты "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности" (далее -Программа), разработанная с учетом предложений органов исполнительной власти и правоохранительных структур города Шахты.
Оценивая преимущества и риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, необходимо отметить: лишь подобный метод может привести к решению большинства из основных задач, заявленных в Программе, что, в свою очередь, послужит достижению поставленной цели.
К рискам можно отнести, возможное, кардинальное ухудшение экономической обстановки (снижение уровня доходов, отсутствие социальных гарантий и т.п.) в городе и, в целом, в стране, что, однозначно, негативно скажется на состоянии безопасности в обществе и затруднит решение поставленных в Программе задач.
Системный подход к мерам, направленных на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности, предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих экстремизму, терроризму, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в городе, что на прямую связанно со Стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 "ДОНБАСС NEXT". Для реализации такого подхода необходима муниципальная программа по обеспечению правопорядка и противодействию преступности, условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, предусматривающая максимальное использование потенциала местного самоуправления и других субъектов в сфере профилактики преступлений и правонарушений, террористической угрозы и экстремизма.
Коррупция является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Важную роль в этом направлении играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления.
Анализ текущего состояния в сфере противодействия коррупции в городе Шахты, как в целом в Российской Федерации, фиксирует, сохранение тенденции проявления коррупционных правонарушений.
Социологические опросы показывают, что результаты противодействия коррупции становятся все более заметными населению.
По итогам социологических исследований в городе Шахты лидирующими сферами коррупционных отношений, по мнению опрошенных, являются здравоохранение, органы внутренних дел, образовательные организации, учреждения. Анализ исследования показал, что основными причинами сложившийся коррупционной системы являются:
- низкий нравственный уровень работников, оказывающих те или иные услуги населению;
- недостаточность наказания за взяточничество;
- низкий уровень правовой культуры и законопослушности должностных лиц;
- несовершенство законодательной базы;
- возможность неоднозначного толкования законов;
- низкий уровень доходов работников, оказывающих те или иные услуги населению.
Проведенный мониторинг общественного мнения свидетельствует, что доля опрошенных граждан, которые лично сталкивались в 2014 году с проявлениями коррупции в г. Шахты, снизилось по сравнению с показателем 2013 год на 21 процент, в 2015 году показатель остается неизменным, но на вопрос "Нет, не приходилось сталкиваться с проявлениями коррупции" составило 50 процентов граждан, что в сравнении с 2014 г. показатель снизился на 1 процент.
При невыполнении или неэффективном выполнении мероприятий возможно в случае появлении внешних рисков.
Основными внешними рисками являются: издание новых нормативных правовых актов, социально-экономические (осложнение социально-экономической обстановки в стране, Ростовской области, городе Шахты), природно-техногенные (экологические катастрофы, эпидемии, неблагоприятные климатические изменения, природные катаклизмы и стихийные бедствия, а также иные чрезвычайные ситуации).
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволят: осуществление рационального управления реализацией муниципальной программы, своевременное внесение изменений в муниципальную программу, взвешенный подход при принятии решений о корректировке нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.