Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан
Постановлением Правительства Ростовской области от 1 октября 2014 г. N 672 в подраздел 8.1 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.1. Паспорт подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
В 2012 и 2013 годах реализация государственной политики в области содействия занятости в Ростовской области осуществлялась в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы", основной целью которой было сохранение стабильной ситуации на рынке труда и обеспечение эффективной занятости населения.
В 2012 году влияние положительных тенденций в экономическом развитии Ростовской области позволило в полном объеме обеспечить реализацию активных мероприятий содействия занятости населения и своевременно осуществлять социальные выплаты безработным гражданам.
В течение 2012 года участниками мероприятий активной политики занятости стали 552,4 тыс. человек.
Обеспечено трудоустройство 115,6 тыс. граждан из числа обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы. Доля трудоустройства составила 75,5 процента.
Предоставлено 203,8 тыс. услуг по информированию о положении на рынке труда Ростовской области. Проведено 1,3 тыс. ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 48,0 тыс. человек.
Общественные работы были организованы для 12,9 тыс. человек.
Обеспечена организация временного трудоустройства для:
28,6 тыс. подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
2,7 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
0,6 тыс. безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Услуги по социальной адаптации на рынке труда получили 6,0 тыс. безработных граждан, по профессиональной ориентации - 119,5 тыс. граждан, по психологической поддержке - 3,7 тыс. безработных граждан.
Услуги по содействию самозанятости оказаны 1,8 тыс. безработных граждан, в том числе предпринимательскую деятельность зарегистрировали 950 безработных граждан.
Оказано содействие 132 безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения.
Профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения проходили 8,6 тыс. безработных граждан. Было организовано профессиональное обучение 263 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Всего произведено 82,3 тыс. социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В I полугодии 2013 г. в мероприятиях активной политики занятости участвовало 294,3 тыс. человек.
Содействие в трудоустройстве оказано 58,0 тыс. гражданам, в том числе временно трудоустроено 15,1 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Доля трудоустройства составила 72,5 процента.
В общественных работах участвовало 6,7 тыс. человек. На профессиональное обучение направлено 5,5 тыс. безработных граждан и 241 женщина в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Произведено 45,9 тыс. социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В 2012 году подготовлено 135 заключений о привлечении и об использовании иностранных работников из стран с визовым правом въезда. Численность иностранных граждан, согласованная в заключениях, составила 958 человек.
В целях снижения напряженности и стабилизации на областном рынке труда УГСЗН Ростовской области принимались меры по замещению иностранных работников национальными трудовыми ресурсами. В целом за 2012 год на рабочие места, заявленные работодателями для трудоустройства иностранных работников, трудоустроено 2 708 российских граждан, в I полугодии 2013 г. - 1 169 человек.
В течение 2012 года, в соответствии с утвержденным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, УГСЗН Ростовской области проведено 45 таких проверок.
В результате принятых мер по стабилизации ситуации на рынке труда численность зарегистрированных безработных снизилась с 22,9 тыс. человек на 1 января 2012 г. до 16,6 тыс. человек на 1 июля 2013 г. (на 27,5 процента). За тот же период уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,1 до 0,8 процента от численности экономически активного населения. В среднем по Южному федеральному округу величина данного показателя снизилась с 1,3 до 0,8 процента. Наиболее низкий показатель на начало июля 2013 г. отмечен в Краснодарском крае - 0,7 процента, наиболее высокий - в Республике Калмыкия - 2,2 процента.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 20 процентов от общей численности безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, не могут найти работу в течение 8 и более месяцев.
Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности.
В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, организациях строительства, транспорта и связи, сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Одновременно на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие несовершеннолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Несмотря на относительно благополучную ситуацию на рынке труда в целом по Ростовской области, рынки труда муниципальных образований характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Так, по состоянию на 1 июля 2013 г. наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы отмечался в Кашарском районе (2,7 процента). В 16 муниципальных образованиях показатель сложился на уровне либо ниже среднеобластного (0,8 процента), в гг. Новочеркасске и Ростове-на-Дону он составил 0,3 процента.
На ту же дату банк вакансий службы занятости населения Ростовской области содержал 51,1 тыс. вакансий, из них по рабочим профессиям - 39,7 тыс. единиц или 77,7 процента от общего количества. От всей заявленной потребности почти 80 процентов вакансий сосредоточено в городских округах.
Согласно прогнозным данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в течение 2013 - 2020 годов в целом по Российской Федерации будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.
В то же время в соответствии с прогнозными данными Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, непосредственное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на регистрируемый рынок труда будет оказывать экономический рост на основе инновационных технологий. Развитие новых промышленных зон, реализация инвестиционных проектов, модернизация промышленных предприятий обеспечат создание новых рабочих мест.
Для решения перечисленных проблем необходимо обеспечение преемственности реализуемых мер на основе программно-целевого метода, что будет достигаться с помощью данной подпрограммы.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста;
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.
Среди возможных рисков реализации подпрограммы следует выделить следующие:
возникновения кризисных явлений в экономике, повлекших снижение возможностей трудоустройства, высвобождение значительного числа работающих, рост уровня безработицы;
недостаточность объемов финансирования мероприятий подпрограммы из бюджета Ростовской области в случае резкого роста обращений граждан в службу занятости населения;
сокращение объемов финансовых средств, направляемых из федерального бюджета на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
несвоевременное принятие нормативных правовых актов Российской Федерации и Ростовской области.
Преодоление рисков будет достигаться за счет:
перераспределения финансовых ресурсов, выделенных из областного бюджета на реализацию активных мероприятий содействия занятости, в соответствии с приоритетами рынка труда;
подготовки предложений Роструду по корректировке исходных данных для расчета объемов субвенции, предоставляемой из бюджета Российской Федерации бюджету Ростовской области на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
корректировки государственных заданий на оказание государственных услуг ГКУ РО;
осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения, таких, как организация специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, межтерриториальное перераспределение рабочей силы, замещение российскими работниками рабочих мест, заявленных для привлечения иностранных работников, проведение превентивной работы по снижению угрозы массового увольнения работников предприятий и организаций, организация общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, разработка планов по снижению напряженности на рынке труда муниципальных образований в связи с массовыми увольнениями работников и других;
своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения реализации полномочий в области содействия занятости населения;
мониторинга подпрограммы, регулярного анализа хода ее исполнения;
организации опросов удовлетворенности получателей государственных услуг в области содействия занятости населения их полнотой и качеством.
В результате применения мер государственного регулирования будет обеспечено достижение целевых показателей (индикаторов) подпрограммы.
Правовое регулирование подпрограммы будет осуществляться на основании Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", административных регламентов, утвержденных соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральных государственных стандартов государственных услуг, утвержденных соответствующими приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Для обеспечения правового сопровождения реализации подпрограммы и достижения ее конечных результатов необходимо осуществить меры правового регулирования, сведения о которых приводятся в приложении N 1 к государственной программе.
8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформирована цель подпрограммы - обеспечение эффективной занятости населения.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;
содействие повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;
обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы.
Перечень целевых показателей (индикаторов) подпрограммы определялся на основе следующих принципов:
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
наблюдаемость значений показателей в течение всего срока реализации подпрограммы;
регулярность формирования отчетных данных;
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
наличие объективных источников информации;
возможность получения отчетных данных с минимально возможными материальными, временными и трудовыми затратами.
Перечень целевых показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на сферу реализации подпрограммы.
Планируемые значения целевых показателей реализации подпрограммы и ее мероприятий определены исходя из предпосылки о преодолении финансово-экономического кризиса, стабилизации ситуации в 2011 году, последующем экономическом росте и улучшении ситуации на рынке труда в 2012 - 2020 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приводятся в приложении N 2 к государственной программе.
Показатели, включенные в федеральный (региональный) план статистических работ, в подпрограмме отсутствуют. Сведения о методике расчета показателей (индикаторов) подпрограммы приводятся в приложении N 4 к государственной программе.
Основными показателями, характеризующими результаты реализации подпрограммы, являются:
доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости с целью поиска подходящей работы;
доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, от среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке;
уровень трудоустройства граждан после завершения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости населения;
уровень трудоустройства женщин, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку;
количество проведенных УГСЗН Ростовской области проверок работодателей.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы будут: расширение возможностей трудоустройства населения и рациональное использование трудового потенциала; обеспечение кадровой потребности экономики Ростовской области; развитие трудовой мобильности населения; усиление адресности и повышение уровня социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам. При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и развитии рынка труда по итогам реализации подпрограммы в 2020 году планируется обеспечить снижение численности безработных граждан и рост занятости населения на областном рынке труда.
В случае негативного развития ситуации на рынке труда, по прогнозу, доля трудоустройства не превысит показателя 2014 года.
Подпрограмма реализуется в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Оценка эффективности подпрограммы производится в составе оценки эффективности государственной программы.
8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
В рамках подпрограммы предусматривается реализация мероприятий:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
психологическая поддержка безработных граждан;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
принятие нормативных правовых актов в области содействия занятости населения;
проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Ростовской области;
формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных на территории Ростовской области;
обеспечение деятельности ГКУ РО;
обеспечение выполнения функций аппарата УГСЗН Ростовской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приводится в приложении N 5 к государственной программе.
С целью достижения конечных результатов реализации подпрограммы приказами УГСЗН Ростовской области будет устанавливаться государственное задание на оказание государственных услуг ГКУ РО. Прогноз государственного задания на оказание государственных услуг ГКУ РО на 2014 - 2020 годы в рамках подпрограммы содержится в приложении N 6 к государственной программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 1 октября 2014 г. N 672 в подраздел 8.5 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства федерального и областного бюджетов. Общий объем финансирования подпрограммы на 2014 - 2020 годы составит 6 367 966,4 тыс. рублей, в том числе 2 351 540,7 тыс. рублей - из средств федерального бюджета и 4 016 425,7 тыс. рублей - из средств областного бюджета.
Расчет планового объема бюджетных ассигнований областного бюджета, а также определение приоритетных направлений расходования при распределении бюджетных ассигнований между подпрограммами и основными мероприятиями осуществляется на основании приказов министерства финансов Ростовской области "О методике и порядке планирования бюджетных ассигнований областного бюджета".
Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы приводятся в приложении N 7 к государственной программе.
Средства федерального бюджета в виде субвенции на реализацию переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2149-р.
Формирование объемов финансового обеспечения средствами федерального бюджета осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании сверки исходных данных для расчета объемов субвенций на очередной финансовый год и на 2-летний плановый период с уточнением исходных данных на текущий финансовый год.
Исходными данными для расчета объемов субвенции являются:
прогнозируемая среднемесячная численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, в субъекте Российской Федерации;
прогнозируемая среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, в субъекте Российской Федерации;
прогнозируемая среднемесячная численность граждан, получающих пенсию, назначенную безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости, в субъекте Российской Федерации;
прогнозируемая среднемесячная численность граждан, получающих стипендию в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в субъекте Российской Федерации.
Расходы областного бюджета и федерального бюджета на реализацию подпрограммы приводятся в приложении N 8 к государственной программе.
8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.