Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы занятости Ростовской области
В 2012 году и в I полугодии 2013 г. ситуация в сфере занятости населения и на регистрируемом рынке труда Ростовской области складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития Ростовской области.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат) в целом по крупным, средним и малым предприятиям и организациям за 2012 год среднесписочная численность работников снизилась относительно 2011 года на 0,6 процента и составила 1 177,1 тыс. человек. В I полугодии 2013 г. среднесписочная численность работников составила 1 159,2 тыс. человек, что ниже уровня соответствующего периода предшествующего года на 1,8 процента.
Работодателями области, в связи с причинами экономического, финансового, технологического и организационного характера, использовались различные формы неполной занятости работников, такие, как неполный рабочий день, приостановка производства (простой), предоставление отпусков без сохранения заработной платы. На начало 2012 года, по данным мониторинга УГСЗН Ростовской области, в указанных режимах работали 4,9 тыс. человек, на начало 2013 года - 8,5 тыс. человек, на 1 июля 2013 г. - 4,1 тыс. человек.
Использование режимов неполной занятости в определенной степени помогло снизить масштабы высвобождений работников и сохранить кадровый потенциал крупных предприятий и организаций. В течение 2012 года, по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата работников, из организаций области было высвобождено 8,7 тыс. человек, что на 53,5 процента меньше, чем было запланировано и на 26,2 процента меньше, чем в 2011 году, за I полугодие 2013 г. - 3,3 тыс. человек (на 14,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2012 года).
На регистрируемом рынке труда в анализируемом периоде происходили позитивные изменения. Выросла потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, - за 2012 год по отношению к 2011 году на 10,3 процента. По состоянию на 1 июля 2013 г. банк вакансий содержал 51,1 тыс. единиц, что на 10,8 процента больше, чем на 1 июля 2012 г.
В ходе реализации государственной программы применяются меры государственного регулирования, представленные в таблице N 2.
На финансирование Областной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 23.08.2011 N 546 было предусмотрено 4 005 585,9 тыс. рублей, из них 2 617 864,0 тыс. рублей - из средств федерального бюджета и 1 387 721,9 тыс. рублей - из областного бюджета. В 2012 году было использовано 1 257 028,7 тыс. рублей, в том числе 816 846,5 тыс. рублей - из федерального бюджета и 440 182,2 тыс. рублей - из областного бюджета. В течение 2012 года содействие в трудоустройстве оказано 115,6 тыс. человек, из них на постоянную работу - 66,1 тыс. человек, на общественные и временные работы - 49,5 тыс. человек. На профессиональное обучение направлено 8,6 тыс. безработных граждан.
Объем финансирования Ведомственной целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2012 N 148, составил 18 947,1 тыс. рублей, в том числе 17 999,8 тыс. рублей - из федерального бюджета и 947,3 тыс. рублей - из областного бюджета. На оборудованные (оснащенные) рабочие места трудоустроено 474 человека, в том числе: 257 человек из числа незанятых инвалидов, 182 человека из числа многодетных родителей и 35 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Реализация мероприятий активной политики занятости и дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда оказала существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Согласно данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат), уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год снизился с 7,3 процента за 2011 год до 6 процентов - за 2012 год. В среднем по Южному федеральному округу величина данного показателя снизилась с 7 до 6,2 процента. Наиболее низкий показатель в среднем за 2012 год отмечен в Краснодарском крае - 5,6 процента, наиболее высокий в Республике Калмыкия - 13,1 процента.
Достигнуто снижение уровня регистрируемой безработицы в течение 2012 года с 1,1 процента до 0,9 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН). В среднем по Южному федеральному округу величина данного показателя снизилась с 1,3 до 1 процента. Наиболее низкий показатель на конец 2012 года отмечен в Краснодарском крае - 0,8 процента, наиболее высокий в Республике Калмыкия - 2,3 процента.
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (в среднем за год) снизился с 0,8 единицы в 2011 году до 0,6 единицы в 2012 году.
В условиях модернизации экономики и роста спроса на рабочую силу одной из важнейших задач является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной деятельности, в том числе разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве.
Статус Ростовской области, как развитого промышленного региона, предопределяет высокую степень рисков несчастных случаев на производстве и профессионально обусловленной заболеваемости. Поэтому в перспективе стоит задача принять все необходимые меры по снижению показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Ростовской области показывает, что практически 70 процентов происходящих несчастных случаев вызваны причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, неприменение работниками средств индивидуальной защиты, нарушение работниками трудового распорядка, дисциплины и другими.
Наиболее травмоопасными отраслями по-прежнему остаются строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, где происходит до 75 процентов несчастных случаев.
Реализация комплексных мер по улучшению условий и охраны труда в организациях области, осуществляемых в тесном взаимодействии органов исполнительной власти области, местного самоуправления, государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей, позволила достичь устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма. С 2002 по 2012 год количество несчастных случаев на производстве сократилось на 62 процента.
По основным показателям в сфере охраны труда Ростовская область относится к наиболее благополучным регионам Российской Федерации.
Сведения об уровне производственного травматизма в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Ростовской области в 2011 - 2012 годах представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Сведения
об уровне производственного травматизма в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Ростовской области в 2011 - 2012 годах
Наименование показателя производственного травматизма |
Территория |
По годам |
|
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
Российская Федерация |
1,04 |
0,97 |
Южный федеральный округ |
0,84 |
0,82 |
|
Республика Адыгея |
0,91 |
0,86 |
|
Республика Калмыкия |
0,64 |
0,89 |
|
Краснодарский край |
0,78 |
0,70 |
|
Астраханская область |
0,75 |
0,61 |
|
Волгоградская область |
0,90 |
1,17 |
|
Ростовская область |
0,91 |
0,81 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
Российская Федерация |
0,086 |
0,084 |
Южный федеральный округ |
0,076 |
0,065 |
|
Республика Адыгея |
0,027 |
0,027 |
|
Республика Калмыкия |
0,074 |
0,040 |
|
Краснодарский край |
0,058 |
0,051 |
|
Астраханская область |
0,083 |
0,071 |
|
Волгоградская область |
0,081 |
0,079 |
|
Ростовская область |
0,096 |
0,077 |
Вместе с тем в сфере реализации государственной программы сохраняется ряд проблем, для решения которых необходимо обеспечение преемственности реализуемых мер на основе программно-целевого метода.
На рынке труда это, во-первых, - дисбаланс по квалификационному и территориальному признакам. Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда Ростовской области, рынки труда городов и районов характеризуются значительной дифференциацией по уровню безработицы и ее продолжительности, наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Во-вторых, экономический рост на основе инновационных технологий и институтов, развития конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, машиностроении, легкой промышленности и других сферах деятельности согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года окажет непосредственное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на регистрируемый рынок труда, в том числе обострит проблему нехватки квалифицированных кадров.
Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области будет напрямую зависеть от возможностей удовлетворения запросов работодателей по численности и качеству рабочей силы. От рынка труда потребуются меры по повышению конкурентоспособности рабочей силы, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобожденных в ходе процессов оптимизации численности работников отдельных крупных предприятий и организаций.
Для снижения дефицита квалифицированной рабочей силы будет обеспечиваться формирование и широкое использование межтерриториального банка вакансий, что позволит вести обмен трудовыми ресурсами внутри области и с другими субъектами Российской Федерации.
В-третьих, необходимо продолжить реализацию мер по решению проблем трудоустройства граждан со сниженной конкурентоспособностью - инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, отдельных категорий молодежи, не имеющих профессионального образования, и других.
Таким образом, потребность в государственных услугах в области содействия занятости населения сохранится, чему будет способствовать безвозмездность оказания услуг, наличие и развитие обширной базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
В области охраны труда в 2012 году по сравнению с 2011 годом достигнуты положительные результаты: абсолютное снижение общего уровня производственного травматизма составило 10,7 процента. Численность пострадавших со смертельным исходом в 2012 году в сравнении с 2011 годом снизилась на 20 процентов (88 против 110 пострадавших, соответственно).
В то же время состояние условий и охраны труда в Ростовской области требует принятия дополнительных мер по их улучшению. За 2011 - 2012 годы в результате несчастных случаев на производстве получили травмы 2 706 работников, 198 человек погибли, 561 работнику установлен диагноз профессионального заболевания.
Выполнение запланированных мероприятий в рамках государственной программы позволит планомерно осуществлять работу по улучшению условий труда и сохранению здоровья работающего населения области, снижению травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.
Приведенные выше проблемы и меры по их решению обуславливают целесообразность разработки государственной программы. Период реализации государственной программы будет сопряжен с временными границами реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Выполнение государственной программы в 2014 - 2020 годах будет способствовать дальнейшей стабилизации рынка труда, повышению качества охраны труда.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2149-р, основными направлениями Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2013 - 2016 годы, утвержденной Областным законом от 03.12.2012 N 987-ЗС, а также Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, основными задачами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1. Повышение гибкости рынка труда, включающее:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения;
создание условий для продления периода трудовой деятельности работников старшего возраста;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;
развитие социального партнерства.
2. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:
развитие опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов, в том числе предоставление государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность;
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения; использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения.
3. Создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" определены следующие задачи, относящиеся к сфере реализации государственной программы:
создание специальных рабочих мест для инвалидов;
принятие мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Реализация указанных задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики, повышения уровня жизни населения.
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие следующих рисков макроэкономического, финансового, организационного характера:
возникновение кризисных явлений в экономике, повлекших снижение возможностей трудоустройства, высвобождение значительного числа работающих, рост уровня безработицы;
недостаточность объемов финансирования мероприятий государственной программы из бюджета Ростовской области и федерального бюджета в случае резкого роста обращений граждан в службу занятости населения;
сокращение либо отсутствие финансирования из федерального бюджета дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
изменения законодательства, а также несвоевременное принятие нормативных правовых актов Российской Федерации и Ростовской области.
Преодоление рисков будет достигаться за счет:
корректировки государственной программы, в том числе в части перераспределения финансовых ресурсов, выделенных из областного бюджета на реализацию активных мероприятий содействия занятости, в соответствии с приоритетами рынка труда;
подготовки предложений Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд) по корректировке исходных данных для расчета объемов субвенции, предоставляемой из бюджета Российской Федерации бюджету Ростовской области на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
корректировки государственных заданий на оказание государственных услуг ГКУ РО;
осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения, таких как организация специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, межтерриториальное перераспределение рабочей силы, замещение российскими работниками рабочих мест, заявленных для привлечения иностранных работников, проведение превентивной работы по снижению угрозы массового увольнения работников предприятий и организаций, организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, разработка планов по снижению напряженности на рынке труда муниципальных образований в связи с массовыми увольнениями работников и других;
своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения реализации полномочий в области содействия занятости населения;
мониторинга государственной программы, регулярного анализа хода ее исполнения;
организации опросов удовлетворенности получателей государственных услуг в области содействия занятости населения их полнотой и качеством.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения" могут применяться меры государственного регулирования, представленные в таблице N 2.
Постановлением Правительства Ростовской области от 1 октября 2014 г. N 672 таблица 2 раздела 1 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица N 2
Меры государственного регулирования
N |
Наименование меры |
Финансовая оценка результатов за 2014 - 2020 годы (тыс. рублей) |
Краткое обоснование необходимости применения меры для достижения цели государственной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" | |||
1. |
Освобождение от налогообложения доходов физических лиц (статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации): |
в результате применения мер государственного регулирования будет обеспечено: поддержание доходов безработных граждан и граждан, ищущих работу, в период вынужденной безработицы; достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы". |
|
1.1. |
Пособия по безработице; стипендии, выплачиваемой обучающимся по направлению органов службы занятости; материальной помощи, оказываемой безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, также гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости |
286 715,7 |
|
1.2. |
Материальной поддержки, оказываемой безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства |
25 780,9 |
|
1.3. |
Финансовой поддержки, предоставляемой безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости |
260,2 |
|
2. |
Учет в составе профессиональных налоговых вычетов для целей уплаты налога на доходы физических лиц денежных средств, полученных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (статьи 221, 223, 273 Налогового кодекса Российской Федерации) |
6 306,2 |
Правовое регулирование государственной программы будет осуществляться посредством Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", административных регламентов, утвержденных соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральных государственных стандартов государственных услуг, утвержденных соответствующими приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Координацию исполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области будет осуществлять областная межведомственная комиссия по охране труда, положение о которой утверждено постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 287 "Об областной межведомственной комиссии по охране труда".
Для обеспечения правового сопровождения реализации государственной программы и достижения ее конечных результатов необходимо осуществить меры правового регулирования, сведения о которых приводятся в приложении N 1 к государственной программе. Указанные меры будут необходимы и достаточны для достижения целей и решения задач государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.