Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе города Таганрога
"Социальная поддержка граждан"
Подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий граждан"
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.
В городе Таганроге сформирована эффективная система социальной поддержки населения, базирующаяся на принципах адресности и добровольности предоставления мер социальной поддержки, гарантированности исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций государства, направленной на поддержание и повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжести вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации граждан, имеющих по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством Ростовской области, постановлениями Администрации города Таганрога, иными нормативными правовыми актами включают:
меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсацию затрат на абонентскую плату за телефон и пользование радио, коллективной телевизионной антенной;
меры социальной поддержки в натуральной форме, в том числе оплату в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
бесплатный проезд и льготный проезд;
ежегодную денежную выплату гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР";
выплату государственных пенсий за выслугу лет и ежемесячных доплат к пенсии;
ежемесячную денежную выплату гражданам, в том числе удостоенным звания "Почетный гражданин города Таганрога", достигшим 100-летнего возраста;
адресную социальную помощь, в том числе социальное пособие;
натуральную помощь в виде бесплатного питания малоимущих граждан;
социальное пособие на основании социального контракта в виде денежной суммы, безвозмездно предоставляемой гражданину из расчета на каждого члена семьи или одиноко проживающему гражданину на условиях, предусмотренных социальным контрактом;
предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
предоставление материальной и иной помощи для погребения;
компенсацию расходов, в том числе участникам Великой Отечественной войны по ремонту жилья;
гражданам на проведение операций по замене искусственных глазных хрусталиков, работающим и проживающим в городе Таганроге;
предоставление мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны в виде замены пришедших в негодность памятников;
единовременные денежные выплаты ко Дню пожилого человека гражданам, достигшим возраста 90 лет и старше, вдовам ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Оказание адресной помощи имеет следующие основные принципы: заявительный характер о нуждаемости в ней граждан; дифференцированный подход к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, исходя из соотношения среднедушевого дохода семьи и (или) одиноко проживающего гражданина с установленной в Ростовской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.
Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан носит заявительный характер и предусматривает разграничение полномочий и соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.
Меры социальной поддержки отдельным категориям гражданам базируются на применении двух подходов:
категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета нуждаемости граждан (семей);
адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Ростовской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с безупречной военной, иной государственной (муниципальной) службой, продолжительным добросовестным трудом. Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
Преобладающим в настоящее время является категориальный подход предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Ростовской области:
субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;
адресная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, таких как "федеральные", "региональные" и "местные" льготники, предоставляются в основном в денежной форме.
В городе Таганроге в полном объеме предоставляются меры социальной поддержки, установленные законами Российской Федерации, Ростовской области и постановлениями Администрации города Таганрога.
В городе Таганроге различными мерами социальной поддержки охвачено на 01.01.2013 около 179,5 тыс. человек из числа льготных и малообеспеченных категорий граждан, что составляет 70,6 тыс. семей, т.е. 67,7% от общего количества семей, проживающих в городе.
Для определения приоритетов развития системы мер социальной поддержки населения, принципиальное значение имеет неравенство доходов населения.
Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете.
Гарантией доступности платы граждан за жилищно-коммунальные услуги являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально-допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В городе Таганроге региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи снижен с 1 января 2009 года до 15% (федеральный стандарт - 22%).
Это позволило значительно увеличить не только размер субсидии, но и численность ее получателей.
Так, средний размер субсидии составил в 2010 году - 1240,4 руб., в 2011 году - 1320,6 руб., в 2012 году - 1450,4 руб.
Охват населения субсидиями увеличился и составил в 2010 году - 12,1% , в 2011 году - 14,1%, в 2012 году - 13,6% (в связи с увеличением расчетного числа домохозяйств в городе).
В целях дальнейшего повышения благосостояния жителей города Таганрога 15-процентный порог по затратам на коммунальные платежи в совокупном доходе семьи планируется сохранить.
Усиление адресной поддержки граждан будет нивелировать негативные эффекты неравенства, обусловленные спецификой экономического развития.
К приоритетным направлениям в области социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесено повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности социальной помощи, внедрения современных технологий оказания помощи.
Усиление влияния мер социальной поддержки на снижение бедности актуализирует преобразования в системе социальной защиты населения на основе развития и укрепления принципов адресности и стимулирования семей к полной реализации потенциала самообеспечения. При таком подходе меры социальной поддержки распространяются на большинство малоимущих граждан, вносят значимый вклад в сокращение бедности при условии полной реализации экономического потенциала семьи.
Внедрение принципа взаимных обязательств на основе социального контракта между стороной, предоставляющей социальную поддержку, и стороной, которая является ее получателем, активирует ресурсный потенциал населения, сдерживает иждивенческие настроения среди неработающих совершеннолетних граждан и является профилактикой снижения социально-экономической напряженности при предоставлении адресной социальной помощи нуждающимся семьям. Предметом контракта со стороны получателя могут стать позитивные социальные изменения и собственная экономическая активность получателя.
Указанные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение адресной поддержки лиц, относящихся к категории малообеспеченных.
По прогнозным оценкам на период действия муниципальной программы (2014 - 2020 годы) государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей города Таганрога. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать. В целом число получателей мер социальной поддержки сохранится на уровне 2013 года и составит около 179,5 тыс. человек.
В то же время вследствие естественной убыли произойдут изменения численности отдельных категорий федеральных и региональных льготников.
Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующего увеличения расходов.
Среди категорий региональных льготников прогнозируется уменьшение количества тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в то же время прогнозируется увеличение количества ветеранов труда Ростовской области.
Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг и прогнозируемым ростом доходов населения.
В силу социального характера реализация подпрограммы 1 позволит снизить уровень бедности, будет способствовать сохранению стабильности социального самочувствия различных категорий граждан в городе Таганроге.
Анализ рисков, описание мер управления рисками приведены в общей части муниципальной программы.
С учетом цели, задачи и мероприятий подпрограммы 1 будут учитываться, в первую очередь, финансовые и информационные риски.
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в экономике, что может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации муниципальной программы.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Исходя из целей муниципальной программы, определена цель подпрограммы 1 - повышение уровня жизни граждан - получателей различных форм социальной поддержки.
Достижение цели подпрограммы 1 осуществляется за счет решения задач - выполнение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для отдельных категорий граждан.
В качестве показателя достижения цели и решения задачи подпрограммы 1 предлагается следующий показатель "Доля населения, получающих различные меры социальной поддержки в общей численности населения города".
Информация о методике расчета показателя приведена в приложении N 6. Показатель позволит оценить результаты предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан в городе Таганроге и будет способствовать повышению эффективности использования средств местного, областного и федерального бюджетов, направляемых на эти цели.
Показатель подпрограммы 1 определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений показателей в течение срока реализации муниципальной программы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий; минимизацию количества показателей;
наличие формализованных методик расчета значений показателей. Выполнение задачи подпрограммы 1 позволит обеспечить в полном объеме предоставление:
мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; адресной социальной помощи жителям города Таганрога и других социальных выплат.
Выполнение задачи будет достигнуто путем совершенствования исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышения доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей возможны с внедрением новых технологий и инновационных подходов.
С целью повышения уровня качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере социальной поддержки реализовано право граждан, претендующих на получение различных мер социальной поддержки, обратиться с заявлением от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в орган социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1: улучшение качества жизни отдельных категорий граждан; повышение ранее достигнутого уровня обеспечения мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Период реализации подпрограммы 1: 2014 - 2020 годы. Этапы реализации не выделяются.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Мероприятия подпрограммы 1 предусматривают комплексный подход к решению социальной поддержки различных категорий граждан в соответствии с федеральным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.