Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Сложившаяся ситуация на потребительском рынке города во многом отражает проблемы, вызванные преодолением последствий экономического кризиса, и, как следствие, обуславливает необходимость программно-целевого подхода к решению вопросов защиты прав потребителей.
Спад производства, безработица, увеличение стоимости кредитных ресурсов и сокращение потребительского кредитования в период финансового кризиса отразились на характере проблем, с которыми в повседневной жизни сталкиваются потребители, и переориентации потребительского спроса в более дешевый сегмент, где существует риск приобретения товаров, работ, услуг ненадлежащего качества. Несмотря на нормализацию ситуации в экономике города и страны в целом, данная тенденция пока сохраняется.
В то же время для поддержки предприятий-производителей в 2010 году в законодательство были внесены изменения, дающие право предпринимателям не сертифицировать свою продукцию, а декларировать соответствие качества. На практике существуют опасения, что такая либеральная мера может привести к наводнению рынка некачественной продукцией в городе.
Кроме того, в связи с отменой применения контрольно-кассовой техники при расчетах с клиентами для плательщиков единого налога на вмененный доход потребители не всегда, даже по требованию, могут получать документы, подтверждающие факт совершения покупки (услуги), что, в свою очередь, затрудняет защиту прав потребителя в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Одной из проблемных отраслей, которая наиболее болезненно затрагивает права и законные интересы граждан, является жилищно-коммунальное хозяйство. В практике работы управляющих организаций многоквартирными домами отмечаются нарушения, в том числе связанные с изменением порядка расчета размера оплаты за коммунальные услуги, установленного законодательством. Кроме того, не достигнуто единообразие в вопросе установления структуры и состава платежного документа, предъявляемого гражданам к оплате.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
За 2012 - 2013 гг. реализации Муниципальной долгосрочной целевой программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2012 - 2015 гг." (Постановление Администрации города Шахты от 10.07.2012 г. N 3281 "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2012 - 2015 гг.", постановление Администрации города Шахты от 05.10.2012 г. N 4843 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Шахты N 3281 от 10.07.2012 г. "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2012 - 2015 гг.") количество обращений постепенно увеличилось, значительно повысилась активность населения в сфере защиты прав потребителей, расширился спектр вопросов, с которыми обращаются жители города.
Анализ обращений граждан позволил выявить проблемные сферы потребительского рынка: розничная торговля сложной бытовой техникой, сотовыми телефонами, промышленными товарами, выполнение строительных работ по установке металлических дверей, м/п окон, по изготовлению мебели.
В течение реализации Программы осуществлялись следующие мероприятия:
- информационно-просветительская работа среди населения (регулярное информирование населения через СМИ, открытие постоянной рубрики "Компас потребителя" в газете "Шахтинские известия", информирующей о правах потребителей, информирование потребителей через предоставление услуги пользования программой "Консультант плюс");
- деятельность по защите прав и законных интересов потребителей (оказание консультативной и правовой помощи потребителям для досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, организация телефона "горячей линии", осуществление мониторинга обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей) и др.
Работа по реализации программных мероприятий должна стать составляющим механизмом достижения основной цели - создание в городе Шахты условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации, так как они несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей.
Приоритетными остаются вопросы обеспечения равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей; предоставление бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная муниципальная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на местном уровне с учетом местных условий.
Учитывая результаты 2012 - 2013 гг. реализации Муниципальной долгосрочной целевой программы "Защита прав потребителей в г. Шахты на 2012 - 2015 гг.", настоящая Программа позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод. Реализация программы способствует достижению стратегической цели "Программы социально-экономического развития г. Шахты на 2011 - 2016 годы", а именно "формирование комфортной, безопасной среды обитания и улучшение условий проживания", а также усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, и в конечном итоге повысит качество жизни жителей города Шахты.
Риск неуспешной реализации данной муниципальной программы оценивается как минимальный. Вместе с тем при реализации мероприятий могут возникнуть следующие риски:
Организационные риски.
Риск принятия в ходе реализации программы неэффективных организационных решений. Причиной возникновения данного риска может служить малоэффективная система управления реализацией мероприятий программы в сфере защиты прав потребителей. Механизм минимизации такого риска - создание эффективной системы управления мероприятиями программы.
Риски, связанные с человеческим фактором.
Риск получения низкого уровня эффективности выполнения мероприятий программы из-за недостаточной квалификации персонала. Механизм минимизации такого риска состоит в привлечении к исполнению мероприятий программы высококлассных специалистов.
Финансовые риски, связанные с неполучением требуемых средств на реализацию подпрограммы. В этом случае реализация запланированных мероприятий подпрограммы будет затруднена. Механизмом минимизации данного риска является выполнение работ по ранжированию задач по степени важности, их поэтапная разработка и реализация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.