Решение Ростовского областного суда
от 3 июля 2014 г. N 3-26/2014
Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Балмышевой К.В.,
с участием: прокурора Дмитренко О.В.,
представителей заявителя Бутенко О.Н., Покотило К.А.,
представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Остарковой И.А., Сапегиной Е.М., Лукьяновой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 декабря 2013 года N 69/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Топливно-Энергетическая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" (в редакции постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 января 2014 года N 2/3) в части размера тарифов, установленных приложением к постановлению,
установил :
Региональной службой по тарифам Ростовской области 19 декабря 2013 года принято постановление N 69/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Топливно-Энергетическая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога".
В соответствии с п. 1, 2 постановления тарифы установлены с календарной разбивкой согласно приложению, действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Размеры тарифов приведены в приложении к постановлению: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (одноставочный) на период с 1 января по 30 июня 2014 года 956,18 руб/Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 года - 1145,61 руб/Гкал; для населения (с учетом НДС, одноставочный) на период с 1 января по 30 июня 2014 года - 1128,29 руб/Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 года - 1351,82 руб/Гкал.
Общество с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления N 69/13 в части приложения к постановлению.
В обоснование требований указано, что при установлении тарифов на 2014 года для ООО "Топливно-Энергетическая компания" не были учтены в полном объеме затраты на потребление холодной воды, электрической энергии, оплату труда работников, обслуживающих котельную, в результате чего ООО несет убытки. Заключение и выписка из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам не содержат экономического и правового обоснования. По мнению заявителя, оспариваемое постановление принято органом регулирования с нарушением положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 января 2014 года N 2/3 приложение к постановлению N 69/13 дополнено примечанием, которое не затрагивает размеров установленных тарифов и предметом оспаривания в данном деле не является.
Уточнив редакцию требований в ходе судебного разбирательства, представители ООО "Топливно-Энергетическая компания" Бутенко О.Н. и Покотило К.А. просили суд признать постановление 19 декабря 2013 года N 69/13 недействующим в части размера тарифов, установленных приложением к постановлению.
Региональной службой по тарифам Ростовской области представлен письменный отзыв, в котором указано на несостоятельность доводов заявителя. В судебном заседании представители данного органа Остаркова И.А., Сапегина Е.М., Лукьянова Н.П. возражали против удовлетворения заявления, настаивая на том, что размеры тарифов установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Дмитренко О.В. об отказе в удовлетворении заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 19 ст. 2, ст. 5, ч. 3 ст. 7, ст. 8 названного Федерального закона уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами, устанавливают тарифы, в том числе, на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, постановление от 19 декабря 2013 года N 69/13 принято Региональной службой по тарифам Ростовской области в пределах компетенции.
Данное постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладает признаками нормативного правового акта.
Упомянутый акт издан в форме постановления, что соответствует п. 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления Службы правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного п. 3.6 того же Положения.
При исследовании оригинала протокола заседания Правления Службы от 19 декабря 2013 года, выписка из которого приобщена к материалам гражданского дела, установлено, что на заседании присутствовали 5 из 7 членов коллегиального органа, которые единогласно проголосовали за принятие постановления.
Постановление от 19 декабря 2013 года N 69/13 с приложением в установленном порядке опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ростовской области согласно ст. 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года N 85-ЗС и п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 19 сентября 2013 года N 579, - в газете "Наше время" за 20 декабря 2013 года N 736-744 (22186-22194).
Постановление на момент рассмотрения дела судом является действующим, применяется как для регулирования тарифов, установленных для ООО на текущий год, так и для предоставления субсидий согласно примечанию к приложению в случае, если право на их получение возникло после 1 января 2014 года.
Проверяя постановление в оспариваемой части на предмет соответствия его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В силу ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 7 Федерального закона "О теплоснабжения". В числе основных принципов законодатель предусмотрел обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения". Применению подлежат также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, далее - методические указания).
По общему правилу (п. 13 Правил), регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (п. 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения (п. 20 Правил).
На основании п. 26, 28 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В силу п. 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Судом установлено, что в июле 2013 года ООО "Топливно-Энергетическая компания" приобрела у ОАО "..." одну из принадлежавших предприятию котельных, находящуюся по адресу: ....
Тариф на тепловую энергию на период с 17 по 31 декабря 2013 года для ООО "Топливно-Энергетическая компания" впервые был установлен постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области 28 ноября 2013 года N 57/16.
31 октября 2013 года в Региональную службу по тарифам Ростовской области поступило заявление об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, теплоснабжающим организациям на период с 1 января по 30 июня 2014 года - в размере 1489,10 руб/Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 года - в размере 1 661,78 руб/Гкал.
Одновременно подано заявление о выборе метода регулирования: ООО при расчете тарифов на 2014 год просило применить метод экономически обоснованных затрат.
Применение метода экономически обоснованных затрат в данном случае являлось допустимым без учета ограничений, установленных п. 17 Основ ценообразования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 года N 886.
12 ноября 2013 года регулируемой организации направлено извещение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, в котором орган регулирования уведомил ООО о необходимости представления дополнительных документов согласно п. 16 Правил и ряда иных документов, требуемых для формирования экономически обоснованного тарифа.
Запрошенные документы, как следует из исследованных судом материалов тарифного дела, были представлены органу регулирования не в полном объеме.
Тарифы исчислены методом экономически обоснованных затрат.
16 декабря 2013 по результатам проведенной экспертизы составлено заключение, в котором ряд расходов, которые ООО "Топливно-энергетическая компания" предлагало включить в расчет тарифа, исключены как экономически необоснованные по мотивам, изложенным в заключении и таблицах, являющихся неотъемлемой частью заключения (том 2, л.д. 251 - 271).
В соответствии с п. 29 Правил указанное экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (п. 2.3-2.9 заключения, таблицы л.д. 260-269), анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций (таблица л.д. 270); сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (таблица л.д. 259).
Согласно протоколу заседания Правления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 декабря 2013 года, по результатам обсуждения доклада уполномоченного по делу принято постановление N 69/13, которым утверждены тарифы в размерах, предложенных в заключении.
Решение органа регулирования (постановление N 69/13) содержит необходимые сведения по вопросам, указанным в п. 31 Правил.
Вопреки утверждению представителей заявителя, протокол заседания Правления Региональной службы по тарифам Ростовской области, являющийся неотъемлемой частью постановления N 69/13, соответствует требованиям, предъявляемым к документам данного вида пунктом 32 Правил. Все основные плановые (расчетные) показатели, перечисленные в этом пункте, и основания, по которым ООО "Топливно-Энергетическая компания" отказано во включении в тарифы на тепловую энергию тех или иных расходов, приведены в приложении N 1 к протоколу заседания (том 2, л.д. 238-239).
Краткость изложения указанных оснований в приложениях к протоколу и заключению по делу об установлении тарифов сама по себе не свидетельствует о незаконности определения размера установленных постановлением N 69/13 тарифов.
Исследованные судом материалы тарифного дела, в том числе расчеты ООО "Топливно-Энергетическая компания" по статьям затрат, заключение по делу и приложения к нему, а также объяснения лиц, участвующих в деле, позволяют сделать вывод о том, что орган регулирования правомерно исключил из предложенного расчета некоторые виды расходов.
Так, ООО "Топливно-Энергетическая компания" были заявлены расходы по статье "Оплата труда" в размере 14240,86 тыс. рублей из расчета работы в организации 52 человек, из них - 28 единиц рабочих и 24 единиц административно-управленческого персонала.
Органом регулирования в соответствии с п. 27 Основ ценообразования количество основного производственного персонала принято в соответствии с фактическими данными, указанными организацией, в количестве 17 человек (8 операторов котельной, 8 аппаратчиков ХВО, 1 лаборант химанализа). Цеховой персонал - 2 единицы (начальник котельной и мастер по эксплуатации оборудования) также учтен органом регулирования в соответствии с фактическими данными предприятия. Численность персонала по содержанию и эксплуатации оборудования ООО рассчитана по нормативной численности в количестве 4,44 единицы, а руководителей, специалистов и служащих - 2,7 единиц. Таким образом, учтены расходы на оплату труда 26,14 единиц.
Приведенная численность работников предприятия рассчитана Региональной службой по тарифам Ростовской области на основании Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года N 65 (предназначены для определения численности рабочих, занятых обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом), и Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года N 74. Последними из названных Рекомендаций установлены нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий.
Довод заявителя о необходимости учета расходов на оплату 28 человек административно-управленческого персонала основан на неправильном применении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года N 74.
Соответствующая нормативная численность работников данной категории в Рекомендациях предусмотрена при среднесписочной численности работников предприятия до 150 человек.
Пунктом 1.9 названных рекомендаций установлено, что в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
С применением этого метода орган регулирования, с учетом сведений о численности сотрудников предприятия, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности, обоснованно уменьшил объем затрат на оплату труда.
По этой же причине снижен и размер учтенных расходов по статье "Отчисления на социальные нужды". Процент отчислений (30% от признанных обоснованными расходов на оплату труда) соответствует заявке предприятия.
Необходимо отметить, что согласно Уставу ООО "Топливно-Энергетическая компания", выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, помимо производства и поставки тепловой энергии предприятие осуществляет и иные, не связанные с этим видом деятельности.
Расходы предприятия, не связанные непосредственно с осуществлением регулируемого вида деятельности, в том числе по содержанию дополнительного персонала, в расчет тарифов включаться не могут (п. 9 Основ ценообразования).
ООО "Топливно-Энергетическая компания" заявило для включения в тариф расходы на холодную воду в сумме 1 526,66 тыс. рублей. Органом регулирования экономически обоснованными признаны лишь расходы по этой статье на сумму 207,3 тыс. рублей.
Снижение суммы указанных расходов, как отмечено в приложении к заключению (л.д. 262) произошло в результате непредставления договоров с организациями коммунального комплекса (ОКК), из-за чего учтены только объемы воды, необходимые для собственных нужд, производства тепловой энергии котельной. Помимо этого, учтена прогнозная стоимость воды, установленная для МУП "Управление "Водоканал" в размере 28,01 рублей за метр кубический (в заявке ООО без достаточного обоснования заложена планируемая цена 45,16 рублей за метр кубический).
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Договоры с ресурсоснабжающей организацией на приобретение воды ООО в орган регулирования в рамках тарифного дела, несмотря на полученный запрос Региональной службы по тарифам Ростовской области, не представило. Представленный договор на приобретение воды с ОАО "..." не мог быть принят во внимание, поскольку это предприятие не вправе осуществлять поставки воды как коммунального ресурса, тарифы для таких поставок заводу не утверждались.
Исходные данные, по которым ООО производило расчет необходимых объемов холодной воды, в том числе диаметр, протяженность трубопроводов документально не подтверждены.
К моменту рассмотрения вопроса об утверждении тарифа не были представлены в полном объеме и договоры с лицами, которым ООО "Топливно-Энергетическая компания" осуществляет поставку тепловой энергии. Представление лишь некоторых из них, в том числе с приложением технических паспортов зданий, не позволяло произвести обоснованный расчет объемов воды, необходимых для заполнения тепловой сети.
Ссылки представителей заявителя на наличие схемы теплоснабжения г. Таганрога, утвержденной в 2011 году, нельзя признать обоснованными, поскольку эта схема не содержит всех актуальных данных, требуемых для расчета экономически обоснованного тарифа. Достоверной информации о неизменности этой схемы к моменту формирования тарифа на 2014 года не имелось.
Более того, из представленных в Региональную службу по тарифам договоров не следовало, что заполнение тепловых сетей водой производится за счет ООО "Топливно-Энергетическая компания". Тепловые сети в собственности или пользовании данного ООО не находятся. Во исполнение договоров учет осуществляется только по количеству отпускаемой потребителям тепловой энергии. Объемы теплоносителя не фиксируются и его поставка как товара по условиям договоров не производится.
При изложенных обстоятельствах расчет объемов воды обоснованно признан органом регулирования экономически необоснованным и при расчете тарифа учтен только тот объем воды, исходные данные для исчисления которого подтверждены документально. При этом органом регулирования приняты во внимание положения Методики потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12 августа 2003 года.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что договор на приобретение воды заключен лишь в апреле текущего года, то есть после утверждения тарифов.
На основании п. 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с данной нормой ООО, в случае получения подтверждения необходимых и фактически потребленных объемов холодной воды, не лишено возможности представить сведения о понесенных дополнительных расходах для учета в следующем периоде регулирования.
Для расчета тарифа ООО "Топливно-Энергетическая компания" были запланированы расходы на электроэнергию в сумме 9134,55 тыс. рублей, из них органом регулирования признаны обоснованными расходы в размере 8245,20 рублей.
При определении количества электроэнергии для сетевого насоса Д 630*90 ООО применило коэффициент спроса в размере 0,9, вместо которого органом регулирования применен коэффициент 0,8. Правомерность применения именно такого коэффициента подтверждена таблицей 6.3 упомянутой выше Методики, утвержденной Госстроем России 12 августа 2003 года.
Расходы на электроэнергию на 2014 год обоснованно определены органом регулирования исходя из объема электроэнергии, рассчитанного на основании представленного ООО перечня электрического оборудования, его технических характеристик и планируемых рыночных цен и тарифов. Стоимость кВтч при заявке ООО 4,40 рублей применена органом регулирования в размере 4,43 рублей.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела судом не выявлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в соответствующей части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не установлено необоснованное нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия органом регулирования названного акта.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления ООО "Топливно-Энергетическая компания" отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении заявления ООО "Топливно-Энергетическая компания" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 декабря 2013 года N 69/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Топливно-Энергетическая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" (в редакции постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 января 2014 года N 2/3) в части размера тарифов, установленных приложением к постановлению, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
О.А. Руднева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 3 июля 2014 г. N 3-26/2014
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)