Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ростовской-на-Дону
городской Думы "О принятии
"Программы социально-экономического
развития города Ростова-на-Дону
на 2015 - 2018 годы"
Программа
социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2015 - 2018 годы
1. Цели и задачи программы социально-экономического развития города
Стратегическими целями Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2015 - 2018 годы (далее - Программа) являются:
1. Повышение качества жизни населения (сохранение и улучшение здоровья населения; улучшение демографической ситуации; обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности).
2. Повышение конкурентоспособности экономики города (инфраструктурное развитие территории - транспортное, дорожное, коммунальное, инженерное).
Основные задачи, обеспечивающие достижение главной цели:
- развитие инфраструктуры жизнеобеспечения города, повышение уровня благоустройства городской территории, оздоровление окружающей среды;
- развитие социальной инфраструктуры, включая модернизацию муниципальных объектов;
- сохранение стабильной ситуации на рынке труда и обеспечение эффективной занятости населения города;
- повышение качества и расширение спектра социальных услуг, оказываемых населению города;
- содействие повышению инвестиционной активности, модернизации реального сектора экономики, развитию предпринимательской деятельности;
- повышение результативности расходов бюджета города посредством использования программно-целевого планирования.
Основным инструментом достижения целей и задач программы является программно-целевой метод планирования, обеспечивающий решение системных вопросов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития города.
Реализация целей и задач Программы осуществляется на основе концентрации финансовых и организационных ресурсов.
2. Оценка текущей ситуации социально-экономического развития города
Состояние экономики города характеризуется устойчивыми темпами развития, обеспечивающими повышение социального благополучия населения.
Основные социальные и экономические характеристики города Ростова-на-Дону за 2010 - 2014 годы
Показатели (по полному кругу предприятий) |
Отчетные данные |
2014 год (оценка) |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Индекс промышленного производства, % |
107,6 |
111,9 |
105,7 |
100,2 |
105,0 |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. |
57663 |
60649 |
74479 |
85232 |
85314 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. метров |
850,0 |
895,1 |
938,4 |
1025,1 |
1102,7 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
233062,7 |
273212,7 |
314358,3 |
347855,5 |
385301,7 |
Среднесписочная численность работников на крупных и средних, малых предприятиях (численность работающего населения), тыс. человек |
412,0 |
425,2 |
435,9 |
428,7 |
429,4 |
Уровень регистрируемой безработицы, % (от численности экономически активного населения) |
0,76 |
0,6 |
0,41 |
0,4 |
0,35 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей |
18932 |
20930 |
23527 |
26331 |
28608 |
Прожиточный минимум для трудоспособного населения, рублей |
5797 |
6224 |
6676 |
7445 |
8494 |
Растут объемы выпускаемой продукции и оказываемых услуг, строительства жилья. Развивается инвестиционная деятельность субъектов городского хозяйства.
Ситуация на рынке труда характеризуется стабильностью. Увеличивается среднемесячная начисленная заработная плата.
Показатели демографического развития города соответствуют общероссийским тенденциям. С 2006 года отмечается снижение естественной убыли населения и рост рождаемости.
Остается устойчивым состояние потребительского рынка города, имеющего высокую предпринимательскую активность. Оптимизируется структура потребительского рынка, осуществляется строительство и реконструкция объектов торговли.
Сформирован механизм социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов, определяющий основы, регулирования социально-трудовых и экономических отношений в городе. Реализуются меры по стимулированию экономической активности предприятий, содействию развитию предпринимательства.
Малый бизнес остается одним из наиболее динамично развивающихся секторов городской экономики. В городе действует программа, направленная на стимулирование развития деловой и инвестиционной активности. Сохранены все существующие формы поддержки, включая предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности; функционирование муниципального бизнес-инкубатора; привлечение к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях; проведение рейтинговых конкурсов; оказание консультационной поддержки.
Одним из основных направлений экономической политики является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности. Работает информационно-аналитическая система "Паспорт развития города"; Интернет-портал, освещающий инвестиционную деятельность; сформирован перечень инвестиционных площадок, готовых к использованию. Инвесторам оказывается финансовая поддержка на субсидирование части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам, полученным на инвестиционные цели инновационной направленности. При Администрации города функционирует Координационный Совет по инвестициям.
Проводится работа по привлечению частных инвесторов для строительства городских объектов, в том числе и на основе государственно-частного партнерства. Реализуется ряд крупных бюджетных и коммерческих инвестиционных проектов, включающих объекты городской инфраструктуры, жилищного строительства, реконструкции и модернизации промышленных предприятий, организаций сферы услуг.
Ведется инженерное обустройство и комплексная застройка новых жилых районов - "Левенцовский", "Суворовский", "Декоративные культуры". Интенсивно развивается индивидуальное жилищное строительство, которое с каждым годом приобретает все более массовый характер. За 2010 - 2014 годы в эксплуатацию введено порядка 2,8 млн. квадратных метров индивидуального жилья. Особое внимание в городе уделяется обеспечению земельными участками под индивидуальное жилищное строительство многодетных семей.
Реализуются программы стимулирования жилищного строительства, включая обеспечение жильем льготных категорий граждан. Ведется строительство жилья социального использования, подготовка к созданию арендного сектора квартир эконом-класса для предоставления гражданам с невысоким уровнем доходов.
В целях обеспечения развития мощностей общественной инфраструктуры ведется строительство нового водопроводного комплекса с водозабором и очистными сооружениями, реконструируются объекты общегородской инженерной инфраструктуры, осуществляется модернизация общегородских коммунальных объектов. Наиболее крупными являются проекты "Чистый Дон" и "Вода Ростова", реализуемые на условиях государственно-частного партнерства. На городских очистных сооружениях канализации запущен в эксплуатацию блок ультрафиолетового обеззараживания сточных вод.
Проводится реконструкция и ремонт городской улично-дорожной сети, в том числе грунтовых дорог, с переводом их в более высокую техническую категорию. Ведется строительство надземных и подземных пешеходных переходов.
Выполняются мероприятия программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов. В рамках комплексного капитального ремонта осуществляется ремонт крыш, замена коммуникаций, лифтов, обустройство детских игровых комплексов на придомовых территориях, выполнение работ по озеленению, обустройству парковочных мест. Реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Приоритетными остаются вопросы социальной сферы. Отраслевыми муниципальными программами учтены потребности населения в социальных услугах современного уровня. Продолжены мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту объектов социальной сферы, благоустройству территорий парков и учреждений, закупка современного оборудования. Меры социальной поддержки граждан, определенные действующим законодательством, выполняются в полном объеме. Проводится работа по достижению социальных ориентиров, установленных на государственном уровне. Сохраняется адресный принцип социальных выплат, обеспечивающий поддержку наиболее нуждающихся категорий населения.
Создана система многофункциональных центров, предоставляющих услуги населению в сфере имущественно-земельных отношений, социальной и жилищно-коммунальной сфере. Во всех районах города действуют 16 центров. Создан раздел "Активный ростовчанин", который позволяет вносить предложения в части улучшения качества жизни горожан, развития инфраструктуры города. Внедряется проект "Электронное правительство" посредством, которого можно воспользоваться оказываемыми государственными и муниципальными услугами.
Выполняются мероприятия "дорожной карты" по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, направленные на развитие градостроительной и инженерной инфраструктуры города, парковых зон, строительство спортивных и дорожных объектов, парковок, гостиниц.
Продолжается деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проводится развитие правовой базы, создаются запасы материально-технических средств.
В городе реализуется 10 комплексных программ развития отраслей экономики и 21 муниципальная программа, направленные на решение широкого круга вопросов в различных сферах жизнедеятельности города.
3. Основные приоритеты социально-экономического развития города на 2015 - 2018 годы
Приоритеты развития города Ростова-на-Дону неотъемлемы от приоритетов социально-экономического развития страны и региона. Основным направлением работы органов местного самоуправления является выполнение мероприятий по социально-экономическому развитию города.
Приоритетными направлениями развития города на среднесрочный период являются создание благоприятных условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов; обеспечение реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий по комплексному развитию жилищно-коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры; проведение эффективной социальной политики; содействие трудоустройству граждан.
Приоритетные направления программы основаны на мероприятиях развития городского хозяйства, определенных комплексными программами развития отраслей экономики, муниципальными программами, планом мероприятий по подготовке города Ростова-на-Дону к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года. На выполнение работ по развитию отраслей городского хозяйства будут направлены бюджетные средства всех уровней, а также внебюджетные средства. Объемы финансирования программных мероприятий по отдельным направлениям, в том числе на 2015 год и период 2016 - 2018 годов являются проектными и подлежат корректировке с учетом общеэкономической ситуации и возможностей бюджета города.
Основные объемы капитальных вложений в планируемом периоде предусматривается направить на строительство и реконструкцию объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, строительство дорожно-мостовых объектов, благоустройство территории, капитальный ремонт и модернизацию объектов социальной сферы (приложения 1 и 2 к Программе).
Объемы финансирования программных мероприятий на 2015 год по районам города представлены в приложении 2 к Программе.
Система программных мероприятий включает намерения и приоритетные проекты, направленные на достижение поставленных целей и решение задач, определенных Программой. В нее включены мероприятия муниципальных программ и инвестиционных проектов, сгруппированные с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности в девять подразделов согласно приложению 1 к Программе. Большинство мероприятий имеют социальную направленность.
Сфера жилищного строительства
Градостроительная и жилищная политика, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направлена на стимулирование всех видов жилищного строительства на территории города, увеличение ежегодных объемов вводимого жилья с приоритетом строительства жилья эконом-класса, создание условий для улучшения жилищных условий граждан и приобретения жилья.
Продолжено строительство новых жилых районов со всей необходимой инфраструктурой и развитие застроенных территорий; проектирование и строительство жилых домов социального использования; предоставление бюджетной поддержки гражданам в приобретении жилья, предоставление благоустроенного жилья по социальным нормам отдельным категориям граждан, состоящим на квартирном учете и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (приложение 1 к Программе).
Мероприятиями муниципальной программы предусматривается поддержка молодых семей в приобретении доступного жилья, выполнение обязательств перед ветеранами, инвалидами, детьми-сиротами и другими категориями граждан. Планируется обеспечить жильем более 900 человек льготных категорий и более 160 молодых семей. Запланировано строительство жилья эконом-класса, которое будет предоставляться с использованием программ социального ипотечного кредитования и в качестве арендного жилья.
Предусматривается реконструкция существующих социальных объектов и строительство новых - детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, спортивно-оздоровительных объектов, поликлиник.
Продолжится строительство объектов инженерной инфраструктуры новых районов комплексной застройки, включая перспективные районы "Левенцовский", "Суворовский", "Декоративные культуры".
Для обеспечения развития территории города предусматривается разработка градостроительной документации, включая внесение изменений в Генеральный план города Ростова-на-Дону на период до 2025 года и в правила землепользования и застройки; ведение и актуализация информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; разработка документации по планировке и межеванию территории города (приложение 1 к Программе, таблица 9 к приложению 1).
Дорожно-транспортный комплекс
Развитие комфортной среды проживания и деловой активности городского сообщества предполагает совершенствование дорожно-транспортного комплекса города.
Основной задачей в данном направлении является обеспечение единого подхода к развитию улично-дорожной сети, оптимизация работы пассажирского транспорта в целях организации безопасного дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных происшествий.
Программные мероприятия направлены на развитие основного транспортного каркаса, формирование сети магистралей скоростного и непрерывного движения, работающих совместно с улицами городского и районного значения, на повышение качества содержания улично-дорожной сети и повышение качества пассажирских перевозок (приложение 1 к Программе, таблица 3 к приложению 1).
Приоритетными направлениями на ближайшую перспективу станут строительство и реконструкция внутригородских автомобильных дорог и искусственных сооружений, строительство магистральных улиц в левобережной зоне, капитальный ремонт дорожных покрытий. Планируется завершение реконструкции мостового перехода через реку Дон в створе проспекта Ворошиловский, строительство магистральной улицы общегородского значения протяженностью 3,5 км от Южного подъезда (район Гребного канала) вдоль Южной трибуны стадиона до ул. Левобережная, двух пешеходно-транспортных проездов с восточной и западной стороны строящегося стадиона, двухуровневой транспортной развязки на северном подъезде к городу (со стороны Новочеркасска) на пересечении пр. Шолохова и Малого зеленого кольца.
Реализуемые мероприятия обеспечат увеличение пропускной способности улично-дорожной сети города, снизить аварийность, перераспределить транспортные потоки, организовать дополнительные парковочные места.
В направлении развития инфраструктуры городского пассажирского транспорта запланировано продолжить обновление подвижного состава с учетом требований, направленных на повышение качества транспортного обслуживания и экологической безопасности. Планируется разработка проектной документации на строительство первой линии метрополитена (1 этап) (приложение 1 к Программе, таблица 4 к приложению 1).
Развитие системы организации дорожного движения предполагает оптимизацию парковочного пространства; проектирование и строительство пешеходных переходов; улучшение качества дорожного покрытия с использованием современных технологий; совершенствование организации дорожного движения.
Увеличение пропускной способности ростовских дорог планируется за счет реконструкции дорог, дорожного строительства, развития системы парковок, системы дорожного движения.
Жилищно-коммунальный комплекс
В направлении жилищно-коммунального комплекса запланировано обеспечение устойчивого функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры, повышение надежности и качества коммунально-энергетических услуг, улучшение экологической ситуации (приложение 1 к Программе, таблица 2 к приложению 1).
Будет продолжено осуществление мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной (инженерной) инфраструктуры, повышению эффективности производства услуг, внедрению передовых технологий. Предусматривается увеличение производственных мощностей теплоэнергетического комплекса, сетей газораспределения, водоснабжения и водоотведения.
Наиболее значимые мероприятия по развитию водоснабжения и водоотведения города предусмотрены в рамках реализации "Комплексной программы строительства и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области" и регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон".
Предусмотрено завершение строительства нового комплекса водопроводных очистных сооружений с водозаборными сооружениями. Планируются мероприятия по развитию водопроводного хозяйства, включая водоводы и водопроводные сети.
Предусматривается строительство канализационных коллекторов, в том числе N 53 (3 очередь), проведение мероприятий по предотвращению разрушения коллектора N 68.
Будет осуществляться канализование улиц жилой застройки в целях обеспечения благоприятных санитарно-эпидемиологические условий, исключения сброса неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водоемы, отвода ливневых стоков.
Продолжится подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году по основным направлениям - благоустройство и реконструкция объектов озеленения, городских фонтанов, парковых зон. Также, при поддержке регионального бюджета и средств Фонда содействия реформированию ЖКХ предусматриваются мероприятия по капитальному ремонту жилых многоквартирных домов, в том числе расположенных в центральной части города, где планируется ремонт кровель и фасадов.
В целях ликвидации аварийного жилого фонда при поддержке средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств бюджета города планируется продолжить реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийных домов.
Реализация мероприятий в данном направлении обеспечит повышение качества коммунальных услуг, эксплуатационной надежности жилищного фонда, уровня благоустроенности территории города. Программные мероприятия в коммунальной сфере направлены, в том числе и на дальнейшее совершенствование мер по улучшению состояния природной среды, обеспечению экологической безопасности жизни и здоровья населения города, предупреждению неблагоприятных экологических ситуаций.
Социальная сфера
Основными задачами социальной политики города является выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг, усиление социальной поддержки.
В соответствии с национальным проектом "Образование" - муниципальная образовательная политика направлена на создание условий для получения образования, повышение доступности и качества образовательных услуг, создании безопасных и комфортных условий обучения, укрепление учебной и материальной базы образовательных учреждений (приложение 1 к Программе, таблица 5 к приложению 1).
В целях развития сети системы образования, увеличения количества мест в образовательных учреждениях, предусматривается проектирование и строительство новых общеобразовательных учреждений и детских садов, установка мобильных детских садов.
Запланировано поэтапное внедрение федеральных государственных стандартов; проведение ремонта зданий и помещений образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием; развитие спортивной базы школ.
Основные мероприятия Программы направлены на сохранение и укрепление здоровья населения за счет развития системы здравоохранения, обеспечения качества и доступности медицинской помощи (приложение 1 к Программе, таблица 6 к приложению 1).
Планируется строительство новых, реконструкция и капитальный ремонт действующих медицинских учреждений; дооснащение медицинских учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием; внедрение новых медицинских технологий.
Продолжится работа по обеспечению условий для развития массовой физической культуры и спорта, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, развитию материально-технической базы отрасли, расширению и модернизации сети объектов спортивной инфраструктуры (приложение 1 к Программе, таблица 7 к приложению 1).
Приоритетами развития сферы культуры является обеспечение потребности населения в организации досуга. Планируется ремонт инфраструктуры парков, обновление аттракционов, благоустройство зон отдыха. Продолжится развитие библиотечной системы города, материальной базы учреждений дополнительного образования (приложение 1 к Программе, таблица 8 к приложению 1).
Задачами сферы социальной защиты населения являются предоставление социальных услуг в рамках установленных стандартов, оказание адресной помощи нуждающимся социальным группам населения, гарантированное предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам, обеспечение развития уровня социальной защищенности горожан. Реализация задач сферы социальной защиты предусматривает развитие материально-технической базы учреждений социальной защиты города, обеспечение доступности в здания учреждений социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения (приложение 1 к Программе, таблица 9 к приложению 1).
Продолжится работа по развитию сферы занятости населения города. Решение задачи планируется осуществлять посредством оказания государственных услуг по профессиональному обучению, повышению квалификации безработных граждан востребованным на рынке труда профессиям; содействия развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; трудоустройства безработных; организации профессиональной ориентации граждан. Будут в полном объеме осуществляться социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Выполнение запланированных мероприятий в социальной сфере позволит повысить уровень удовлетворенности населения в социальных услугах, расширить спектр социальных услуг.
Развитие системы реагирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций
Мероприятия в направлении реагирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций предусматривают создание эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации и комплексное управление безопасностью населения и территории города (приложение 1 к Программе, таблица 9 к приложению 1).
Приоритетной работой в данной сфере является развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования) города. Планируется приобретение специальной автомобильной техники, спасательного инструмента и оборудования, снаряжения и имущества для поисково-спасательной службы. Реализация мероприятий повысит эффективность действий спасательных сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Развитие комплексной системы видеонаблюдения "Безопасный город" предусматривает приобретение средств связи, модернизацию подсистем.
4. Механизм реализации Программы. Организация управления Программой и контроль за реализацией Программы
Программа является основным инструментом реализации стратегических целей и задач в среднесрочной перспективе, определенных Стратегией социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года.
Механизм реализации Программы основан на соблюдении интересов всех субъектов и институтов городского сообщества, участвующих в ее реализации.
Реализация Программы предусматривает использование нормативно-правового регулирования, методов бюджетной поддержки, механизмов организационной и информационной поддержки. Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, муниципальные программы, систему муниципального и социального заказа.
Функциональный механизм реализации Программы включает: документы стратегического планирования; муниципальные программы; коммерческие проекты; использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов и мероприятий; экономические меры воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы и механизмы приоритетного развития.
Общее руководство за реализацией Программы осуществляется главой Администрации города, который обеспечивает представление проекта Программы в городскую Думу, принятие стратегических решений по реализации Программы, представление отчета о реализации Программы.
Городская Дума осуществляет утверждение Программы на среднесрочный период, отчета об исполнении Программы, контроль за ее реализацией.
Департамент экономики города Ростова-на-Дону осуществляет организацию работы по формированию Программы, отчета о реализации Программы, мониторинг системы контрольных показателей.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города, муниципальные учреждения и хозяйствующие субъекты города в рамках реализации Программы осуществляют подготовку и реализацию муниципальных программ по подведомственной сфере и направлениям Программы; организацию взаимодействия с региональными органами исполнительной власти по включению предложений города Ростова-на-Дону в государственные программы Ростовской области; текущий контроль за реализацией мероприятий; представление в установленном порядке в Департамент экономики города Ростова-на-Дону информации о реализации мероприятий.
Отчет о реализации Программы представляется в городскую Думу за отчетный финансовый год не позднее 1 апреля текущего года. Отчет о реализации Программы содержит общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования; уровень достижения показателей эффективности; перечень завершенных в течение года и переходящих мероприятий. Итоговый отчет о реализации Программы содержит данные о финансировании Программы в целом и отдельных ее мероприятий с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент выполнения Программы, оценку результатов реализации Программы.
5. Целевые индикаторы оценки эффективности исполнения программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Эффективная реализация комплекса программных мероприятий позволит обеспечить положительную динамику социально-экономического развития города, включая повышение качества жизни населения, совершенствование городской инфраструктуры, улучшение инвестиционной привлекательности города. При проведении оценки результативности реализации Программы сравниваются фактические значения индикаторов (показателей) развития городской инфраструктуры за отчетный год с их прогнозируемыми значениями.
Отраслевые целевые индикаторы и ожидаемые результаты в сфере занятости населения, которые планируется достичь в ходе реализации Программы, представлены в приложениях 3 и 4 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.