Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния малого и среднего предпринимательства города Шахты
Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, развитие предпринимательства - одна из ключевых задач Ростовской области, что автоматически ставит указанную задачу в ряд приоритетных и для органов местного самоуправления.
В результате, содействие малому и среднему бизнесу является:
- одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года;
- приоритетом в сфере экономики города, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС - NEXT";
- ключевой задачей, обеспечивающей реализацию цели по созданию условий для формирования устойчивой многопрофильной экономики, привлечения инвестиций, поддержанию бизнеса, росту налогового потенциала, предусмотренной Программой социально-экономического развития г. Шахты на 2011 - 2016 годы.
Динамичное развитие экономики города, насыщение рынка товарами и услугами, улучшение бизнес-среды во многом зависит не только от деятельности предприятий крупного, но и субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, их роль значительно увеличивается в период финансовой нестабильности или перепрофилирования экономики. Так как именно малый бизнес за счет своей мобильности способен быстро приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, тем самым, обеспечив социальную защиту и источник дохода для большого числа работников, занятых в данном секторе.
На 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 10413 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 17 средних предприятия, 2163 малых и микропредприятий и 8233 индивидуальных предпринимателей.
В 2012 году оборот малых и средних предприятиями города составил 22568,6 млн. руб. Промышленной продукции малыми предприятиями выпущено на 2135,8 млн. руб., что составляет 7% от общего объема промышленного производства. При общем обороте розничной торговли по городу в 27405 тыс. руб., на долю малых и средних предприятий пришлось 13819 млн. руб., т.е. 50,5%.
13,5% платных услуг, оказываемых предприятиями малого и среднего бизнеса (587,4 млн. руб.), приходится на общегородской объем (4332,6 млн. руб.).
Определенную роль за счет реализации собственных проектов играет малый бизнес и в укреплении и развитии инвестиционной привлекательности территории. За 2012 год в экономику города средними, малыми и микропредприятиями города вложено 110,4 млн. руб., инвестиций, что составляет 3,2% общего инвест оборота.
Анализ видов деятельности, которыми занимаются малые и средние предприятия города, показывает некоторое отличие от среднеобластных тенденций. Сравнительный анализ приведен в следующей таблице.
Структура
субъектов малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности
Вид деятельности |
Ростовская область |
Город Шахты |
Торговля |
40% |
51,5% |
Операции с недвижимым имуществом |
18% |
10% |
Строительство |
11,4% |
5,5% |
Обрабатывающие производства |
10,1% |
12% |
Услуги транспорта и связи |
6% |
3% |
Сельское хозяйство |
5% |
1% |
Прочее |
9,5% |
17% |
С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки была создана сеть объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в которую входят:
- Муниципальный Фонд создания, поддержки и развития бизнеса г. Шахты;
- Агентство поддержки предпринимательства города Шахты.
На базе данных организаций был реализован пилотный проект по консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса, инициированном Департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Несмотря на окончание проекта, объекты инфраструктуры продолжают оказывать консультативную и информационную помощь предпринимателям города.
Получив статус финансовой организации Муниципальный Фонд создания, поддержки и развития бизнеса г. Шахты ежегодно предоставляет займы и микрокредиты на льготных условиях, чем способствует увеличению доступа к кредитным ресурсам для субъектов малого бизнеса.
Необходимо отметить, что применяемые на муниципальном и областном уровне меры по развитию малого и среднего предпринимательства коррелировались в результате изменений, вносимых в налоговое, административное и бюджетное законодательство.
Так, в частности, новые правила налогообложения, увеличившие ставки по страховым взносам для юридических лиц с 2011 года и практически двукратный рост с 2013 года отчислений по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию для индивидуальных предпринимателей, привели изменению количественного состава субъектов малого и среднего бизнеса на территории города.
Динамика изменения численности субъектов малого и среднего бизнеса
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (I полугодие) |
Средние предприятия |
19 |
19 |
17 |
17 |
Малые предприятия (включая микро) |
1835 |
2046 |
2163 |
2066 |
Индивидуальные предприятия |
8156 |
8174 |
8233 |
7092 |
Итого |
10010 |
10239 |
10413 |
9175 |
Такие результаты говорят о необходимости дальнейшей реализации комплекса мер, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и обосновывают принятие соответствующей муниципальной программы.
Прогноз развития малого и среднего бизнеса позволяет предполагать, что в планируемом периоде будет:
- повышаться роль малого и среднего предпринимательства в улучшении жизни населения за счет увеличения числа рабочих мест, роста заработной платы в малом секторе экономики;
- укрепляться взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, обеспечиваться привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития;
- увеличиваться налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
- повышаться инвестиционная активность малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет использования ресурсов микрофинансовых институтов.
Такое развитие соответствует Стратегии социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT", утвержденной Решением городской Думы г. Шахты N 296 от 27.09.2012 г. Более того, способствует реализации одного из приоритетных направлений, обозначенных в Стратегии, а именно "Развитие малого и среднего предпринимательства".
Основными рисками, связанными с реализацией Программы являются:
1. Нарушение плановых сроков реализации мероприятий Программы.
Для минимизации данного риска предполагается проводить такие мероприятия как:
- назначение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий Программы;
- принятие подробного плана по реализации каждого программного мероприятия.
2. Корректировка объем финансирования мероприятий программы, выделяемых на условиях софинансирования из областного и федерального бюджета.
Для минимизации данного риска предполагается реализовать следующие мероприятия:
- перераспределение средств местного бюджета, предусмотренных для реализации программы на направления, обеспечивающие наибольшую отдачу и максимально влияющие на достижение целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.