Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г. N 157 раздел 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел 9. Подпрограмма "Туризм"
Постановлением Правительства Ростовской области от 16 января 2015 г. N 17 в подраздел 9.1 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.1. Паспорт подпрограммы "Туризм" государственной программы Ростовской области "Развитие культуры и туризма"
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Туризм"
Туризм на современном этапе развития мировой экономики является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства, играющей во многих странах и регионах важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Туризм - межотраслевая сфера экономики, направленная на удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, свободном передвижении, восстановлении и развитии его духовных и физических сил. С другой стороны, она влияет на определение возможных направлений развития отраслей, попадающих под влияние мультипликативного эффекта от туризма, экономическая и социальная значимость которого отражена в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней. В этом смысле туризм признан эффективным инструментом преодоления кризисных явлений, способствующим активизации социально-экономического развития регионов.
Существенный толчок развитию туризма дали важнейшие политические решения, принятые руководством российского государства за последние пять лет. Это положительно отразилось на формировании конкурентоспособной национальной туристской индустрии и значительно активизировало деятельность большинства российских регионов в направлении развития сферы туризма.
В Ростовской области туризм остается одной из стратегически значимых задач. Приоритеты и цели государственной политики в сфере туризма определены Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Для реализации приоритетных задач в сфере туризма с 2008 года применяется программно-целевой подход на региональном и муниципальном уровнях. На территории Ростовской области выделяются 5 туристско-рекреационных районов: Вёшенский, Манычский, Приазовский, Северо-Донецкий и Цимлянский. Между собой их связывают широтные и меридиональные транспортные коридоры, что позволяет беспрепятственно осуществлять путешествия, в основе которых лежит разнообразие природных, климатических и культурно-исторического ресурсов.
Ростовская область располагает огромным потенциалом для развития многих видов туризма. Из них наиболее приоритетными, определяемыми потребительским спросом, являются:
рекреационный туризм (туризм с целью развлечения и отдыха - отдых на воде, отдых на селе, рыбалка и охота);
культурно-исторический (познавательный) туризм;
деловой, научный и образовательный виды туризма;
автомобильный туризм (автотуризм);
этнографический и событийный виды туризма;
экологический туризм природоохранной направленности;
спортивный и экстремальный виды туризма;
оздоровительный туризм и другие виды туризма.
Реализация полномочий в сфере развития туризма Ростовской области осуществляется в рамках Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и действующих региональных нормативно-правовых актов. Первым из них стала Областная целевая программа "Развитие туризма в Ростовской области" на 2008 - 2010 годы", принятая в 2007 году. Ее реализация пришлась на кризисный период. Процессы экономического спада повлияли на динамику развития туристской инфраструктуры, что в 2009 году привело к снижению некоторых показателей туристской сферы.
Так, в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 0,7 процента снизился показатель номерного фонда коллективных средств размещения всех типов. По оценке Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, причиной такого снижения стало проведение реконструкции некоторых специализированных средств размещения в г. Ростове-на-Дону, Неклиновском и Волгодонском районах. Введение на период реконструкции режима неполного рабочего дня и приостановление деятельности работников, соответственно, повлияло и на уменьшение показателей среднесписочной численности работников. Также в этот период на 4,2 процента снизилась среднесписочная численность работников специализированных средств размещения и турфирм.
Кризисные явления отразились и на содержательном наполнении туристского визита в Ростовскую область. Снижение уровня деловой активности в целом по стране и за рубежом снизило численность деловых туристов. Если показатели 2008 года свидетельствовали в пользу делового туризма, то в 2009 - 2011 годах наметился спрос на пляжно-спортивный и семейный отдых на побережье Таганрогского залива Азовского моря и на прибрежных территориях Нижнего Дона. Соответственно доля этого сегмента в общем турпотоке выросла и составила 48 процентов, увеличив тем самым показатель численности этой категории на 34,5 процента. Вместе с тем, доля деловых туристов составила 50 процентов (для сравнения общероссийский показатель делового туризма составляет лишь 18 процентов).
В то же время, была отмечена тенденция замедления темпов снижения по основным показателям сферы туризма. Если по итогам I квартала 2009 г. количество размещенных лиц показывало снижение на 12,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., то к концу 2010 г. этот показатель составил уже 8,8 процента. С 2011 года наблюдается стабильная положительная динамика количества размещенных лиц, прирост численности которых в 2011 году составил 7 процентов, а в 2012 году - 12 процентов.
Ситуация на региональном рынке стала стабилизироваться, благодаря своевременным мерам, предусмотренным Областной долгосрочной целевой программой развития туризма в Ростовской области на 2011 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 N 187. В результате на 30 процентов по сравнению с 2008 годом увеличилось количество турфирм, составив 286 организаций, а к концу 2012 года их стало 359. Тенденция стабилизации туристской отрасли характерна также для рынка услуг гостеприимства, которые в настоящее время предлагают 430 предприятий гостиничного комплекса, что на 14 процентов больше по сравнению с 2008 годом.
Все вышеперечисленные факторы повлияли на рост турпотока Ростовской области, который с учетом дорасчета по самостоятельным туристам в 2012 году составил 1019,5 тыс. человек. Это отразилось на показателях объема платных туристских услуг и услуг средств размещения, прирост которых составил 22,2 процента.
Свидетельством роста привлекательности отдыха на территории Ростовской области среди российских и иностранных граждан стали показатели туристского потока въездного и внутреннего туризма, которые опередили показатели численности туристов, выехавших за пределы Ростовской области и России. Соответственно увеличился и удельный вес туристской добавленной стоимости во внутреннем региональном продукте региона: по сравнению с 2008 годом он вырос с 0,77 до 1,15 процента (при общероссийском показателе - 2,5 процента).
Положительная динамика основных показателей туризма Ростовской области свидетельствует не только о посткризисной стабилизации отрасли, но и в целом о ее устойчивом развитии в регионе.
К 2020 году прогнозируется, что по сравнению с 2012 годом основные показатели сферы реализации подпрограммы "Туризм" в рамках государственной программы изменятся следующим образом:
туристский поток на территорию Ростовской области увеличится на 30 процентов;
доля туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте составит не менее 1,5 процента.
Сравнительный конкурентный анализ туристских и рекреационных ресурсов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, показал, что Ростовская область даже на фоне Краснодарского края - российского лидера по приему пляжных туристов и Ставропольского края - признанного лидера оздоровительного туризма, обладает собственной спецификой туристской привлекательности. Например, уступая Краснодарскому краю по объективным причинам, Ростовская область демонстрирует лучшую динамику роста в части усиления туристского рынка региона, что свидетельствует о высоком потенциале донского туризма.
Выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия в совокупности с развитой транспортной инфраструктурой, богатое историческое и культурное наследие, наряду с традиционно высокоразвитыми промышленным и аграрным секторами, создают предпосылки для развития в Ростовской области индустрии гостеприимства и рекреации. Интенсивное экономическое развитие области, благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат также способствуют привлечению инвестиций в туристско-рекреационный комплекс. Близость расположения объектов истории и археологии позволяет разнообразить здесь отдых и увеличить срок пребывания туристов.
В целом Ростовская область располагает всеми необходимыми ресурсами для развития и становления современной индустрии гостеприимства. В то же время для успешной реализации подпрограммы "Туризм" необходимо учитывать влияние возможных рисков, среди которых могут быть выделены следующие:
правовые риски, связанные с изменением федерального, регионального законодательства, а также длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации подпрограммы. Для минимизации их влияния предполагается мониторинг планируемых изменений в законодательстве;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и секвестированием бюджетных расходов на сферу туризма. Для минимизации их влияния предполагается ежегодное уточнение объемов финансирования и планирование бюджетных расходов с ориентацией на результат;
административные риски, связанные с низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон. Минимизация указанных рисков достигается путем формирования эффективной системы управления реализацией подпрограммы;
риски, связанные с особенностями органов местного самоуправления в исполнении полномочий по созданию условий для развития туризма. К ним относятся: различия муниципалитетов в части их финансово-экономических возможностей; слабое нормативно-правовое и методическое обеспечение в сфере туризма (отсутствие муниципальных программ развития туризма), недостаточное организационно-кадровое обеспечение туристской деятельности (отсутствие специалистов в структуре местных администраций). Минимизация этих рисков достигается путем совершенствования механизмов местного самоуправления.
Управление рисками при реализации подпрограммы "Туризм" осуществляется на основе действующего законодательства и не предполагает разработку и принятие дополнительных нормативно-правовых актов в сфере туризма.
Меры государственного регулирования в сфере туризма применяются в целях стимулирования деятельности субъектов туристской индустрии путем оказания прямых форм государственной поддержки и привлечения к участию в профессиональных конкурсах в сфере туризма, проводимых на региональном и федеральном уровнях. Реализация этих направлений служит повышению уровня качества и доступности услуг в сфере туризма, способствующих повышению конкурентоспособности донского турпродукта. В этой связи повышается значимость предоставления информационной, методической и консультационной помощи специалистам отрасли и специалистам муниципальных образований области, реализующих полномочия в сфере развития туризма.
В целях формирования благоприятного туристского имиджа Ростовской области необходимо сконцентрироваться на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде ее туристского потенциала. Наиболее действенными мерами в этом направлении являются мероприятия, проводимые в рамках комплексного информационного сопровождения туристской деятельности и внедрения навигационных туристских систем. Туристской узнаваемости территории также способствуют презентации регионального турпродукта на крупных международных конгрессно-выставочных форумах, инфотуры по туристским маршрутам Ростовской области и туристские событийные мероприятия, отражающие ее уникальность.
Использование коммуникационных мероприятий, демонстрирующих открытость Ростовской области для контактов, позволит, с одной стороны, внешним субъектам лучше узнать донской край и удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ, а с другой - сформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции в сферу туризма.
При обеспечении высокого качества услуг и конкурентоспособной цены внутренний туристский рынок способен сформировать активный спрос на донской турпродукт, для продвижения которого важна работа по формированию представления о Ростовской области как регионе, благоприятном для туризма и отдыха. Серьезным вызовом для этого и одновременно стимулом для развития донского туризма в целом стал выбор г. Ростова-на-Дону в качестве одного из российских городов, принимающих матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
В связи с поставленными задачами возрастают требования к координации взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области с субъектами туристской индустрии, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами. Повышение эффективности работы по этому направлению призван обеспечить Межведомственный координационный совет по туризму Ростовской области.
Основу реализации подпрограммы "Туризм" составляют следующие принципы:
сочетание прав личности, общественных и государственных интересов при реализации подпрограммы;
стимулирование участия граждан и организаций, независимо от форм собственности, институтов гражданского общества к реализации подпрограммы;
обеспечение равного доступа к участию в реализации подпрограммы на конкурсной основе;
ориентированность на общественно значимые результаты.
Реализация подпрограммы "Туризм" позволит достигнуть в социально-экономической сфере следующего:
создания оптимальных условий для развития туризма в Ростовской области путем совершенствования правового поля;
создания современной конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли как одной из ведущих отраслей специализации Ростовской области;
становления Ростовской области как одного из наиболее привлекательных туристско-рекреационных центров Юга России и Северного Кавказа;
укрепления международного и межрегионального сотрудничества и добрососедских отношений в сфере туризма;
существенного улучшения качества обслуживания туристов, в том числе за счет развития туристской инфраструктуры, расширения спектра предоставляемых услуг и повышения квалификации персонала;
повышения эффективности деятельности субъектов туриндустрии посредством усиления их конкурентоспособности;
улучшения качества жизни населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;
увеличения доли работающих в сфере туризма;
укрепления имиджа Ростовской области как территории туризма и отдыха.
Принимаемые меры позволят не только обеспечить рост конкурентоспособности турпродукта Ростовской области и создать условия для увеличения въездного потока российских и зарубежных туристов, но и сформировать инвестиционную привлекательность Ростовской области.
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Туризм"
Специфичность цели подпрограммы "Туризм" определена в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере туризма, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Цель подпрограммы соответствует сфере реализации государственной программы и направлена на обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Достижение поставленной цели обусловлено успешным решением следующих задач:
1) формирование привлекательного образа Ростовской области на российском и международном туристских рынках;
2) развитие новых направлений въездного и внутреннего туризма;
3) увеличение туристского потока на территорию Ростовской области.
Решение поставленных задач достигается путем эффективного взаимодействия между органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, реализующих полномочия в части создания условий для развития туризма, субъектами туристской индустрии, общественными организациями, средствами массовой информации и другими организациями.
Показателями (индикаторами) достижения целей и решения задач являются:
прирост туристского потока на территорию Ростовской области;
доля туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте.
Указанные показатели характеризуют состояние туристской индустрии области, являются ключевыми и применяются для оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы и степени достижения поставленных задач.
По итогам реализации подпрограммы в 2020 году будут достигнуты следующие значения показателей:
прирост туристского потока на территорию Ростовской области составит не менее 30 процентов;
рост доли туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте составит не менее 1,5 процента;
доступность к туристской информации о Ростовской области.
Реализация подпрограммы "Туризм" осуществляется в период с 2014 по 2020 годы и не предусматривает разделения на этапы. В течение всего периода реализации подпрограммы "Туризм" будет осуществляться планомерная работа, направленная на решение поставленных задач.
9.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Туризм"
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач в рамках подпрограммы предусматривается реализация двух основных мероприятий:
основное мероприятие 2.1. "Создание благоприятных экономических условий для развития туризма";
основное мероприятие 2.2. "Повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта посредством развития въездного и внутреннего туризма, формирования привлекательного образа Ростовской области на туристском рынке".
Основное мероприятие 2.1 включает:
содействие муниципальным образованиям Ростовской области по созданию благоприятных экономических условий для развития туризма путем предоставления субсидий областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления муниципальных образований, реализующих программы развития туризма, в том числе муниципальному образованию "Город Азов" на строительство пешеходного моста через р. Азовку (новое строительство) и муниципальному образованию "Волгодонской район" на благоустройство территории сквера "Романовский" на набережной р. Дон в станице Романовской;
финансовую поддержку субъектов туристской индустрии по возмещению части затрат в связи с оказанием услуг в сфере въездного и внутреннего туризма, направленных на приобретение основных средств, выполнение работ по классификации гостиниц и других средств размещения, рекламно-информационное продвижение турпродукта.
Исполнители основного мероприятия 2.1:
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований "Город Азов" и "Волгодонской район".
Основное мероприятие 2.1 направлено на достижение показателя подпрограммы "Рост доли туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте".
В ходе его реализации будет обеспечиваться достижение следующих результатов:
создание условий для развития приоритетных видов туризма;
создание правовых условий для развития туризма в Ростовской области;
создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристических ресурсов в муниципальных образованиях Ростовской области;
обеспечение фактической доступности к туристским услугам граждан с ограниченными возможностями.
Основное мероприятие 2.2 включает:
организацию работы Межведомственного координационного совета по туризму Ростовской области;
исследования и социологические опросы, разработку статистических и информационно-аналитических материалов в сфере туризма;
комплексное информационное сопровождение туристской деятельности Ростовской области;
сопровождение и модернизацию интерактивного информационного портала "Донской туризм";
участие Ростовской области в конгрессно-выставочных туристских мероприятиях;
организацию и проведение на территории Ростовской области туристских событийных мероприятий, инфотуров, социальных туров и экскурсий;
разработку и издание рекламно-информационной продукции;
проведение регионального профессионального конкурса в сфере туризма.
Исполнителем основного мероприятия 2.2 является департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области.
Основное мероприятие 2.2 направлено на достижение показателя подпрограммы "Прирост туристского потока на территорию Ростовской области". В ходе его реализации будут достигнуты следующие результаты:
привлекательность Ростовской области как территории, благоприятной для туризма и отдыха, обеспечение интереса к Ростовской области как к туристскому направлению;
доступность к туристской информации о Ростовской области - информационное обеспечение туристов, пребывающих на территории Ростовской области; развитие комфортной среды пребывания и атмосферы гостеприимства;
рост туристских потоков внутреннего и въездного туризма на территорию Ростовской области, улучшение качества приема и обслуживания в соответствии с распространенными международными стандартами;
организация систематического мониторинга результатов реализации подпрограммы и анализ статистических показателей с целью оценки реального вклада туристической отрасли в экономику Ростовской области, корректировки действий и плана мероприятий подпрограммы.
Реализация основных мероприятий подпрограммы не связана с деятельностью государственных учреждений, в связи с чем прогнозирование сводных показателей государственных заданий не предусматривается.
Постановлением Правительства Ростовской области от 16 января 2015 г. N 17 подраздел 9.5 раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Туризм"
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы составляет 157 579,3 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 153 803,5 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 39 590,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 11 801,9 тыс. рублей;
в 2016 году - 12 755,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 12 755,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 25 300,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 25 800,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 25 800,0 тыс. рублей.
Средства местных бюджетов составляют 3 775,8 тыс. рублей, из них в 2014 году - 3 775,8 тыс. рублей.
9.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Туризм"
С 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления получили полномочия по созданию условий для развития туризма в территориях, что позволяет им разрабатывать и принимать соответствующие муниципальные программы.
Учитывая, что туристская инфраструктура является почвой для роста и стабилизации туристского потока, перед органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями стоит задача по строительству новых туристских объектов, сохранению достопримечательностей, благоустройству мест отдыха, содействию в создании туристских информационных центров.
В настоящее время муниципальные программы реализуются в 21 территории Ростовской области:
в городах - Азов, Донецк, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог;
в районах - Азовском, Аксайском, Багаевском, Белокалитвинском, Верхнедонском, Волгодонском, Константиновском, Куйбышевском, Неклиновском, Октябрьском, Орловском, Пролетарском, Семикаракорском, Усть-Донецком, Цимлянском и Шолоховском.
Через указанные территории проходит региональный туристский маршрут Ростовской области "Серебряная подкова Дона".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.