Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Таганрога
от 14.10.2013 N 3182
Муниципальная программа
города Таганрога "Доступная среда"
28 февраля, 9 июня, 5 августа, 26 сентября 2014 г.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 26 сентября 2014 г. N 3068 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Доступная среда (далее - муниципальная программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление социальной защиты населения г. Таганрога |
Участники муниципальной программы |
Управление здравоохранения г. Таганрога; Управление образования г. Таганрога; Управление культуры г. Таганрога; Управление капитального строительства города Таганрога; Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога; управление потребительского рынка товаров и услуг Администрации города Таганрога; Комитет по управлению имуществом г. Таганрога; Комитет по физической культуре и спорту г. Таганрога; комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога; отдел транспорта Администрации города Таганрога; Отдел ЗАГС города Таганрога; пресс-служба Администрации города Таганрога; МБУК "Центральная библиотечная система города Таганрога"; МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Таганрога; МАУ "Центр культурно-досуговой деятельности" |
Подпрограммы муниципальной программы |
2. Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество. |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
Отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) на территории города Таганрога |
Задачи муниципальной программы |
Формирование к 2020 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество |
Показатели (индикаторы) муниципальной программы |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов, проживающих в городе Таганроге; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Срок реализации: 2014 - 2020 годы Этапы реализации: 1-й - 2014 - 2016 годы; 2-й - 2017 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Объем финансирования муниципальной программы - всего 34 671,1 тыс. рублей из средств местного бюджета, в том числе: 2014 год - 8 119,1 тыс. рублей; 2015 год - 8 029,0 тыс. рублей; 2016 год - 3 659,0 тыс. рублей; 2017 год - 3 716,0 тыс. рублей; 2018 год - 3 716,0 тыс. рублей; 2019 год - 3 716,0 тыс. рублей; 2020 год - 3 716,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов, проживающих в городе Таганроге, с 7% в 2014 году до 80% к 2020 году. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры, с 20% в 2015 году до 80% к 2020 году |
1. Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог"
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации. Доступная среда жизнедеятельности является основным условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет более 9 процентов населения страны. На территории Ростовской области проживает около 370 тыс. инвалидов, в том числе инвалидов по зрению - более 11,0 тыс. человек, инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата - более 20,0 тыс. человек, инвалидов по слуху - около 4,0 тыс. человек. Численность инвалидов в городе Таганроге составляет 23326 человек, в том числе 806 человек - инвалиды по зрению, 350 человек - инвалиды по слуху, 639 человек- дети-инвалиды. Доля инвалидов в общей численности населения города Таганрога составляет 9,1%.
В 2006 году Международная Конвенция по правам инвалидов была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и вступила в силу в 2008 году, после того как ее ратифицировали 50 государств. На сегодняшний день к документу присоединились 110 стран.
В апреле 2012 года Конвенцию по правам инвалидов подписала Российская Федерация.
Присоединение России к такому важному международному документу налагает дополнительные обязательства и ответственность на все органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов как в целом по стране, так и в нашем городе, не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, к которым относятся и люди с временным нарушением здоровья, родители с детьми в колясках, беременные женщины, пожилые люди.
В настоящее время строительство современных объектов выполняется с соблюдением норм доступности. Однако данная проблема актуальна в старом фонде: жилые дома, поликлиники, больницы, учебные заведения, а также в сфере транспортного обслуживания, в учреждениях культуры.
Работа в этом направлении долгое время не осуществлялась, и поэтому создание доступности этих объектов требует поэтапного решения, комплексного подхода и значительных финансовых вложений.
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в городе проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в данном направлении. Однако необходим комплексный подход, охватывающий различные категории инвалидов.
Не меньшей проблемой является и отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, охватывающего не только инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и инвалидов с нарушением зрения и слуха.
Эти самые глобальные проблемы влекут за собой ряд других - невозможность попасть в социально значимые объекты в городе, получить свободный доступ к услугам здравоохранения, образования, культуры и т.п.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без создания доступной среды для инвалидов, что позволит им реализовывать свои права, будет способствовать их полноценному участию в жизни страны, а также без оказания им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, включая реабилитационные и социальные услуги, без материальной и иной поддержки. Своевременное удовлетворение инвалидами индивидуальных потребностей способствует компенсации имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, созданию равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах.
Реабилитация, социальная адаптация и создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность зависит от участия в нем соответствующих специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов в сфере культуры, реабилитации инвалидов. В ходе реализации этого процесса необходимо взаимодействие ученых и практиков, специалистов государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.
Для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории города Таганрог была принята долгосрочная целевая программа "Доступная среда на 2013 - 2015 годы". В рамках реализации данной долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации города Таганрога от 29.03.2013 N 950, в 2013 году осуществляются мероприятия по проведению паспортизации и классификации действующих объектов социальной инфраструктуры с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг.
Также принято постановление Администрации города Таганрога от 19.04.2013 N 1243 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов", в рамках которого утверждены перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих паспортизации.
Управлением социальной защиты населения г. Таганрога организована работа по паспортизации и классификации с составлением описей в соответствии с утвержденным перечнем действующих объектов социальной инфраструктуры с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; по формированию карт доступности объектов и услуг в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности с привлечением представителей от социальных инфраструктур муниципального образования, архитектуры и градостроительства, общественных организаций инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, во исполнение долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" в 2013 году Управлением социальной защиты населения г. Таганрога обследовано 102 объекта социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной и областной собственности, из них: 4 объекта оказались приспособлены для доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, 98 - не приспособлены для нужд инвалидов.
Реализация мероприятий, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на территории города Таганрога, позволит к 2020 году добиться позитивного изменения данной ситуации.
Прогноз развития рассматриваемой сферы социально-экономического развития выполнен исходя из наиболее актуальных факторов, оказывающих прямое или косвенное негативное влияние на современное состояние доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, определены задачи муниципальной программы. Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в необходимых ресурсах для их реализации, а также определены последовательность и сроки их выполнения.
Предусматривается осуществление:
мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов), обеспечивающих достижение намеченных целей;
корректировки содержания и сроков реализации указанных мероприятий, а также ресурсов, привлекаемых для их выполнения, в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы.
Таким образом, данный вариант решения проблемы обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Таганроге.
Характер муниципальной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления муниципальной программой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
недостаточная гибкость и адаптируемость муниципальной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов муниципальной власти;
дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках муниципальной программы;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов в рамках реализации мероприятий муниципальной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий муниципальной программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование. Участники муниципальной программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
определение организационной структуры управления реализацией муниципальной программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации муниципальной программы является взаимосвязь ее планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки. Принятие управленческих решений в рамках муниципальной программы осуществляется с учетом информации, поступающей от ее участников. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации муниципальной программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы позволит в целом повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, оборудованных с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения бесплатной информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения, условий жизнедеятельности и обеспечение их социальной интеграции в общество.
С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения целью муниципальной программы стало обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) на территории города Таганрога.
Для достижения указанной цели должно быть обеспечено решение следующей задачи: формирование к 2020 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Решение данной задачи характеризуется достижением следующих показателей (индикаторов):
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов, проживающих в городе Таганроге с 7% в 2014 году до 80% к 2020 году;
увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры с 20% в 2015 году до 80% к 2020 году.
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы, ее подпрограмм и их значения по годам реализации приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации муниципальной программы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий;
минимизацию количества показателей (индикаторов);
наличие формализованных методик расчета значений показателей.
Сведения о методике расчета показателей (индикаторов) муниципальной программы приведены в приложении N 4 к муниципальной программе.
Решение задач муниципальной программы будет осуществляться с 2014-го по 2020 годы в два этапа:
1-й этап - 2014 - 2016 годы;
2-й этап - 2017 - 2020 годы.
3. Обоснование выделения подпрограмм муниципальной программы, перечень основных мероприятий муниципальной программы
На 1-м этапе реализации муниципальной программы предполагается провести необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, выполнить обследование и паспортизацию этих объектов, принять решения о реализации мероприятий по обеспечению доступности указанных объектов и услуг, определить объем необходимых средств.
На 2-м этапе предполагается проведение работ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В результате реализации основных мероприятий в рамках подпрограммы 1 "Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения" будет определена приспособленность объектов и услуг для обеспечения доступности инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Мероприятия подпрограммы 1 муниципальной программы нацелены на формирование доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Организации независимо от организационно-правовой формы должны учитывать требования доступности для инвалидов объектов и услуг, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами, предусматривающими в том числе возможность необходимых модификаций и коррекции способов обеспечения доступности, учитывающих особенности деятельности этих организаций.
В рамках подпрограммы 2 "Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество" будет осуществляться реализация мероприятий по реабилитации инвалидов с целью обеспечения равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности и социальной интеграции в общество.
Таким образом, решение задач муниципальной программы позволит:
оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;
повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Характеристика основных мероприятий муниципальной программы представлена в приложении N 5 к муниципальной программе.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 26 сентября 2014 г. N 3068 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Информация по ресурсному обеспечению муниципальной программы
Ресурсное обеспечение муниципальной программы осуществляется за счет средств городского бюджета в объемах, предусмотренных муниципальной программой и утвержденных Решением Городской Думы города Таганрога от 20.12.2013 N 617 "О бюджете муниципального образования "Город Таганрог" на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов".
Объем средств, необходимый для финансирования муниципальной программы в 2014 - 2020 годах, составляет всего 34 671,1 тыс. рублей из средств местного бюджета, в том числе:
2014 год - 8 119,1 тыс. рублей;
2015 год - 8 029,0 тыс. рублей;
2016 год - 3 659,0 тыс. рублей;
2017 год - 3 716,0 тыс. рублей;
2018 год - 3 716,0 тыс. рублей;
2019 год - 3 716,0 тыс. рублей;
2020 год - 3 716,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования муниципальной программы подлежат ежегодной корректировке при формировании городского бюджета.
5. Методика оценки эффективности муниципальной программы
5.1. Эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы) оценивается ежегодно на основе целевых показателей и индикаторов, предусмотренных приложением N 3 к муниципальной программе, исходя из соответствия фактических значений показателей (индикаторов) их целевым значениям, а также уровнем использования средств федерального и областного
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.