Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Подпрограмма "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Ростовской области"
10.1. Паспорт подпрограммы "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Ростовской области"
10.2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 5
Возможность обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, к гарантированному объему государственных и муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области.
В действующих условиях основными элементами перераспределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области являются передача в местные бюджеты единых и дополнительных нормативов отчислений от налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета, и предоставление межбюджетных трансфертов.
Статьями 61, 61.1, 61.2, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены виды налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты. Объем средств, полученных местными бюджетами Ростовской области от этих доходов в 2012 году, составил 24,3 млрд. рублей или 65 процентов от общего размера налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Вместе с тем этих средств недостаточно для выполнения органами местного самоуправления своих расходных обязательств. В 2012 году на эти цели местные бюджеты направили 42 млрд. рублей.
Таким образом, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации налоговые и неналоговые доходы позволили покрыть потребность в средствах местных бюджетов только на 57,9 процента.
В качестве мер государственного регулирования, начиная с 2008 года, Ростовская область активно пользуется предоставленным статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации правом передачи в бюджеты муниципальных образований Ростовской области части областных налогов.
В разные периоды местным бюджетам были переданы нормативы от: транспортного налога (2008 - 2011 годы), налога на имущество организаций (до 1 января 2013 г.), единого сельскохозяйственного налога (до 1 января 2013 г.), налога на прибыль организаций (с 2010 года), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
За 2008 - 2012 годы за счет этих источников в местные бюджеты дополнительно поступило 23,8 млрд. рублей (в 2012 году - 4,5 млрд. рублей) или 14,8 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Ростовской области.
На предстоящий период в действующих условиях меры государственного регулирования в виде передаваемых местным бюджетам отчислений от областных налогов оцениваются в общем объеме 15,1 млрд. рублей, в том числе на 2014 год - 4,6 млрд. рублей, на 2015 год - 5,0 млрд. рублей, на 2016 год - 5,5 млрд. рублей, на 2017 - 2020 годы - 24,0 млрд. рублей.
Вместе с тем принимаемые на федеральном уровне решения по перераспределению расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетов без соответствующих компенсаций сокращают возможности по расширению мер государственного регулирования. Так, в 2012 - 2013 годах с муниципального на региональный уровень были переданы полномочия по финансовому обеспечению организации оказания медицинской помощи населению без соответствующей компенсации средств на их реализацию.
В тоже время в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут рассматриваться вопросы передачи в местные бюджеты нормативов отчислений от налогов, ранее зачислявшихся в областной бюджет, в целях повышения их обеспеченности собственными доходами, с учетом принимаемых решений на федеральном уровне по перераспределению расходных полномочий и доходных источников.
Кроме этого, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов и городских округов Ростовской области поступает часть областной доли налога на доходы физических лиц в виде законодательно установленных единых нормативов отчислений, а также дополнительных нормативов, частично заменяющих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2012 году это составило 8,1 млрд. рублей или 21,6 процента от общего размера налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Ростовской области. На период 2014 - 2016 годов объем этих средств оценивается в сумме 26,3 млрд. рублей, в том числе 2014 год - 7,7 млрд. рублей, 2015 год - 8,9 млрд. рублей, 2016 год - 9,7 млрд. рублей. На 2017 - 2020 годы - 38,8 млрд. рублей.
В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование вопросов нормативно-правового регулирования в системе предоставления межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты в Ростовской области предоставляются в форме дотаций (7,2 процента от общего объема межбюджетных трансфертов в 2012 году, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (5,5 процента), субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (22 процента), субвенций на переданные органам местного самоуправления государственные полномочия (62,3 процента) и иных межбюджетных трансфертов (8,5 процента).
Прогнозом развития сферы реализации Подпрограммы 5 предусматривается рассмотрение вопросов:
постепенного повышения роли дотаций бюджетам муниципальных образований области в общих объемах финансовой помощи с целью обеспечения большей самостоятельности органов местного самоуправления Ростовской области и повышения их ответственности за результаты деятельности;
повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности, а также эффективности предоставления и использования целевых межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий, поскольку они предоставляются на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления.
Основным риском реализации Подпрограммы 5 может стать перераспределение на федеральном уровне расходных полномочий и доходных источников между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Управление рисками будет осуществляться на основе анализа федеральных нормативных правовых актов. В случае необходимости будут подготавливаться предложения по компенсации дополнительных расходов и выпадающих доходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня.
10.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Подпрограммы 5
Основным приоритетом реализации Подпрограммы 5 является совершенствование подходов к предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ростовской области с целью повышения эффективности их предоставления и использования.
Целью Подпрограммы 5 является обеспечение эффективного распределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Для реализации указанной цели необходимо решить задачи по совершенствованию форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, актуализации нормативно-правового регулирования в сфере межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области.
Показателями реализации Подпрограммы 5 являются:
1) объемы единых, дополнительных и дифференцированных нормативов отчислений от отдельных налогов, тыс. рублей;
2) темп роста объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов в "денежной" форме, процентов;
3) доля дотаций, субсидий и субвенций, распределяемых по утвержденным методикам, в общем объеме дотаций, субсидий и субвенций, процентов.
Значения и методика расчета показателей Подпрограммы 5 приведены в приложениях N 1 и N 6 к государственной программе.
Значения показателей Подпрограммы 5 могут быть уточнены в зависимости от изменения показателей социально-экономического развития Ростовской области и параметров областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Подпрограммы 5 являются:
передача в местные бюджеты доходов по единым, дополнительным и дифференцированным нормативам отчислений от отдельных налогов;
неснижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в "денежной" форме;
увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, в том числе за счет стимулирования роста через совершенствование порядка выравнивания бюджетной обеспеченности;
повышение объемов дотаций, предоставляемых местным бюджетам, в общих объемах финансовой помощи;
распределение дотаций, субсидий и субвенций по утвержденным методикам в полном объеме;
оптимизация количества субсидий из областного бюджета местным бюджетам.
Реализация Подпрограммы 5 позволит обеспечить снижение рисков несбалансированности бюджетов муниципальных образований Ростовской области и повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ростовской области.
Период реализации Подпрограммы 5 - 2014 - 2020 годы.
В силу постоянного характера решаемых в рамках Подпрограммы 5 задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
10.4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 5
Решение задач Подпрограммы 5 обеспечивается реализацией следующих основных мероприятий (приложение N 2 к государственной программе).
1) Передача в местные бюджеты единых нормативов отчислений от налогов, которые ранее являлись доходами областного бюджета.
В рамках данного мероприятия предусматривается передача в местные бюджеты единых нормативов отчислений от налогов, ранее зачислявшихся в областной бюджет, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 3(1) Областного закона от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
Передача вышеуказанных нормативов будет осуществляться с учетом принимаемых на федеральном уровне решений о перераспределении расходных обязательств и доходных источников между уровнями бюджетной системы, а также с учетом изменений объема и структуры местных бюджетов.
2) Передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц.
В рамках данного мероприятия предусматривается передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в соответствии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Областного закона от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
Передача вышеуказанных нормативов будет осуществляться взамен расчетного размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
3) Передача в местные бюджеты дифференцированных нормативов отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
В рамках данного мероприятия предусматривается передача в местные бюджеты дифференцированных нормативов отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 3(2) Областного закона от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.
4) Актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ростовской области.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе сохранится важность межбюджетных отношений и их влияние как на устойчивость бюджетов муниципальных образований Ростовской области, так и на муниципальное развитие в целом. Поэтому особую актуальность приобретает актуализация порядка оказания финансовой помощи местным бюджетам.
В рамках данного мероприятия предусматривается повышение нецелевых дотаций в общих объемах финансовой помощи, предоставляемой местным бюджетам, в том числе путем возможной оптимизации части субсидий из областного бюджета.
Также планируется рассмотреть возможность поддержки финансирования отдельных направлений деятельности текущего характера органов местного самоуправления, осуществляемых в настоящее время за счет субсидий из областного бюджета, через механизм консолидации субсидий.
5) Повышение эффективности предоставления и расходования межбюджетных субсидий.
В рамках данного мероприятия предусматривается мониторинг выполнения главными распорядителями средств областного бюджета требований нормативно-правовых актов Ростовской области по вопросам предоставления и расходования межбюджетных субсидий, а также совершенствование нормативно-правовых актов в части повышения эффективности использования субсидий областного бюджета.
Подпрограммой 5 не предусматривается реализация ведомственных целевых программ.
10.5. Информация по ресурсному обеспечению Подпрограммы 5
Реализация мероприятий Подпрограммы 5 не требует финансового обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.