Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела I "Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности"
2.1. В первом разделе доклада должна быть представлена структура стратегических целей, тактических задач, муниципальных программ и показателей, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах деятельности главных распорядителей.
2.2. Требования к формированию стратегических целей главного распорядителя:
2.2.1. Стратегические цели главных распорядителей должны соответствовать приоритетам государственной и областной политики, а также стратегии социально-экономического развития города Новошахтинска на период до 2020 года.
2.2.2. Совокупность стратегических целей должна охватывать все направления деятельности главных распорядителей. Следовательно, определение приоритетных стратегических целей для планового периода должно осуществляться исходя из нормативных правовых актов, определяющих основные задачи и принципы политики города в сфере компетенции главных распорядителей, - Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, посланий Президента Российской Федерации, в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, Правительства Ростовской области и муниципальных правовых актов города Новошахтинска.
2.2.3. Количество стратегических целей, как правило, не должно превышать пяти.
2.2.4. При определении стратегических целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
специфичность (стратегические цели должны соответствовать компетенции главных распорядителей);
измеримость (достижение стратегической цели можно проверить с помощью учитываемых показателей конечных общественно важных результатов);
достижимость (стратегические цели должны быть потенциально достижимы).
2.2.5. Формулировка стратегической цели должна быть краткой и ясной, не должна являться функцией или мероприятием, реализуемым главным распорядителем, а также содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной стратегической цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели.
2.2.6. Правильно сформулированная система стратегических целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения.
2.2.7. Для каждой стратегической цели в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее достижения в отчетном и плановом периодах.
2.3. Требования к формированию тактических задач главных распорядителей:
2.3.1. Тактические задачи представляют собой конкретизацию направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей. Достижение стратегической цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из стратегических целей главных распорядителей. Для каждой из стратегической целей следует сформировать, как правило, не более 7-ми тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности главных распорядителей, необходимые для достижения соответствующей стратегической цели. Следует избегать постановки тактических задач, направленных на обеспечение деятельности самих главных распорядителей.
2.3.2. Совокупность тактических задач по каждой стратегической цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения стратегической цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения стратегической цели).
2.3.3. Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения стратегической цели, для достижения которой выделяется тактическая задача.
2.3.4. Для каждой тактической задачи в докладе должны быть приведены показатели, характеризующие степень ее решения в отчетном и плановом периодах.
2.3.5. В случае, если решение тактической задачи требует специальных действий со стороны других главных распорядителей, при описании тактической задачи необходимо сформулировать межведомственные задачи для тех главных распорядителей, от которых зависит решение данной задачи.
2.3.6. Межведомственной задачей является тактическая задача, решение которой невозможно без дополнительных действий со стороны других главных распорядителей, являющихся соисполнителями, и требующая координации и организации со стороны главного распорядителя, являющегося ответственным за составление доклада. Ответственность за решение межведомственной задачи, включая достижение целевых значений показателей задачи, а также за организацию согласования действий с другими главными распорядителями, несет главный распорядитель, являющийся ответственным за составление доклада.
2.4. Требования к информации о реализации муниципальных программ, включаемой в доклад:
2.4.1. В случае, если одним из способов или инструментов решения конкретной тактической задачи главных распорядителей являются муниципальные программы, в докладе приводятся муниципальные программы (с подпрограммами, основными мероприятиями), по которым главные распорядители утверждены ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками.
2.4.2. Для каждой муниципальной программы необходимо указать:
наименование муниципальной программы;
сроки реализации муниципальной программы;
перечень показателей муниципальной программы, отражающих ее вклад в достижение той тактической задачи, на достижение которой они направлены;
основные мероприятия муниципальной программы, направленные на решение конкретной тактической задачи.
2.4.3. В случае, если муниципальная программа направлена на реализацию нескольких тактических задач главных распорядителей, информация в соответствии с требованиями подпункта 2.4.2. пункта 2.4. настоящего раздела приводится под каждой тактической задачей с тем перечнем показателей, которые отражают степень реализации конкретной тактической задачи.
Перечень показателей муниципальной программы в рамках нескольких тактических задач главных распорядителей не должен повторяться.
2.5. Требования к формированию системы показателей, характеризующих степень достижения стратегических целей, решения тактических задач и реализации муниципальных программ главных распорядителей:
2.5.1. Стратегические цели, тактические задачи и муниципальные программы должны быть измеримыми. Степень их достижения оценивается с помощью системы показателей, которая должна информировать Мэра города и заместителей Главы Администрации города о результатах деятельности главных распорядителей и давать оценку степени достижения поставленных перед ними целей.
С этой целью в данном разделе доклада и в таблице, предоставляемой по форме согласно приложению N 1 к положению о порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, утвержденному настоящим постановлением, должна быть представлена система необходимых показателей.
2.5.2. При разработке системы показателей по каждой стратегической цели и тактической задаче должны быть приведены до пяти показателей. В случае использования большего их числа необходимо разделить показатели на основные и дополнительные. По каждой муниципальной программе приводятся показатели (не более пяти), направленные на реализацию конкретной тактической задачи.
2.5.3. Включаемые в систему показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатели должны непосредственно характеризовать прогресс в достижении стратегической цели или решении тактической задачи и охватывать все существенные аспекты достижения стратегической цели или решения тактической задачи;
объективность (точность) - показатели не должны приводить к искажению деятельности главных распорядителей, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки;
однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным периодом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год);
принадлежность - один и тот же показатель (в том числе и показатель муниципальной программы) не может характеризовать достижение различных стратегических целей и тактических задач главных распорядителей;
определенность - наименование показателя не должно быть сформулировано как действие.
2.5.4. В случае возникновения сложности при расчете показателя стратегической цели или тактической задачи, к тексту доклада должна быть приложена методика расчета по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.5.5. В таблице, предоставляемой по форме согласно приложению N 1 к Положению о порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей, утвержденному настоящим постановлением, по каждому показателю необходимо указать:
нумерацию показателя согласно указанной форме;
фактическое значение за год, предшествующий отчетному;
плановое (указанное в предыдущем докладе) и фактическое значения за отчетный год;
плановое и ожидаемое (прогнозируемое) значения на текущий год;
планируемые значения на каждый год планового периода;
целевое значение;
год достижения целевого значения (не должен превышать срок достижения стратегической цели, решения тактической задачи, реализации муниципальной программы).
Целевое значение показателя может устанавливаться с учетом и на основе:
значения аналогичного показателя муниципальных программ;
значений показателя за прошлые периоды;
метода прямого счета, когда целевое значение устанавливается на уровне, означающем, что проблема, породившая какую-то задачу, полностью решена.
2.5.6. В докладе следует привести обоснование уровня целевого значения каждого из показателей, а также оценить риски внешних (не зависящих от главного распорядителя) факторов, воздействующих на этот уровень.
2.5.7. В текстовой части доклада по каждому показателю стратегической цели или тактической задачи необходимо провести анализ динамики значений показателя по годам отчетного и планового периодов.
Если плановое и фактическое значения показателя за отчетный период не совпадают, то в докладе приводится описание причин данного отклонения.
Если плановое значение показателя за отчетный год в предоставляемом докладе отличается от планового значения показателя той же стратегической цели (тактической задачи, муниципальной программы), зафиксированной в докладе прошлого года, то в докладе дается обоснование изменения планового значения.
2.5.8. По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей стратегической цели или тактической задачи, а также показателями разных лет должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделить две группы факторов:
внутренние факторы (на которые главные распорядители могли влиять);
внешние факторы (на которые главные распорядители не могли влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
2.5.9. При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых значений показателей отдельно необходимо указать влияние, которое было оказано на их достижение другими главными распорядителями.
2.5.10. Для каждой группы факторов по возможности проводится оценка ее влияния на отклонение фактических значений показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
2.5.11. По результатам факторного анализа обосновывается изменение стратегических целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование муниципальных программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
2.6. При формировании данного раздела доклада главный распорядитель обязан обеспечить преемственность стратегических целей, тактических задач и показателей деятельности из докладов, разработанных и утвержденных ранее.
Отклонения в разрабатываемых докладах (в виде изменения состава стратегических целей, тактических задач и показателей) допускаются лишь в случаях:
изменения стратегических целей развития города на планируемый период;
изменения полномочий главного распорядителя;
выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных в докладе показателей деятельности главного распорядителя.
В случае наличия в докладе таких изменений главный распорядитель должен привести обоснование причин их внесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.