Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния в сфере поддержки и социальной защиты инвалидов Ростовской области
Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти является поддержка и социальная защита инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Международная классификация) доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 N 122-ФЗ, "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 327-ФЗ, определены требования к органам власти и организациям, независимо от организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Численность инвалидов в Ростовской области составляет 369,6 тыс. человек, в том числе 20,3 тыс. человек - инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, 11,2 тыс. человек - инвалиды по зрению, 3,8 тыс. человек - инвалиды по слуху. Доля инвалидов в общей численности населения Ростовской области составляет 8,2 процента.
В результате проведения медико-социальной экспертизы федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" в 2012 году проведено 161 286 освидетельствований граждан на предмет установления инвалидности; при этом признаны инвалидами 131 866 человек из них: первично - 18 344 человека, повторно - 113 522 человека.
За I полугодие 2013 г. в Ростовской области проведено 77 139 освидетельствований граждан на предмет установления инвалидности; при этом признаны инвалидами 62 528 человек, из них: первично - 10 447 человек, повторно - 52 080 человек.
Таким образом, в целом число освидетельствованных граждан и признанных инвалидами в 2013 году сократилось на 5,2 процента по сравнению с предыдущим периодом.
Одной из самых больших проблем в регионе остается неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства, и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения.
Однако большое количество инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, проживают в домах старого образца, не приспособленных для их жизнедеятельности. Зачастую оборудовать такие дома пандусами или иными средствами, позволяющими людям с ограниченными возможностями свободно выходить из дома, сложно, а иногда просто невозможно, не нарушая при этом установленные СНиПы.
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в Ростовской области проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в регионе в данном направлении. Однако необходим комплексный подход, охватывающий различные категории инвалидов.
В сфере образования большой проблемой является воспитание и обучение детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В Ростовской области организовано дистанционное обучение для детей-инвалидов, однако это не позволяет в полной мере организовать образовательный процесс совместно со здоровыми детьми.
При организации спортивных и культурных мероприятий для инвалидов в области сталкиваются с отсутствием квалифицированных кадров, способных организовать процесс. Прежде всего, это обусловлено недостаточным финансированием данных сфер деятельности.
Не меньшей проблемой является и отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, охватывающего не только инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и инвалидов с нарушением зрения и слуха. В настоящее время в этом направлении ведется работа.
Эти самые глобальные проблемы влекут за собой ряд других - невозможность попасть в социально значимые объекты в регионе, получить свободный доступ к услугам здравоохранения, образования, культуры и т.п.
В современных условиях поддержание активности инвалидов в сфере труда, образования, общественной деятельности, в культурно-досуговой сфере представляется не только как форма удовлетворения индивидуальных потребностей инвалидов, но и как укрепление человеческого потенциала страны и его социально-экономического развития.
Полноценная жизнедеятельность большинства инвалидов невозможна без оказания им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.
В категорию людей, которые нуждаются в доступной среде, может попасть не только человек с инвалидностью, есть и другие маломобильные категории. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому доступная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без создания доступной среды для инвалидов, что позволит им реализовывать свои права и будет способствовать их полноценному участию в жизни страны, а также без оказания им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, включая реабилитационные и социальные услуги, без материальной и иной поддержки. Своевременное удовлетворение инвалидами индивидуальных потребностей способствует компенсации имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, созданию равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах.
Реабилитация, социальная адаптация и создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность зависит от участия в нем соответствующих специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов в сфере культуры, реабилитации инвалидов. В ходе реализации этого процесса необходимо взаимодействие ученых и практиков, специалистов государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.
Для повышения качества жизни инвалидов, обеспечения условий их жизнедеятельности на территории Ростовской области была принята Областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2014 годы".
В рамках реализации названной долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 15.09.2010 N 184, в 2013 году реализуется мероприятие по проведению паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг.
В рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью обеспечения доступности для инвалидов" утверждены перечни объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации, подлежащих паспортизации.
Органами исполнительной власти Ростовской области и муниципальными образованиями организована работа по направлениям деятельности:
по паспортизации и классификации с последующим составлением описей в соответствии с утвержденным перечнем действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов;
по формированию карт доступности объектов и услуг в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности с привлечением представителей социальных инфраструктур муниципальных образований, архитектуры и градостроительства, общественных организаций инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Составлены графики обследования объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации, находящихся в муниципальной и областной собственности.
Кроме того, во исполнение Областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2014 годы" в 2012 году министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с муниципальными образованиями Ростовской области обследованы 2 882 объекта социальной инфраструктуры, находящихся в собственности Ростовской области, из них:
924 объекта приспособлены для доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения;
1958 объектов не приспособлены для нужд инвалидов.
Разработана проектно-сметная документация для создания доступности в областных учреждениях культуры.
Реализация мероприятий, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на территории Ростовской области, позволит к 2020 году добиться позитивного изменения ситуации, связанной с доступной средой для инвалидов.
Реализация государственной программы позволит в целом повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, оборудованных с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения бесплатной информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения, условий жизнедеятельности и обеспечение их социальной интеграции в общество.
Проведенный в 2013 году министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с общественными организациями инвалидов социологический опрос инвалидов, проживающих в Ростовской области, показал, что объекты социальной инфраструктуры частично оборудованы для свободного доступа маломобильных групп населения.
Большинство пандусов установлены с нарушениями требований СНиП 35-01-2001: угол наклона превышает установленную норму в 8 градусов, пандусы не оборудованы поручнями, установленные швеллера не позволяют заехать на колясках различного типа.
Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605 СНиП 35-01-2001 признаны утратившими силу с 1 января 2013 г. Введена актуализированная редакция документа с шифром СП 59.13330.2012
Во многих зданиях старой постройки инвалид-колясочник не имеет возможности попасть в помещение выше первого этажа.
Входные группы, коридоры и санитарно-бытовые помещения по своему оборудованию не соответствуют установленным требованиям.
Требования по доступной среде к тротуарам, бордюрному камню, местам для стоянок автотранспорта инвалидов соблюдаются в единичном исполнении.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Прогноз развития рассматриваемой сферы социально-экономического развития выполнен исходя из наиболее актуальных факторов, оказывающих прямое или косвенное негативное влияние на современное состояние доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, определены задачи государственной программы. Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в ресурсах, необходимых для их реализации, а также определены последовательность и сроки выполнения мероприятий.
В отношении мероприятий государственной программы предусматривается осуществление:
мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов), обеспечивающих достижение намеченных целей;
корректировки содержания и сроков реализации указанных мероприятий, а также ресурсов, привлекаемых для их выполнения, в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию.
Таким образом, данный вариант решения проблемы обеспечит создание условий для устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ростовской области.
Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках государственной программы;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов при реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
В рамках реализации государственной программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации, в том числе для подпрограмм государственной программы:
1. Финансовый риск реализации государственной программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального и областного бюджетов.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.
2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач государственной программы, и меры по их минимизации предпринимаются министерством труда и социального развития Ростовской области при управлении государственной программой. Участниками государственной программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий государственной программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными участниками государственной программы результатов.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий государственной программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование (участники государственной программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения);
определение организационной структуры управления реализацией государственной программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации государственной программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки государственной программы.
Принятие управленческих решений в рамках государственной программы осуществляется с учетом информации, поступающей от ее участников.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации государственной программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.