Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния транспортной системы Ростовской области
Транспорт является системообразующей отраслью, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры Ростовской области.
Тенденции развития экономики и социальной сферы Ростовской области, ее стратегические интересы являются обоснованной базой определения перспектив, стратегических целей и динамики развития транспортного комплекса Ростовской области.
Экономическая специализация промышленности и сельского хозяйства, территориальная дифференциация социальных условий жизни обуславливают пространственные особенности функционирования транспорта региона, формируют специфику межрегиональных транспортных связей.
Благодаря геополитическому положению Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом для перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении. Использование транзитного потенциала области в системе развивающихся международных транспортных коридоров является не только приоритетом развития региональной транспортной системы, но и условием интенсификации экономической деятельности Ростовской области.
Схема международных транспортных коридоров (далее - МТК) в Ростовской области включает в себя: МТК N 9 (Критский): Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва - Воронеж - Ростов - Краснодар - Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115, проходящей по тому же маршруту; МТК N 3: Берлин - Дрезден - Киев; МТК N 4: Вена - Будапешт - Бухарест - Кишинёв; МТК N 9-б: Клайпеда (Калининград) - Киев - Харьков - Ростов-на-Дону; МТК N 7: Дунайский воднотранспортный коридор Дунай - Азово-Черноморская акватория - Дон - Волга - Каспий, а также транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:
водным путем по маршруту Каспийское море - Волга - Волго-Донской канал - р. Дон - Азовское - Черное моря;
железнодорожным ходом: Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск;
автомобильной магистралью Е-40: Харьков - Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань.
Транспортно-дорожный комплекс - одна из ведущих отраслей экономики Ростовской области, на долю которой приходится более 10 процентов валового регионального продукта. На транспортную сферу Ростовской области приходится около 30 процентов занятых в транспортном комплексе Южного федерального округа.
Высокий уровень развития производительных сил, специализация на производстве многих видов грузоемкой продукции (угольная и металлургическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство), особенности экономико-географического положения Ростовской области на пересечении транспортных коммуникаций из центральных регионов России, Украины, стран Балтии, Белоруссии к портам Азово-Черноморского бассейна и Каспийского моря, а также геополитические изменения на постсоветском пространстве предопределили формирование здесь одного из наиболее развитых транспортно-дорожных комплексов Российской Федерации.
Объем перевозок и их структура определяются количественными и качественными характеристиками внешнеэкономических (экспортно-импортных), межрегиональных, транзитных связей, а также внутриобластного товарообмена.
В связи с приграничным положением Ростовской области, внешнеторговой ориентацией значительной части субъектов хозяйствования и, соответственно, весомой долей международного транзита в общем объеме перевозок внешнеэкономические связи оказывают существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру Ростовской области.
Через территорию Ростовской области обеспечиваются внешнеторговые поставки экспортно-импортных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и Каспийского моря.
В сфере внешнеэкономической деятельности Ростовская область занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации юга России и занимает второе место после Краснодарского края, в том числе по экспортным поставкам - 28,0 процента, а по импорту - 43,5 процента.
Наиболее тесные межрегиональные экономические связи Ростовской области сформировались с пограничными и близлежащими регионами Южного, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Достаточно интенсивные хозяйственные связи Ростовская область имеет с Центральным, Северо-Западным и Уральским федеральными округами.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли внутриобластных перевозок, на территории области осуществляется порядка 65 процентов общего грузового обмена области. Внутриобластной обмен представлен практически всеми видами грузов. Наибольший удельный вес приходится на минерально-строительные материалы, каменный уголь, продовольственные грузы. На их долю приходится более 60 процентов всех внутриобластных перевозок грузов.
Транспортная инфраструктура является основой экономического развития региона и от того, насколько состояние инфраструктуры соответствует реальным требованиям времени, зависит благосостояние. В целях более полного удовлетворения спроса на грузовые и пассажирские перевозки, а также улучшения транспортного обслуживания населения и развития транспортной инфраструктуры на территории Ростовской области ведется реализация приоритетных инвестиционных проектов.
Несмотря на высокий уровень развития транспортной системы города Ростова-на-Дону, сложились диспропорции между темпами развития транспортной инфраструктуры и жилого, общественного и других видов строительства.
Избыток мест приложения труда в центральной зоне города и расселение населения в основном в периферийной зоне определяют устойчивые центростремительные пассажирские потоки и на расчетный срок данная тенденция сохраняется.
Современный уровень развития улично-дорожной сети не соответствует потребностям города:
основные магистрали перегружены транспортными потоками;
центр города по совокупности критериев характеризуется неудовлетворительными условиями движения транспорта;
отсутствует система магистралей, способная обеспечить реализацию транспортных связей с высокими скоростями движения.
Рост парка автомобилей особенно активизировался в последние несколько лет. Этот процесс повысил мобильность населения и увеличил долю перевозок на индивидуальном транспорте, которая составляет до 40 процентов от общего объема пассажирских перевозок в городе.
Максимальные пассажирские потоки формируются на основных магистралях, соединяющих северные и западные районы города с центром, размеры движения на городском пассажирском транспорте (далее - ГПТ) достигают более 200 маш./час в каждом направлении, что приводит к значительным задержкам подвижного состава на остановочных пунктах, ухудшению условий работы ГПТ, всех видов транспорта, транспортного обслуживания пассажиров.
Наземный городской пассажирский транспорт по данным направлениям работает на пределе пропускной способности, пассажиропотоки достигают 13,0 тыс. пассажиров в час.
Общие затраты времени на поездку достигают 55 минут при нормативных 35 минутах.
Отставание развития транспортной системы города может стать тормозом социально-экономического развития города Ростова-на-Дону и Ростовской области.
В сложившихся условиях для обеспечения высокого уровня развития города Ростова-на-Дону, как столицы Федерального округа, необходимо проведение мероприятий по развитию улично-дорожной сети и созданию системы скоростного внеуличного транспорта.
Учитывая вышеизложенное, а так же намечаемое развитие города Ростова-на-Дону, в том числе прогноз пассажиропотоков по основным направлениям его развития, которые могут составить от 15,0 до 24,0 тыс. человек в час в одном направлении, в качестве основной системы скоростного внеуличного транспорта планируется создание метрополитена как опоры транспортной системы города, в сочетании с взаимоувязанным развитием других видов транспорта.
Реализация строительства системы метрополитена позволит достигнуть следующих показателей:
1. В сфере городского пассажирского транспорта:
общие затраты времени жителя на комплексную поездку по городу с использованием метрополитена составят 30 - 35 минут;
доступность центра города из периферийных районов на наземном транспорте сократится с 65 - 70 минут до 35 - 40 минут;
объемы пассажироперевозок и работа наземного общественного транспорта в час "пик" сократится ориентировочно на 40 процентов по сравнению с вариантом без сооружения сети метрополитена.
2. В сфере легкового автотранспорта:
общегородской пробег легкового автотранспорта снижается на 15 процентов;
улично-дорожная сеть будет работать практически без перегрузки, протяженность перегруженных участков сокращается с 48 км до 4 км и средняя скорость движения на легковом транспорте возрастает с 29 до 42 км/час.
среднее время поездки с использованием автомобиля сокращается с 25,1 минуты до 21,7 минут, временная доступность центра города достигает 27,0 минуты;
ожидается снижение и стабилизация перевозок индивидуальным транспортом на уровне 35 процентов от общего объема пассажироперевозок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.