Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2014 г. N 883 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы
С каждым годом роль бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики в Ростовской области непрерывно возрастает, что связано с проводимой долгосрочной бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, концентрации средств на решение социальных и экономических задач, повышение эффективности бюджетного процесса.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Ростовской области, устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Основными результатами реализации бюджетных реформ последних лет стали:
формирование и исполнение областного и местных бюджетов по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам;
внедрение в бюджетный процесс среднесрочного бюджетного планирования;
использование единого программного продукта министерством финансов Ростовской области для обеспечения бюджетного процесса;
применение программно-целевого метода бюджетного планирования и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, посредством формирования долгосрочных целевых программ, реестров расходных обязательств, докладов о результатах и основных направлений деятельности, государственных заданий на оказание государственных услуг;
переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;
финансовое обеспечение реформы и развития местного самоуправления;
осуществление планирования и исполнения областного бюджета с применением электронного документооборота.
В 2010 - 2012 годах в Российской Федерации и Ростовской области была проведена реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.
В полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В новом статусе начали осуществлять деятельность более 4 тысяч бюджетных учреждений. Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления услуг населению.
Непрерывно совершенствуется региональное налоговое законодательство в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
Актуализированы подходы к распределению муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов, их объем увеличен, сформирована система грантов для местного самоуправления.
В целях оценки качества управления региональными финансами Министерством финансов Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг деятельности регионов по управлению общественными финансами. По его результатам Ростовской области третий год подряд присваивается высшая, I степень, качества управления региональными финансами.
Результатом проведенной работы стало формирование целостной системы управления государственными финансами Ростовской области, характеризующейся следующими показателями.
Таблица
Основные показатели
консолидированного бюджета Ростовской области
Показатель |
2009 год факт |
2010 год факт |
2011 год факт |
2012 год факт |
2013 год план |
Доходы (млрд. руб.) |
112,4 |
123,2 |
134,3 |
152,5 |
161,5 |
Расходы (млрд. руб.) |
117,4 |
125,4 |
137,7 |
152,4 |
178,6 |
Профицит (+), дефицит (-) (млрд. руб.) |
-5,0 |
-2,2 |
-3,4 |
0,1 |
-17,1 |
Среднедушевой доход (тыс. руб.) |
26,6 |
29,2 |
31,9 |
35,8 |
37,9 |
Бюджет Ростовской области входит в число 11 крупнейших региональных бюджетов Российской Федерации.
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области относительно уровня 2011 года.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области за 2012 год составило: по доходам 152,5 млрд. рублей и по расходам 152,4 млрд. рублей, что на 13,5 процента или на 18,2 млрд. рублей выше показателей 2011 года по доходам и на 10,7 процента или на 14,7 млрд. рублей - по расходам. По результатам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области сложился профицит 103,6 млн. рублей.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 35,8 тыс. рублей.
Основные доходные источники консолидированного бюджета Ростовской области - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 115,6 млрд. рублей или 75,8 процента всех поступлений в бюджет Ростовской области. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 20,1 млрд. рублей, что в два раза превышает среднероссийский показатель.
За счет ежегодного роста собственных доходных источников доля федеральной финансовой помощи в консолидированном бюджете Ростовской области в целом снижается. По сравнению с 2010 годом она снизилась с 31 до 24 процентов. Вместе с тем поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития Ростовской области, сопоставимо с уровнем 2011 года.
Проведение взвешенной долговой политики, направленной на минимизацию государственного долга и расходов на его обслуживание позволило обеспечивать низкий уровень долговых обязательств Ростовской области.
Государственный долг Ростовской области составил 12,7 процента от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации, что значительно ниже показателей в целом по субъектам Российской Федерации и по Южному федеральному округу, которые составили соответственно 26 и 45 процентов.
В сфере расходов консолидированного бюджета Ростовской области приоритетом является обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.
На эти цели в 2012 году направлено 106,9 млрд. рублей, что на 16,8 процента выше показателя 2011 года. Расходы на образование, социальную политику, занятость населения, культуру, спорт и здравоохранение составили 70,2 процента всех расходов консолидированного бюджета Ростовской области.
В 2013 году плановый объем всех доходов по состоянию на 1 августа 2013 г. составляет 161,5 млрд. рублей. В том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) - 131,2 млрд. рублей. Их прирост по сравнению с 2012 годом прогнозируется на 13,5 процента.
Объем расходов на 2013 год запланирован в сумме 178,6 млрд. рублей и обеспечен доходными источниками с учетом привлечения заимствований.
Доля программных расходов консолидированного бюджета по итогам 2012 года составила 88,5 процента в общих расходах бюджета. За период с 2010 года она выросла более чем на 10 процентов. В 2013 году объем программных расходов запланирован на 85,8 процента всех расходов бюджета.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса за последние годы, дальнейшее его развитие и работа по повышению эффективности управления государственными финансами невозможны без принятия действенных мер по решению ряда проблем. В их числе:
обеспечение в полной мере приоритизации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;
повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования, государственного финансового контроля, межбюджетных отношений;
решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию;
создание единой информационной системы осуществления бюджетного процесса, интегрированной в деятельность всех участников бюджетного процесса.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и принятие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуют дальнейшего развития системы государственного финансового контроля Ростовской области.
Основными направлениями развития системы государственного финансового контроля станут:
разграничение и уточнение полномочий между органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля и главными распорядителями средств областного бюджета;
осуществление министерством финансов Ростовской области с 1 января 2014 г. исключительного полномочия по санкционированию оплаты каждого денежного обязательства получателей средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств;
осуществление управлением финансового контроля Ростовской области полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок .
Министерство финансов Ростовской области с 1 января 2016 г. приступит к реализации полномочий по контролю в сфере закупок путем проверки на всех этапах осуществления закупок соответствия информации о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в документах.
Прогноз развития сферы реализации государственной программы в существенной степени зависит от разработки и утверждения долгосрочных параметров бюджета Ростовской области, в связи с чем государственная программа определяет принципиальные тенденции развития государственных финансов Ростовской области.
К ним относятся:
сбалансированность бюджета Ростовской области;
наращивание собственных налоговых и неналоговых доходов;
дальнейшее снижение дотационности Ростовской области и приобретение в перспективе статуса самообеспеченного субъекта Российской Федерации;
сохранение объема государственного и муниципального долга на экономически безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
взвешенный, экономически обоснованный подход при принятии новых расходных обязательств;
совершенствование межбюджетных отношений;
развитие системы государственного (муниципального) контроля.
Основным риском реализации Программы является возможное снижение темпов экономического роста, что может повлечь увеличение дефицита областного и местных бюджетов и, соответственно, государственного (муниципального) долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, существуют риски использования при формировании документов стратегического планирования (бюджетного прогноза на долгосрочный период, государственных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов.
Для управления финансовыми рисками при реализации государственной программы основной мерой правового регулирования станет утверждение бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период Правительством Ростовской области и прогноза социально-экономического развития Ростовской области на соответствующий период.
Минимизации рисков будет способствовать совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей бюджетный процесс и межбюджетные отношения в Ростовской области, своевременное принятие областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об отчете об исполнении областного бюджета.
Государственная программа имеет существенные отличия от большинства других государственных программ Ростовской области. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации, обеспечивая значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей.
Следует также учитывать, что качество управления государственными финансами, в том числе эффективность расходов областного бюджета, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только от министерства финансов Ростовской области, осуществляющего организацию составления и исполнения областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.