Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 10 июля 2014 г. N 490 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы экономического развития Ростовской области
Итоги 2010 - 2012 годов свидетельствуют о сохранении в экономике области позитивных тенденций. Рост объемов отмечается во всех основных видах деятельности материального производства. Активизирована инвестиционная деятельность, выросли денежные доходы населения, сократилась численность официально зарегистрированных безработных.
По объемам валового регионального продукта Ростовская область входит в число первых 15 регионов России. Валовый региональный продукт Ростовской области в 2012 году вырос на 2,7 процента и составил 818,4 млрд. рублей. В структуре валового регионального продукта ведущая роль принадлежит промышленному производству области (26,1 процента), торговле (19,9 процента), сельскому хозяйству (11,2 процента), транспорту и связи (10 процентов), строительству (8,8 процента).
Промышленное производство является основным сектором для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников.
Выпуск промышленной продукции в 2012 году вырос на 6,5 процента (в Российской Федерации - на 2,6 процента) за счет опережающего развития обрабатывающих производств, и, в первую очередь, химического производства, металлургии, производства транспортных средств, электронного и оптического оборудования. По объемам промышленного производства Ростовская область заняла первое место в Южном федеральном округе.
На развитие экономики и социальной сферы Ростовской области в 2012 году по полному кругу организаций использовано 207,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Индекс физического объема в основной капитал составил 119,4 процента к 2011 году.
Рост инвестиционной активности в 2012 году наблюдался у крупных и средних организаций, которыми освоено 129,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило в сопоставимой оценке 117,8 процента к 2011 году. Финансирование инвестиционной деятельности крупных и средних организаций в 2012 году на 29 процентов от общего объема инвестиций осуществлялось за счет собственных средств и на 71 процент - за счет привлеченных ресурсов (кредитов банков, бюджетных средств, заемных средств организаций, прочих источников).
В 2012 году оборот организаций сложился в сумме 1 878,0 млрд. рублей, что в действующих ценах на 10,6 процента больше уровня 2011 года. Рост объемов оборота обеспечен организациями большинства видов экономической деятельности.
В 2012 году накопленная инфляция увеличилась в сравнении с 2011 годом (106,1 процента) на 0,6 процентных пункта и составила 106,7 процента.
Данное превышение показателя 2011 года определялось увеличением цен на продовольственные товары, общее удорожание которых по итогам 2012 года составило 7,4 процента (к уровню декабря 2011 года), что значительно превысило уровень 2011 года (3,3 процента).
По итогам 2012 года оборот розничной торговли по всем каналам реализации сложился в объеме 619,1 млрд. рублей, превысив уровень 2011 года в сопоставимых ценах на 8,5 процента. Следует отметить, что темп прироста оборота практически сохранился на уровне 2011 года (за 2011 год к 2010 году - 8,6 процента).
Сохранилась тенденция опережающего роста оборота розничной торговли в организованной торговле по сравнению с розничными рынками и ярмарками. Так, оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети, возрос к уровню 2011 года на 9,2 процента, тогда как продажа на рынках и ярмарках увеличилась на 2,5 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы в декабре 2012 г. выросли на 6,4 процента по сравнению с декабрем 2011 г. Сохранение инфляционных процессов в течение 2012 года в области примерно на одном уровне способствовало постепенному увеличению реальных располагаемых доходов - в целом за 2012 год они достигли 104,1 процента (в январе - декабре 2011 г. отмечалось снижение на 0,5 процента).
Позитивным изменениям в экономике способствовали реализуемые Правительством Ростовской области меры, направленные на стимулирование экономической активности и экономического роста в сфере создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития субъектов малого и среднего предпринимательства, инновационного развития, создания условий для развития экспортной деятельности, а также международного и межрегионального сотрудничества, защиты прав потребителей.
1.1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций
Инвестиционная политика Ростовской области реализуется в соответствии со Стратегией развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 474, а также с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Инвестиционная деятельность Ростовской области в 2012 году отмечена позитивными тенденциями, определяемыми ростом объемов инвестиций в основной капитал.
По объему привлеченных инвестиций в основной капитал Ростовская область занимает 2-е место в Южном федеральном округе.
К основным факторам, ограничивающим инвестиционную деятельность в Ростовской области, в 2013 году следует отнести:
недостаток собственных финансовых средств предприятий;
недостаточный уровень доступности финансовых ресурсов кредитных организаций, в том числе для малого и среднего бизнеса, реализующего инвестиционные проекты на территории Ростовской области;
недостаточный уровень и высокую стоимость развития инженерной и транспортной инфраструктуры, инвестиционных площадок и индустриальных парков в муниципальных образованиях Ростовской области;
административные барьеры.
В этой связи необходимо формирование единой системы привлечения инвестиционных ресурсов, совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, сотрудничество с государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", обеспечение эффективного использования имеющегося в Ростовской области инвестиционного потенциала.
В 2013 году на развитие экономики и социальной сферы Ростовской области по полному кругу организаций использовано 242,5 млрд. рублей инвестиций в фактически действовавших ценах. Индекс физического объема составил 114,0 процента к соответствующему периоду предыдущего года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 3 июня 2015 г. N 377 в подраздел 1.2 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
Работа по развитию и поддержке предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области. В настоящий момент реализуется пятая программа.
С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки в Ростовской области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят:
13 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
20 муниципальных агентств поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
21 информационно-консалтинговый центр по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
семь бизнес-инкубаторов;
Абзац восьмой утратил силу;
Абзац девятый утратил силу.
Также в Ростовской области осуществляют деятельность следующие региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр (1).
С целью обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) бесплатными консультационными услугами во всех 55 муниципальных образованиях Ростовской области реализуется проект по консультированию. За весь период реализации проекта с 2009 года оказано более 194 тысяч консультационных услуг 61 тыс. предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело.
В Ростовской области предусмотрено преимущественное право на участие в приватизации арендуемых субъектами МСП объектов недвижимого имущества. Предельное значение площади установлено на уровне 2 500 кв. м, срок рассрочки оплаты арендуемого имущества установлен до 5 лет (по данным мониторинга, средний срок рассрочки по Ростовской области составляет 4,8 года). За период реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2013 г. в Ростовской области принято 989 положительных решений об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа, заключено 956 договоров купли-продажи арендуемого имущества субъектами МСП, из них 805 объектов выкуплено в рассрочку. Общая площадь выкупленных помещений составила 121 223,42 кв. м, на сумму 1,30 млрд. рублей.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее - Перечень). По состоянию на 1 января 2013 г. перечни приняты в 51 муниципальном образовании Ростовской области. Общая численность объектов, включенных в перечни, составляет 766. Договоры аренды муниципального имущества, включенного в Перечни, заключены с 690 субъектами МСП, из которых микропредприятий - 468, малых - 211, средних - 11.
В Ростовской области организована работа по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, в том числе путем широкого освещения вопросов предпринимательства в средствах массовой информации, ежегодной разработки и издания методических, информационных и презентационных материалов, проведения рейтинговых конкурсов, конференций, форумов, семинаров, "круглых столов", мастер-классов, тренингов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки предпринимателям, в том числе через софинансирование муниципальных программ развития субъектов МСП, способствует модернизации предприятий, создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в основной капитал.
Развитие малого и среднего предпринимательства и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для субъектов МСП в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами. С этой целью в области создан Гарантийный фонд, который позволяет получить кредит заемщикам, не имеющим полного залогового обеспечения. Для обеспечения доступа к финансовым ресурсам начинающих предпринимателей в Ростовской области осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы микрофинансирования.
Кроме того, в рамках образовательной поддержки проводится повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в формате дистанционного обучения. В 2009 году разработана региональная образовательная программа по основам предпринимательства, с 2010 года данная программа внедрена в пилотных общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных организациях.
______________________________
(1) В 2015 году функции Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра переданы Некоммерческому Партнерству "Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области".
1.3. Инновационное развитие
Развитие инновационного потенциала Ростовской области является одним из приоритетных направлений экономики региона.
Реализация инновационной политики регулируется Областным законом от 28.11.2006 N 591-ЗС "Об инновационной деятельности в Ростовской области".
Мероприятия, направленные на развитие региональных инновационных процессов, предполагают взаимодействий областных органов исполнительной власти, предпринимательского и научного сообщества, общественных организаций и других участников инновационного рынка, что обусловило целесообразность их реализации на основе программно-целевого метода.
Реализация региональной инновационной политики способствовала формированию и развитию элементов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности, совершенствованию инновационного законодательства, поддержке инновационно-активных организаций, модернизации производственных процессов, укреплению имиджа Ростовской области как инновационно активного региона Российской Федерации.
За последние годы отмечена положительная динамика, характеризующая инновационное развитие Ростовской области. Так, в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, объем отгруженной инновационной продукции увеличился в 1,6 раза. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий Ростовской области в 2012 году составил 7,1 процента, что на 1 процент выше общероссийского показателя.
1.4. Развитие международного, межрегионального сотрудничества и поддержка экспортной деятельности в Ростовской области
Развитие международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности, а также межрегиональных связей Ростовской области является одним из условий и одновременно индикатором развития конкурентоспособности региональной экономики. Необходимость развития данной сферы экономического комплекса Ростовской области обусловлена тем, что на сегодняшний день участие региона в мировых и региональных интеграционных процессах позволяет ускорить экономический рост Ростовской области и минимизировать последствия экономического спада. Это особенно актуально в современных условиях членства России во Всемирной торговой организации.
Внешнеторговый оборот Ростовской области в 2012 году составил 10 млрд. 200 млн. долл. США, в том числе экспорт 5 млрд. 314 млн. долл. США (104 процента к уровню 2011 года), импорт - 4 млрд. 886 млн. долл. США (94 процента к уровню 2011 года). Сальдо внешнеторгового баланса сложилось положительным в сумме более 420 млн. долл. США. Это рекордный показатель в современной экономической истории Ростовской области. Впервые за последние 10 лет по итогам годовых показателей экспорт превысил импорт.
Основные страны-партнеры Ростовской области во внешней торговле: Украина (20,7 процента от внешнеэкономического оборота области), Турецкая Республика (18,9 процента), Китайская Народная Республика (7,8 процента), Итальянская Республика (7,2 процента), Швейцарская Конфедерация (6,9 процента), Арабская Республика Египет (3,6 процента), Королевство Саудовская Аравия (3,3 процента), Федеративная Республика Германия (2,9 процента), Соединенные штаты Америки (2,3 процента), Французская Республика (2,1 процента) и др. Участники внешнеэкономической деятельности Ростовской области осуществляли внешнеторговые операции с партнерами более чем из 140 стран мира, в том числе экспорт осуществлялся в 111 стран. Экспортно-импортные операции в 2012 году осуществляли 2 450 участников внешнеэкономической деятельности Ростовской области.
В структуре товарооборота экспортные поставки составляют 52,1 процента. Основные товарные группы экспорта: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 48,5 процента (от общего объема экспорта), минеральные продукты - 28,6 процента, металлы и изделия из них - 13,7 процента, машиностроительная продукция - 5,4 процента, продукция химической отрасли - 1,2 процента. Наибольшие поставки осуществлялись в Турецкую Республику (28,1 процента от стоимости экспорта), Швейцарскую Конфедерацию (13,0 процентов), Итальянскую Республику (10,7 процента), Арабскую Республику Египет (6,8 процента), Саудовскую Аравию (6,2 процента), Украину (5,3 процента).
Среди импортных операций значительную долю занимают поставки машиностроительной продукции, оборудования - 36,3 процента (от всего импортного оборота), металлов и изделий из них - 21,7 процента, продукции химической отрасли - 7,4 процента, минеральных продуктов - 7,1 процента, текстиля, текстильных изделий и обуви - 4,6 процента, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 4,1 процента, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 2,5 процента. Основные объемы импорта Ростовской области обеспечены поставками товаров из Украины (37,6 процента стоимости импорта), Китайской Народной Республики (16,2 процента), Турецкой Республики (8,9 процента), Федеративной Республики Германия (5,2 процента), Французской Республики (3,7 процента), Итальянской Республики (3,4 процента).
С 2010 года существует и успешно функционирует Еврорегион "Донбасс", трансграничное образование, объединяющее Ростовскую область Российской Федерации, Луганскую и Донецкую области Украины. В декабре 2012 г. получено одобрение участников объединения по вопросу присоединения Воронежской области Российской Федерации к Соглашению о создании Еврорегиона "Донбасс". Создание Еврорегиона "Донбасс" является стимулирующим фактором экономического развития Ростовской области, так как интеграция с экономикой Украины, Восточной и Западной Европы, позволяет подключиться к европейскому трансферу технологий, потоку высокотехнологических товаров, сравнительно недорогих финансов и качественных трудовых ресурсов. Инструментом для этого может стать создание схем территориального планирования приграничных территорий Ростовской области, Луганской и Донецкой областей Украины.
1.5. Защита прав потребителей
Политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю, как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для участников гражданского оборота, в том числе потребителей.
Правительство Российской Федерации уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.
Анализ деятельности органов местного самоуправления в Ростовской области показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, сокращается.
Не во всех муниципальных образованиях Ростовской области реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", в части обращения в суды в защиту неопределенного круга потребителей и пр.
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан. Общественные организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, и др.), так и по виду потребляемых товаров (работ, услуг).
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Ростовской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей Ростовской области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
1.6. Прогноз экономического развития Ростовской области
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций оценивается в объеме 225,16 млрд. рублей, или 100,3 процента, к предыдущему году в сопоставимых ценах. К 2020 году объем инвестиций достигнет 542,7 млрд. рублей.
В долгосрочной перспективе развитие малого и среднего предпринимательства будет определяться следующими основными тенденциями:
увеличение количества малых и средних предприятий в 2020 году на 28 процентов к 2012 году;
увеличение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в 2020 году на 8 процентов к 2012 году;
рост оборотов малых и средних предприятий в 2020 году в два раза к 2012 году.
Инновационное развитие Ростовской области будет определяться следующими тенденциями:
увеличение доли отгруженной инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) до 10 процентов в 2020 году;
увеличение количества субъектов инновационной деятельности и объектов инновационной инфраструктуры, получивших государственную поддержку, до 155 накопительным итогом к 2020 году.
Развитие экспорта будет определяться следующими тенденциями:
темп рост экспорта продукции в Ростовской области (по сравнению с предыдущим годом) в 2013 году - 101 процент, в 2014 году - 101,5 процента, в 2015 году - 102,0 процента, в 2016 году - 102,5 процента, в 2017 году - 103,0 процента, в 2018 году - 103,5 процента, в 2019 году - 104,0 процента, в 2020 году - 104,5 процента.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы по защите прав потребителей по итогам 2020 года будет:
ежегодная доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей органов местного самоуправления, - не менее 20 процентов от общего количества поступивших обращений.
1.7. Потенциал экономического развития Ростовской области
Ростовская область обладает значительным потенциалом для создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, обусловленным совокупностью конкурентных преимуществ региона, таких как благоприятные природно-климатические условия, выгодное геоэкономическое и геополитическое положение, развитая транспортная инфраструктура, диверсифицированная экономика, ресурсообеспеченность и энергоизбыточность, уровень развития малого и среднего бизнеса, высокий образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов, социально-политическая стабильность в регионе.
Приграничное положение Ростовской области, а также непосредственный выход к транспортным коммуникациям, соединяющим Россию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, также создаёт предпосылки для привлечения инвестиций и активной внешнеэкономической деятельности региона.
Ростовская область позиционируется как инновационно-активный регион. Благодаря новым технологиям и конкурентоспособной научной среде, мощному научно-техническому, промышленному и кадровому потенциалу, наличию высокотехнологичных производств и развитой инфраструктуры, созданной на базе региональных высших учебных заведений, она имеет возможность выйти на передовые позиции, обеспечив технологическое лидерство по направлениям науки и техники, соответствующим потребностям развивающейся экономики России.
Потенциал сферы международного, межрегионального сотрудничества и экспортной деятельности можно охарактеризовать следующими направлениями взаимодействия Ростовской области с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, не получившими в настоящее время желаемого уровня реализации:
развитие инфраструктуры приграничного и межрегионального сотрудничества (строительство выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров, реализация проекта по созданию зон сервисного обслуживания);
информационное обеспечение (создание информационно-аналитических систем, маркетинговых центров);
продвижение продукции и услуг на рынки других регионов и на экспорт (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей);
осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, производственно-территориальных кластеров);
научно-методическое обеспечение (проведение научных исследований, разработка методических материалов);
налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами и государствами.
Таким образом, международное, межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Ростовской области в современных условиях может иметь достаточно высокий уровень развития.
В Ростовской области есть потенциал для формирования у граждан рациональной модели потребления посредством создания системы обеспечения безопасности продукции, которая должна базироваться на ответственном поведении не только предпринимателей, но и потребителей, активной роли общественных объединений и эффективной работе правоохранительных органов и надзорных структур.
Граждане должны понимать, что, приобретая товары сомнительного происхождения, они не только рискуют своим здоровьем и поддерживают нелегального производителя, но и ставят под удар всю систему качественных товаров, в которую вложен значительный человеческий труд, что приводит к недобросовестной конкуренции, падению объема инвестиций, а также снижает уровень жизни в стране.
1.8. Приоритеты и цели государственной политики Ростовской области
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года определены основные приоритеты и направления развития области на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Согласно Стратегии основными приоритетами государственной политики в сфере экономического развития Ростовской области являются:
повышение конкурентоспособности экономики и реализация инвестиционного потенциала Ростовской области;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
инновационность при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере;
увеличение доли экспорта в структуре внешнеторгового оборота в целом и прежде всего доли экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
повышение уровня правовой грамотности потребителей;
информированность потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
1.9. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Риск неуспешной реализации государственной программы в части создания благоприятного инвестиционного климата связан с влиянием следующих групп рисков и негативных факторов.
Мировые тенденции экономического развития оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность Ростовской области. Негативные изменения в экономике развитых стран существенно скажутся на объеме и структуре инвестиций в регионе, в том числе в связи с возможным увеличением оттока капиталов из России.
Другим, не менее важным риском реализации государственной программы может стать рост издержек инвесторов при проведении соответствующей налоговой, тарифной, бюджетной политики на федеральном уровне. Рост затрат на ведение бизнеса негативным образом отразится на Ростовской области, так как регион не обладает возможностями экспорта товаров топливно-энергетического комплекса.
Также следует отметить риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации по регулированию банковских резервов, процентной ставки и валютного курса, что может сказаться на стоимости кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов.
Риск неуспешной реализации государственной программы в части развития субъектов МСП при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный.
Тем не менее необходимо отметить возможные риски при реализации программы, связанные с совершенствованием нормативного обеспечения деятельности, что в целом может привести к замедлению темпов развития сферы малого и среднего предпринимательства.
Увеличивающаяся конкуренция на рынках высокотехнологичной продукции может повлиять на эффект, ожидаемый от реализации мероприятий государственной программы в части инновационного развития. Фактором снижения данного риска является отбор наиболее перспективных и приоритетных для региона направлений инновационного развития, в том числе в рамках создающихся отраслевых и территориальных кластеров, а также оказание государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, осуществляющим инновационную деятельность в приоритетных сферах, определенных Областным законом "Об инновационной деятельности в Ростовской области".
Реализация государственной программы в части развития внешнеэкономической деятельности подвержена ряду рисков внутреннего и внешнего характера:
Макроэкономические риски.
Главным риском выполнения государственной программы является реализация инерционного сценария развития российской экономики, связанного с сохранением структурных деформаций и снижением конкурентоспособности отечественных производств, дальнейшим усилением зависимости от конъюнктуры мировых товарных рынков.
Значительные риски выполнения государственной программы обусловлены возможностью ухудшения мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
Серьезные риски выполнения государственной программы связаны со значительным усилением конкуренции на отечественных и международных рынках, что повлечет за собой сокращение доходов от внешнеэкономической и межрегиональной деятельности и увеличение расходов на ее поддержку и развитие.
Риски регионального уровня.
Преобладание во внешнеторговом обороте Ростовской области экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью в случае дальнейшего развития процесса интеграции Ростовской области в систему международного разделения труда может укрепить "сырьевую" модель экономики региона, когда основой конкурентоспособности экспортируемой продукции является, главным образом, эксплуатация земельных ресурсов и относительно дешевой энергии.
Неготовность предприятий Ростовской области работать в новых условиях членства России во Всемирной торговой организации.
Меры управления рисками реализации государственной программы связаны с обеспечением стратегического лидерства Ростовской области на Юге России в практике работы с участниками внешнеэкономической деятельности, разработкой и актуализацией системы стратегических документов, направленных на развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности, а также межрегиональных связей оказанием финансовой поддержки организациям-экспортерам Ростовской области, расширением практики обратной связи между участниками внешнеэкономической деятельности (прежде всего, средние и малые предприятия) и таможенными органами по различным проблемам внешнеэкономической деятельности, разработкой комплекса мер и механизма развития приграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона "Донбасс", реализацией Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Ростовской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере.
Меры управления рисками включают совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью, ее планирование, мониторинг и оценку результатов. Важные направления снижения рисков в сфере реализации государственной программы - комплексный подход к развитию системы институтов и механизмов поддержки внешнеэкономической деятельности, различных направлений и форм международного экономического сотрудничества; активное позиционирование Ростовской области в системе международного экономического сотрудничества и мировой торговой политике.
В целях оказания содействия предприятиям Ростовской области по минимизации отрицательных последствий от присоединения России к Всемирной торговой организации ведется работа по информационному сопровождению процесса работы Российской Федерации во Всемирной торговой организации (проведение круглых столов, научно-практических семинаров и конференций по различным аспектам Всемирной торговой организации, проведение информационной кампании в средствах массовой информации, формирование специального раздела на сайте Правительства Ростовской области), организован мониторинг развития ситуации и оценки позиций предприятий региона на рынках специализации с целью оперативной разработки мероприятий по снижению рисков.
Риск неуспешной реализации государственной программы в сфере защиты прав потребителей при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем при реализации мероприятий подпрограммы могут возникнуть следующие риски:
Организационные риски.
Риск принятия в ходе реализации программы неэффективных организационных решений. Причиной возникновения данного риска может служить малоэффективная система управления реализацией мероприятий программы в сфере защиты прав потребителей. Механизм минимизации такого риска - создание эффективной системы управления мероприятиями программы.
Риски, связанные с человеческим фактором.
Риск получения низкого уровня эффективности выполнения мероприятий программы из-за недостаточной квалификации персонала. Механизм минимизации такого риска состоит в привлечении к исполнению мероприятий программы высококлассных специалистов.
Финансовые риски, связанные с неполучением требуемых средств на реализацию подпрограммы. В этом случае реализация запланированных мероприятий подпрограммы будет затруднена. Механизмом минимизации данного риска является выполнение работ по ранжированию задач по степени важности, их поэтапная разработка и реализация.
1.10. Характеристика мер правового регулирования
В качестве основных мер правового регулирования в сфере создания благоприятных условий для привлечения инвестиций планируется разработка нормативно правовых актов, направленных на развитие индустриальных парков, и мероприятий государственно-частного партнерства в Ростовской области.
В соответствии с Областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 218 "О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета" одной из форм поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Ростовской области, является предоставление льгот по региональным налогам инвесторам.
Так, по итогам 2012 года налоговые льготы предоставлены на общую сумму 661 млн. рублей, в том числе по налогу на имущество организаций 569 млн. рублей, по налогу на прибыль организаций 92 млн. рублей.
В 2012 году получателями данной формы поддержки было уплачено в консолидированный бюджет Ростовской области налогов и иных платежей на сумму более 9 млрд. рублей, что превышает объем предоставленных льгот более чем в 13 раз.
Среднесписочная численность работников по данным предприятиям в 2012 году составила 18,1 тыс. человек со среднемесячным уровнем заработной платы порядка 26,3 тыс. рублей.
В 2013 году планируемый объем налоговых льгот инвесторам составит порядка 900 млн. рублей, в 2014 году - 736,5 млн. рублей, в 2015 - 814,2 млн. рублей, в 2016 - 2020 годах - по 700,0 млн. рублей. Поступления налоговых и иных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области от инвесторов, заключивших инвестиционные договоры, планируются на уровне не ниже 2012 года.
В целях поддержки малого бизнеса в Ростовской области в соответствии с Областным законом от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", в случае, если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Сумма льгот, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в 2012 году, составила 659,3 млн. рублей. Предоставление указанных налоговых преференций в период реализации настоящей программы продолжится.
В сфере инновационного развития Ростовской области основной мерой правового регулирования является разработка и утверждение концепции кластерного развития Ростовской области.
В рамках мер правового регулирования защиты прав потребителей в Ростовской области будут приняты нормативные акты, направленные на обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам реализации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а также нормативные акты, направленные на определение эффективности действующей системы защиты прав потребителей в органах местного самоуправления Ростовской области.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы представлены в приложении N 1 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.