Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Организация и зонирование территории городских округов и поселений
2.1. Общая организация территории городских округов и поселений
1. Территория Ростовской области общей площадью 100,8 тыс. км2, как субъект Российской Федерации в соответствии с Законом Ростовской области от 25.07.2005 N 340-ЗС "Об административно-территориальном устройстве Ростовской области" делится на 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, в границах которых расположены 408 поселений, из которых 18 городских и 390 сельских поселений в территориально-пространственном отношении входящих в девять внутриобластных окружных систем расселения.
2. При определении перспектив развития и планировки городских округов и поселений Ростовской области необходимо исходить из учета:
- численности населения на прогнозируемый период с учетом естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций;
- статуса городского округа, поселения и его роли в системе формируемых центров обслуживания (местного, районного, городского, областного и межрайонного уровней);
- исторических факторов (наличие объектов культурного наследия).
- перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений в увязке с формированием агропромышленного и рекреационного комплексов, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.
3. Городские округа и поселения Ростовской области в зависимости от численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1
Группы |
Население, тыс. чел. |
|
Города |
Сельские населенные пункты |
|
Крупнейшие (Ростов-на-Дону) |
Св. (") 1000 |
- |
Крупные (Таганрог) |
" 500 до 1000 |
" 5 до 10 |
" 250 до 500 |
" 3 до 5 |
|
Большие (города Волгодонск, Новочеркасск, Батайск, Новошахтинск, Шахты) |
" 100 до 250 |
" 1 до 3 |
Средние (Азов, Донецк, Гуково, Каменск-Шахтинский, Сальск) |
" 50 до 100 |
" 0,2 до 1 |
Малые* (Зверево, Миллерово Морозовск, Пролетарск, Семикаракорск, Усть-Донецк, Цимлянск) |
" 20 до 50 |
" 0,05 до 0,2 |
" 10 до 20 |
до 0,05 |
|
до 10 |
|
|
* В группу малых городов включаются поселки городского типа |
4. Городские округа и поселения Ростовской области следует проектировать с учетом Схемы территориального планирования Ростовской области, генеральных планов городских округов и поселений, других нормативных правовых актов в сфере градостроительства областного и муниципального уровней на основе сложившейся системы расселения. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Правительства Ростовской области и органов местного самоуправления.
Общая потребность в территориях для развития городских округов и поселений определяется на основе документов территориального планирования - генеральных планов городских округов и поселений.
5. Порядок предоставления земельных участков и изменения границ населенных пунктов, городских округов и поселений определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ростовской области.
Возможные направления территориального развития населенных пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяется генеральными планами городских округов и поселений. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
6. Территории поселений, расположенных на прибрежных участках (паводкоопасных или примыкающим к ним), должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. Превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений. За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений
7. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
8. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с:
- требованиями технических регламентов, с учетом материалов стратегического планирования, прогнозов социально-экономического развития России и регионов, комплексных программ развития муниципальных образований;
- положениями о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов;
- областными и (или) местными нормативами градостроительного проектирования;
- результатами публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
9. В связи с тем, что расчетный срок генерального плана устанавливается в 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30 - 40 лет, в проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития, определяя перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
10. Общая организация территории городских округов и поселений должна осуществляться на основе сравнения вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, выявляющих возможность рационального использования территории, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем.
При этом необходимо учитывать:
- возможности развития городских округов и поселений за счет имеющихся территориальных (резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства;
- необходимость повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах городских округов и поселений, в том числе за счет реконструкции сложившейся застройки;
- изменение направления жилищного строительства в сторону увеличения индивидуального и малоэтажного многоквартирного жилищного строительства при соответствующем технико-экономическом обосновании;
- требования законодательства по развитию рынка земли и жилья;
- возможности бюджета и привлечения негосударственных инвестиций - продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды для программ развития городских округов и поселений.
2.2. Зонирование территории городских округов и поселений
1. При планировке и застройке городов и других поселений необходимо проводить зонирование их территории с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.
2. Виды территориальных зон
2.1. По функциональному использованию территории городских округов и поселений подразделяются на следующие территориальные зоны:
- жилые;
- общественно-деловые;
- производственные;
- смешанные;
- инженерной инфраструктуры;
- транспортной инфраструктуры;
- сельскохозяйственного использования;
- рекреационного назначения;
- особо охраняемых территорий;
- специального назначения;
- размещения военных и иных режимных объектов, в том числе пограничные зоны;
- с особыми условиями использования территорий;
- иные виды территориальных зон.
3. Состав территориальных зон
3.1. В состав жилых зон включаются зоны застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов.
3.2. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи, объекты, общественного и коммерческого назначения необходимые для осуществления производственной деятельности.
3.3. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
3.4. Смешанные зоны могут включать в себя жилую, общественно-деловую и производственную застройки, в которую могут включаться кварталы с преобладанием жилой застройки с размещением в них объектов общественно-деловой зоны, а также производственных объектов, не требующих создания санитарно-защитных зон.
3.5. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
- зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
3.6. В состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
3.7. В состав зон особо охраняемых территорий включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
3.8. В состав зон специального назначения включаются зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
3.9. Для зон размещения военных объектов, пограничных зон и иных зон специального назначения устанавливается особый режим. Порядок использования территорий указанных зон устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, либо региональными органами исполнительной власти по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями специальных нормативов и правил.
3.10. К зонам с особыми условиями использования территорий в Ростовской области относятся:
- исторические поселения, исторические города, населенные места, зоны охраны объектов культурного наследия; (Список исторических городов определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2001 N 815 "Об утверждении федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов 2002 - 2010 годы" (приложение N 1 к настоящему разделу);
- населенные пункты с особым режимом жизнедеятельности (поселения в государственных природных заповедниках и заказниках, лечебно-оздоровительных местностях и курортах);
- охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны, зоны охраны объектов питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов.
3.11. Помимо предусмотренных территориальных зон органом местного самоуправления при утверждении местных нормативов могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
3.12. В территориальных зонах могут выделяться территории, особенности использования которых, определяются законодательством Российской Федерации:
- об объектах культурного наследия, иными федеральными законами.
3.13. Виды территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений с учетом ограничений, установленных федеральными и областными нормативно-правовыми актами, а также настоящими нормативами.
4. Границы территориальных зон
4.1. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, городского округа с учетом требований настоящих нормативов;
- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
- планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства.
4.2. Границы территориальных зон устанавливаются по:
- линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
- границам земельных участков;
- границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
- границам муниципальных образований;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
4.3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, исторических поселений, зон охраны объектов культурного наследия, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
4.4. Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий не допускается.
4.5. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями, которые должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
<< Раздел 1. Общие положения |
Раздел 3. >> Планировка территорий |
|
Содержание Постановление Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 25 декабря 2013 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.