Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации города
от 28.04.2014 г. N 475
Порядок
осуществления отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Ростова-на-Дону - главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Ростова-на-Дону, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Ростова-на-Дону, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Ростова-на-Дону внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.3. Настоящий Порядок устанавливает:
- требования к организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- требования к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
1.4. В целях настоящего Порядка:
- к администраторам средств местного бюджета относятся - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств местного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета;
- к бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения местного бюджета, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, осуществляемые в рамках бюджетных полномочий главного администратора средств местного бюджета.
- под бюджетным риском понимается возможность наступления неблагоприятного события, негативно влияющего на выполнение бюджетных процедур.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством и (или) должностными лицами главного администратора средств местного бюджета, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, направленный на:
- недопущение (пресечение) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором средств местного бюджета, в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
2.3. Контрольное действие - форма осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности (подотчетности), мониторинга (далее - методы контроля).
К контрольным действиям относятся: проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения; проверка содержания документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур в целях авторизации (разрешения, уполномочивания) финансовых операций; оценка качества выполнения бюджетных процедур.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях главного администратора средств местного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами органов власти, регулирующими бюджетные правоотношения, актами главного администратора средств местного бюджета, положениями об указанных подразделениях.
3.2. Контрольные действия осуществляются должностными лицами подразделений главного администратора средств местного бюджета, указанных в пункте 3.1. настоящего Порядка, в соответствии с их должностными регламентами.
Контрольные действия осуществляются в ходе реализации следующих бюджетных процедур:
- составления и представления документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта местного бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
- составления и представления документов (информации), необходимых для составления (исполнения) кассового плана по доходам местного бюджета, расходам местного бюджета и источникам финансирования дефицита местного бюджета;
- составления, утверждения и ведения бюджетной росписи;
- составления и направления документов, необходимых для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
- составления, утверждения и ведения бюджетных смет, свода бюджетных смет;
- формирования, утверждения и доведения муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
- исполнения бюджетной сметы;
- принятия и исполнения бюджетных обязательств;
- осуществления процедур закупок товаров (работ, услуг);
- осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в местный бюджет, пеней и штрафов по ним;
- принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в местный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятия решений о зачете (уточнении) платежей в местный бюджет;
- процедур ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризаций;
- составления и представления бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
3.3. Способы проведения контрольных действий - сплошной и выборочный.
3.4. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора средств местного бюджета, курирующий подразделения, указанные в пункте 3.1. настоящего Порядка, в соответствии с утвержденным распределением обязанностей.
4. Планирование внутреннего финансового контроля
4.1. План контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля формируется руководителем каждого подразделения, ответственного за выполнение внутреннего финансового контроля и согласовывается руководителем главного администратора средств местного бюджета.
4.2. В плане контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля по каждому предмету контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение бюджетной процедуры, периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
4.3. Процесс формирования плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предметов внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в отношении них контрольных действий, основанный на информации о бюджетных рисках, полученной в соответствии с настоящим Порядком;
- формирование перечня операций по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, с указанием необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
4.4. Формирование и утверждение планов внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год осуществляется в срок до 01 декабря текущего года в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
4.5. В целях определения эффективных методов контроля и контрольных действий, включаемых в планы внутреннего финансового контроля, подразделение, указанное в пункте 4.1. настоящего Порядка, проводит анализ причин возникновения неблагоприятных событий, повлиявших на исполнение бюджетных процедур (бюджетных рисков), в том числе излишние расходы бюджета, неэффективное (безрезультативное) использование финансовых средств и муниципальной собственности и т.п.
Главные администраторы средств местного бюджета ежеквартально составляют отчет о проведении анализа бюджетных рисков.
4.6. Проведение внутреннего финансового контроля в отношении предмета контроля считается эффективным, если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений в области бюджетных правоотношений, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
5. Проведение внутреннего финансового контроля
5.1. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора средств местного бюджета осуществляется с соблюдением периодичности и способов контроля, установленных в планах внутреннего финансового контроля.
5.2. Самоконтроль осуществляется должностными лицами подразделений главного администратора средств местного бюджета сплошным образом по совершении ими бюджетных процедур и операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур).
Самоконтроль также может осуществляться выборочным способом в сроки, предусмотренные планом внутреннего финансового контроля.
5.3. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем подразделения главного администратора средств местного бюджета (иным уполномоченным лицом) и (или) руководителем (заместителем руководителя) главного администратора средств местного бюджета.
Контроль по уровню подотчетности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственным администратором средств местного бюджета (подотчетным подразделением главного администратора средств местного бюджета).
5.4. Мониторинг качества исполнения бюджетных процедур подведомственными администраторами средств местного бюджета и (или) подразделениями главного администратора средств местного бюджета осуществляется финансово-экономическим подразделением главного администратора средств местного бюджета.
5.5. Мониторинг представляет собой регулярный сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур и результативности использования бюджетных средств в текущем финансовом году. В ходе мониторинга проводится оценка качества выполнения бюджетных процедур на основе установленных количественных и (или) качественных расчетных показателей. Результаты мониторинга оформляются отчетом, представляемым руководителю (заместителю руководителя) главного администратора средств местного бюджета.
5.6. Мониторинг направлен на своевременное выявление недостатков (нарушений), допущенных в ходе исполнения бюджетных процедур, и осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
6. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
6.1. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
6.2. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, подлежит учету и хранению в установленном главным администратором средств местного бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
6.3. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутреннего финансового контроля, руководителю (заместителю руководителя) главного администратора средств местного бюджета не реже одного раза в квартал. Указанная информация представляется незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств местного бюджета принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в правоохранительные органы.
6.5. Главный администратор средств местного бюджета вправе установить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля.
7. Осуществление внутреннего финансового аудита
7.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется обособленными структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами главного администратора средств местного бюджета (далее - подразделение внутреннего финансового аудита).
Подразделение внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора средств местного бюджета.
Деятельность подразделения внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и ответственности.
Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
7.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора средств местного бюджета, подведомственными администраторами средств местного бюджета (далее - объекты аудита) в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
7.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора средств местного бюджета.
7.4. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные и выездные.
7.5. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора средств местного бюджета, для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов определяются в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
7.6. Должностные лица, указанные в пункте 7.1. настоящего Порядка, обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (акты и заключения).
8. Планирование внутреннего финансового аудита
8.1. Деятельность главного администратора средств местного бюджета в рамках внутреннего финансового аудита подлежит планированию и осуществляется на основании утвержденного на очередной финансовый год плана внутреннего финансового аудита (далее - План).
8.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
8.3. План на очередной финансовый год составляется и утверждается в срок до 01 декабря текущего года. Составление, утверждение и внесение изменений в План осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
9. Проведение аудиторских проверок
9.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора средств местного бюджета.
9.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
9.3. В ходе аудиторской проверки в отношении бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
- вопросов осуществления внутреннего финансового контроля;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
- наличия автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
- вопросов наделения правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также правами доступа к активам и записям.
9.4. Аудиторская проверка также может проводиться путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
9.5. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
При проведении аудиторской проверки составляется рабочая документация. Основанием составления рабочей документации являются первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
В основу акта аудиторской проверки могут быть включены только фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
9.6. Рабочая документация по аудиторской проверке должна содержать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
9.7. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
10. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
10.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
10.2. Форма акта, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита предусматриваются в порядке, установленном главным администратором средств местного бюджета.
10.3. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатков и нарушений (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также рисках представления недостоверной бюджетной отчетности;
- информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в реестр бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля.
10.4. Отчет с приложением акта направляется руководителю главного администратора средств местного бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается решение о:
- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- недостаточности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- направлении материалов в правоохранительные органы, в случае наличия признаков неустранимых нарушений бюджетного законодательства.
11. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
11.1. Подразделения внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность).
11.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств местного бюджета.
11.3. Порядок составления и представления отчетности утверждается главным администратором средств местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.