Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы
По состоянию на конец 2012 г. общая площадь жилищного фонда Ростовской области составила 94 960,5 тыс. кв. метров, в том числе общая площадь жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, - 86 432,5 тыс. кв. метров. По состоянию на 1 января 2013 г. удельный вес площади жилого фонда, оборудованного водопроводом, составил 76,9 процента; канализацией - 71,2 процента; центральным отоплением - 78,2 процента; ванными (душем) - 66,1 процента; газом - 85,0 процента; горячим водоснабжением - 61,8 процента.
На 1 января 2012 г. в капитальном ремонте нуждались 11,3 процента от общего количества многоквартирных домов. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится половина площадей многоквартирных домов. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Практически не применяются кредитные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
Недостаточная информированность населения о правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Износ объектов водоснабжения составляет от 30 до 70 процентов. По состоянию на конец 2012 г. из 23 711,2 км водопроводов (одиночное протяжение) 11 207,5 км (47,3 процента) нуждаются в замене. Утечки и неучтенные расходы воды в среднем по Ростовской области составляют 41,48 процента от воды, поданной в сеть.
Централизованным водоснабжением охвачено 87,5 процента населения: в городах Ростовской области - 96,2 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Наиболее сложная ситуация продолжает оставаться с обеспечением водоснабжения шахтерских территорий и сельских населенных пунктов. По данным на конец 2012 г., количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1 249, или 55,2 процента от их общего числа. В целом по Ростовской области около 100 тысяч человек обеспечиваются привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность питьевой воды.
Основными источниками водоснабжения Ростовской области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 84,9 процента, на долю подземных источников приходится 15,1 процента. Вместе с тем на территории Ростовской области, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в Ростовской области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.
По данным на конец 2012 г., в Ростовской области из 2 282 населенных пунктов централизованные системы канализации имеют только 92 (4 процента), на территории которых размещаются 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным.
Из 4 983,8 километра канализационных коллекторов и сетей 2 221,2 километра (44,6 процента) нуждаются в замене. На 73 (95 процентов) из 77 очистных сооружений канализации обеззараживание сточных вод осуществляется в основном хлорсодержащими реагентами.
За 2012 год в водоемы Ростовской области было сброшено: нормативно очищенных вод - 18,8 процента, недостаточно очищенных - 73,0 процента, неочищенных - 7,6 процента от общего объема сточных вод.
К основным проблемам в состоянии водоснабжения населения и водоотведения можно отнести:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью водопроводов, нерациональным использованием воды в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания, отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;
недостаточность финансовых средств для модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.
В 2012 году на территории Ростовской области снабжение населения и финансируемых из бюджета организаций теплом и горячей водой осуществляли 3 814 источников теплоснабжения суммарной мощностью 11,3 тыс. Гкал/ч.
Основная часть теплоисточников Ростовской области (66,1 процента) работает на газообразном топливе. На твердом и жидком топливе работают 31,6 и 0,9 процента источников теплоснабжения соответственно.
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составила 2 459,8 километра. Из общей протяженности трубопроводов 375,3 километра (15,3 процента) нуждаются в замене, из них 321,8 (85,7 процента) имеют степень износа свыше 60 процентов. Изношенность тепловых сетей приводит к возникновению аварий и потерям тепловой энергии при подаче и распределении ее потребителям. Потери тепловой энергии за 2012 год составили 10,5 процента от общего объема тепла, поданного в сеть.
Для организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры, как объектов жизнеобеспечения, их необходимо обеспечить резервными источниками электроснабжения.
Имеет место недостаточное оснащение организаций, предоставляющих коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области, коммунальной техникой.
На низком уровне находится организация освещения многих муниципальных образований Ростовской области.
По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля фактически освещенных улиц муниципальных образований Ростовской области в общей протяженности улиц населенных пунктов составляет 47,28 процента, в том числе по городским округам - 54,15 процента, по муниципальным районам - 45,35 процента.
Уровень газификации Ростовской области, по состоянию на 1 января 2013 г., составляет 85,00 процента, в том числе по городским округам - 94,04 процента, по муниципальным районам - 71,50 процента.
С 2012 года ведутся мероприятия по газификации единственного негазифицированного района Ростовской области, которые продолжились и в 2013 году.
Успешно реализуется план-график синхронизации работ по выполнению программы газификации, утвержденный Правительством Ростовской области и открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Газпром", в соответствии с которым Правительство Ростовской области обеспечивает проектирование и строительство внутрипоселковых газопроводов и готовность потребителей к приему газа, а ОАО "Газпром" осуществляет проектирование и строительство межпоселковых газопроводов.
Одним из факторов, препятствующих полной газификации городов и районов Ростовской области, является низкий уровень доходов населения, особенно сельского, не имеющего возможности оплатить врезку и подводку разводящих сетей.
В связи с повышением уровня подземных вод в ряде муниципальных образований Ростовской области продолжается неравномерная просадка оснований фундаментов зданий и сооружений, а также повреждение инженерных сетей.
Так, в г. Волгодонске по ряду причин, включая несовершенство нормативной базы, ошибки и просчеты научных, изыскательских, проектных, строительных организаций и эксплуатирующих служб, некомплексность застройки микрорайонов города, незавершенность вертикальной планировки, происходит замачивание просадочной толщи грунтов. В настоящее время из 902 эксплуатируемых в городе объектов 736 не имеют гарантированной эксплуатационной надежности, 92 имеют сверхнормативные деформации, из которых 28 объектов требуют срочного выполнения работ, связанных с обеспечением их эксплуатационной пригодности.
Анализ современного состояния жилищно-коммунальной сферы показывает следующее:
вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан России;
жилищный фонд, переданный гражданам в собственность, так и не стал предметом ответственности собственников;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным для частного бизнеса сектором экономики.
Без принятия срочных мер правового и институционального характера на государственном, в том числе региональном, уровне переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, которые могут привести к изменению сроков и (или) ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы не менее чем на 10 процентов от планового уровня и на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Среди рисков реализации государственной программы необходимо выделить следующие:
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может затруднить реализацию государственной программы. Данный риск можно оценить как умеренный, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы в большинстве случаев требует не только законодательного регулирования на федеральном уровне, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. К примеру, на предоставление мер государственной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов в рамках создаваемой региональной системы требуется значительный объем средств областного и местных бюджетов. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации государственной программы также угрожают риски, связанные с изменением внешней среды, которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
1. Риск ухудшения состояния экономики, который может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное негативное влияние на динамику основных экономических показателей, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как умеренный.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, который может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств бюджетов на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
Из всех вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать институционально-правовой риск и риск ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности ответственного исполнителя и участников государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех участников государственной программы и проведения информационно-разъяснительной работы с населением Ростовской области.
Областным законом от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" предусмотрены меры государственного налогового регулирования в виде пониженной налоговой ставки в размере 0,8 процента в отношении имущества организаций, осуществляющих водоотведение и водоснабжение населения и организаций, при условии, что выручка организации от данного вида деятельности за налоговый период составит 70 процентов от общей суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг). Сумма льготы составила 77,2 млн. рублей. Льгота позволила соблюсти тарифы на коммунальные ресурсы в пределах сценарных условий, не превысив предельные индексы роста платежей граждан за коммунальные услуги.
В рамках реализации данного закона прогнозируемая сумма налоговых льгот к 2020 году составит 108,2 млн. рублей, в том числе:
в 2013 году - 79,5 млн. рублей;
в 2014 году - 82,7 млн. рублей;
в 2015 году - 86,4 млн. рублей;
в 2016 году - 90,6 млн. рублей;
в 2017 году - 95,0 млн. рублей;
в 2018 году - 99,4 млн. рублей;
в 2019 году - 103,8 млн. рублей;
в 2020 году - 108,2 млн. рублей.
Принятие мер правового регулирования относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти и предусмотрено государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323.
Меры правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, носят вспомогательный характер и предусмотрены в приложении N 1 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.