Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятия) на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - государственная функция).
2. Лицензирование деятельности предприятий в пределах компетенции ФСБ России осуществляется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (далее - Центр), а также территориальными органами безопасности, за исключением деятельности предприятий, связанной с созданием средств защиты информации (далее - органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности).
3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(1));
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(2);
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(3);
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"*(4);
Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(5);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(6);
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*(7);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"*(8);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации"*(9);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"*(10);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"*(11);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(12);
приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности"*(13) (с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 г. N 149*(14)).
4. На органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, возложены следующие функции:
организация лицензирования деятельности предприятий;
рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;
организация и проведение специальных экспертиз предприятий и государственных аттестаций их руководителей;
принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензии;
принятие решений о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
контроль за соблюдением лицензионных условий;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий (далее - реестр лицензий).
5. Результатами исполнения государственной функции являются:
выдача или отказ в выдаче лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - лицензии);
приостановление действия лицензий;
аннулирование лицензий;
возобновление действия лицензий;
переоформление лицензий;
выдача временного разрешения на осуществление соответствующего вида деятельности в случае утраты лицензии.
Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия. Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности.
6. Юридическими фактами, заканчивающими исполнение государственной функции, являются принятие решения органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, и уведомление заявителя о принятом решении.
7. Пользователями государственной функции являются предприятия, предполагающие проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
8. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется уполномоченными должностными лицами органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, при письменном обращении, а также посредством размещения информации на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет.
9. Схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении N 1 к Регламенту.
10. Почтовые адреса органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, приведены в приложении N 2 к Регламенту.
Адрес официального сайта ФСБ России в сети Интернет: www.fsb.ru.
11. При консультировании по письменным обращениям ответ направляется почтой по адресу, указанному в обращении, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности.
Сроки исполнения государственной функции
12. Срок исполнения государственной функции по выдаче лицензии - не более 30 дней*(15) со дня поступления в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявления о выдаче (переоформлении) лицензии и прилагаемых к нему документов:
прием и регистрация заявления и документов - 1 день;
рассмотрение заявления и документов - 4 дня;
проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя, ответственного за защиту сведений, составляющих государственную тайну, - 15 дней;
подготовка решения органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, - 7 дней;
уведомление заявителя о решении органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, - 3 дня.
13. Действие лицензии приостанавливается со дня получения лицензиатом соответствующего уведомления*(16).
14. Лицензия аннулируется со дня получения лицензиатом соответствующего уведомления*(16).
15. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он оповещает лицензиата*(16).
16. Срок исполнения государственной функции по выдаче временного разрешения на осуществление лицензионной деятельности - не более 20 дней со дня поступления заявления об утрате лицензии:
прием и регистрация заявления об утрате лицензии - 1 день;
рассмотрение заявления об утрате лицензии - 14 дней;
подготовка решения органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, - 2 дня;
уведомление заявителя о решении органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, - 3 дня.
17. Срок исполнения государственной функции по ведению реестра лицензий - не позднее 3 дней со дня принятия соответствующего решения органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.
18. Выдача (направление) лицензии осуществляется не позднее 3 дней после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
19. Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа выдается (направляется) заявителю не позднее 3 дней после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения.
Основания для приостановления исполнения (отказа в исполнении) государственной функции
20. Основанием для приостановления исполнения государственной функции является волеизъявление заявителя, выраженное в письменной форме, об отзыве заявления. В случае приостановления исполнения государственной функции должностное лицо органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.
21. Основанием отказа в исполнении государственной функции является отсутствие документов, предусмотренных пунктами 22 и 23 Регламента. В случае отказа в исполнении государственной функции орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.
Документы, необходимые для исполнения государственной функции
22. Для получения лицензии предприятие направляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление, оформленное в произвольной форме, о выдаче (переоформлении) лицензии (далее - заявление), в котором указываются:
наименование и организационно-правовая форма, место нахождения предприятия, номер его расчетного счета в банке;
вид деятельности, на осуществление которого предприятию необходима лицензия;
срок действия лицензии.
В целях повышения эффективности взаимодействия с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, заявитель в заявлении может указать контактный телефон лица, выделенного от предприятия для взаимодействия с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Заявление подписывается руководителем предприятия.
23. К заявлению прилагаются:
копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае если копии не заверены нотариусом);
копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копии документов, подтверждающих наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании имущества, необходимого для ведения заявленного вида деятельности;
справка о постановке на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления.
24. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, составляет:
за рассмотрение заявления - 300 рублей;
за предоставление лицензии - 1000 рублей.
III. Административные процедуры
Последовательность административных процедур при исполнении государственной функции
25. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
подачу предприятием в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявления;
рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности;
проведение органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя;
принятие органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;
выдачу (направление) лицензии или выдача (направление) уведомления об отказе в выдаче лицензии;
контроль за соблюдением лицензионных условий;
приостановление действия лицензии;
аннулирование лицензии;
возобновление действия лицензии;
переоформление лицензии;
выдачу временного разрешения на осуществление соответствующего вида деятельности в случае утраты лицензии;
занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий.
Подача предприятием в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявления
26. Основанием для начала исполнения государственной функции является прием и регистрация заявления.
27. Заявление представляется в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по месту нахождения предприятия.
28. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в день получения заявления проверяет правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов.
29. Заявление и прилагаемые к нему документы в день поступления регистрируются в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности. Датой принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, заявления и документов к рассмотрению считается дата регистрации заявления в этом органе.
Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности
30. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, проверяет полноту и достоверность сведений о заявителе, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 23 Регламента, в том числе путем сбора данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
31. В случае выявления данных о предоставлении заявителем неполных или недостоверных сведений орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в срок, не превышающий 3 дней со дня принятия решения об отказе в выдаче лицензии, направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче лицензии.
32. После проверки полноты и достоверности сведений о заявителе осуществляется подготовка и заключение договора на проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя.
Проведение органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя
33. Специальная экспертиза предприятия и государственная аттестация его руководителя проводятся на основе договора между предприятием и органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Расходы по проведению специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей относятся на счет предприятий, получающих лицензию.
Специальная экспертиза предприятий, осуществляющих хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва и не выполняющих другую деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, производится в льготном порядке без взимания платы за проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя.
34. Проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя осуществляется уполномоченными должностными лицами органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, в соответствии с предписанием, в котором указываются:
наименование органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности;
номер и дата предписания;
фамилия, имя, отчество лиц, уполномоченных на проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя, с указанием формы их допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
цели, задачи и предмет специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя;
наименование предприятия;
дата начала и дата окончания специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя.
Предписание, заверенное печатью органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, вместе со служебными удостоверениями лиц, уполномоченных на проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя, предъявляется руководителю предприятия.
Специальная экспертиза предприятия и государственная аттестация его руководителя могут проводиться только теми лицами, которые указаны в предписании.
35. По решению руководителя органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, проведение специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя могут быть поручено в письменном виде аттестационному центру, имеющему соответствующую лицензию. Об этом орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, информирует заявителя.
36. Продолжительность специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации его руководителя не должна превышать сроки, указанные в пункте 12 Регламента.
37. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
38. По результатам проведения специальной экспертизы предприятия уполномоченными должностными лицами органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, составляется акт проведения специальной экспертизы предприятия в двух экземплярах, первый экземпляр которого после оплаты заявителем расходов по договору на проведение специальной экспертизы предприятия направляется заявителю, второй экземпляр приобщается к лицензионному делу.
39. Государственная аттестация руководителей предприятий проводится методом собеседования.
Принятие органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии
40. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, обязан в срок, указанный в пункте 12 Регламента, принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. О принятом решении уведомляется заявитель.
Выдача (направление) лицензии или выдача (направление) уведомления об отказе в выдаче лицензии
41. Лицензия оформляется в одном экземпляре, который выдается (направляется) лицензиату, а ее копия хранится в лицензионном деле лицензиата.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее 3 и более 5 лет.
По просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее 3 лет.
42. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
В случае, если лицензирующий вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
43. Уведомление о выдаче лицензии (в письменной форме) направляется заявителю по почте или вручается лично его представителю.
44. Уведомление об отказе в выдаче лицензии (в письменной форме) направляется по почте заявителю с указанием причин отказа и реквизитов актов, если причинами отказа являются отрицательное заключение специальной экспертизы предприятия и (или) отрицательное заключение по результатам государственной аттестации его руководителя.
Контроль за соблюдением лицензионных условий
45. В целях проверки выполнения лицензиатом лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности органом, уполномоченн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.