Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы образования Ростовской области
Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области", распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 297 "Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области", методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области, утвержденными приказом министерства экономического развития Ростовской области от 15.08.2013 N 70, Концепциями социально-экономического развития Российской Федерации, Южного федерального округа и Ростовской области, Концепцией развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года, учтены мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 792-р), Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области" (постановление Правительства Ростовской области от 25.04.2013 N 241).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года основными стратегическими целями развития Ростовской области являются повышение конкурентоспособности экономики, пространственное развитие региона, повышение качества жизни населения.
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
Образовательный комплекс Ростовской области - один из крупнейших в Российской Федерации. Он включает в себя около трех тысяч образовательных организаций практически всех организационно-правовых форм и типов. В целом в сфере образования Ростовской области занято около 120 тысяч работников.
В настоящее время в Ростовской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Развитие системы образования Ростовской области в последние годы осуществлялось в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, областных долгосрочных целевых программ.
Минобразование Ростовской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на:
финансовое обеспечение мероприятий в области образования;
обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях путем предоставления местным бюджетам субвенций в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов Ростовской области. От грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи в получении качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.
Кроме того, минобразование Ростовской области - главный распорядитель средств областного бюджета, выделяемых на:
финансовое обеспечение подведомственных минобразованию Ростовской области государственных организаций общего, дополнительного и среднего профессионального образования, организаций государственной поддержки детства;
финансовое обеспечение выполнения государственных заданий подведомственными минобразованию Ростовской области государственными автономными и бюджетными организациями Ростовской области.
Одним из основных принципов государственной политики в области образования является обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Проводится серьезное обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование ключевых компетенций школьников, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Помимо изменений в содержании образования и обновления материально-технической базы образовательных организаций обеспечиваются безопасные условия организации образовательного процесса. В Ростовской области принимаются необходимые меры по снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Регулярно обновляется парк школьных автобусов, осуществляющих подвоз обучающихся, проживающих в отдаленных территориях, в базовые школы. Особое внимание уделяется изучению в дошкольных и общеобразовательных организациях основ безопасности дорожного движения, оснащению кабинетов безопасности дорожного движения и автогородков.
Форма объективной оценки качества подготовленности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, установлена порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.
Региональная система оценки качества образования в соответствии со всероссийской системой строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных организаций.
Таким образом, региональная система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников общеобразовательных организаций, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Проведение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ продолжает совершенствоваться, усиливается контроль за соблюдением режима информационной безопасности в пунктах проведения ЕГЭ, повышается качество информированности участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей) об организации и результатах проведения экзаменов.
Продолжает совершенствоваться нормативная правовая база проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в части усиления ответственности за нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, приема в образовательную организацию и внесения необходимых изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в которых будет предусмотрена дифференцированная ответственность для категорий лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся во всех формах ее проведения.
Минобразованием Ростовской области осуществляется внедрение в организациях дополнительного образования Ростовской области федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования детей и спортивно-досуговой деятельности.
Предоставляются бесплатные образовательные услуги дополнительного образования с использованием спортивных залов и спортивных площадок организаций дополнительного образования, в том числе детям с особыми образовательными потребностями, детям-инвалидам.
Развивается система дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций за счет ресурсов организаций дополнительного образования. Сформирован и ежегодно обновляется региональный банк данных одаренных детей, функционируют центры по работе с одаренными детьми на базе ведущих вузов Ростовской области, очно-заочная школа интеллектуально одаренных детей, проводится работа в профильном лагере для одаренных детей.
Поэтапно проводится процесс оптимизации объемов и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда, в государственных образовательных организациях профессионального образования. Оптимизация проводится с учетом текущей социально-экономической ситуации региона и перспектив его развития в рамках формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров. Вследствие проделанной работы прекращен прием по профессиям и специальностям: бухгалтер, секретарь-референт, оператор ЭВМ, правоведение. Открыт прием на обучение по новым профессиям и специальностям: мастер обработки цифровой информации, машинист дорожных строительных машин, электромонтажник электрических сетей и оборудования, автомеханик, мастер сухого строительства, организация сурдокоммуникаций и др.
С учетом потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг в педагогических колледжах дополнительно открыты новые специальности по направлениям: "Социальная работа", "Информатика и вычислительная техника", "Сфера обслуживания", что позволяет повысить уровень трудоустройства выпускников в образовательные организации, организации социальной сферы Ростовской области.
В целях обеспечения непрерывности профессионального образования в настоящее время разработаны и реализуются сокращенные профессиональные образовательные программы для получения выпускниками педагогических колледжей высшего профессионального образования по специальностям "Преподавание в начальных классах" и "Дошкольное образование", что позволит обеспечить образовательный комплекс Ростовской области востребованными кадрами с высшим профессиональным образованием.
Возросло число долгосрочных договоров о социальном партнерстве между организациями профессионального образования и предприятиями - заказчиками кадров.
Проводится системная работа по реструктуризации сети организаций начального и среднего профессионального образования в целях повышения эффективности использования материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов и обеспечения инновационной экономики Ростовской области востребованными рабочими и специалистами. Реструктуризация осуществляется путем укрупнения организаций профессионального образования как по горизонтали, так и по вертикали, изменения их типа и вида, оптимизации филиалов.
В целях оказания государственной поддержки и стимулирования талантливой молодежи осуществляются выплаты именных стипендий студентам и аспирантам организаций высшего профессионального образования, а также студентам организаций среднего профессионального образования.
Более подробно анализ состояния и прогноз развития сферы образования изложен в соответствующих разделах подпрограмм "Развитие общего и дополнительного образования", "Развитие профессионального образования" и "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Развитие образования" и прочие мероприятия".
Реализация государственной программы подвержена ряду рисков, которые могут оказать влияние на достижение результатов.
К основным рискам реализации государственной программы относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы, в том числе - со стороны муниципалитетов;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации государственной программы, отставание от сроков реализации мероприятий.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников государственной программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации государственной программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки государственной программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования.
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Государственной программы Ростовской области "Развитие образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.