Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
города Таганрога
"Развитие здравоохранения"
(постановление Администрации
города Таганрога
от 17.10.2013 N 3279)
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения" муниципальной программы города Таганрога "Развитие здравоохранения"
24 февраля, 18 июня, 13 августа, 17 октября, 29 декабря 2014 г., 26 января, 31 марта, 28 апреля, 6 июля, 2 сентября, 23 ноября 2015 г., 18 января, 2 марта, 6 апреля, 16 мая 2016 г.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 16 мая 2016 г. N 1093 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Подпрограммы
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 16 мая 2016 г. N 1093 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы
Состояние и перспективное развитие здравоохранения г. Таганрога в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения. Необходимым условием достижения главной цели модернизации здравоохранения - обеспечения равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи - является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов, построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.
В г. Таганроге, по данным статистической отчетности на 01.01.2013, в медицинских организациях, подведомственных Управлению здравоохранения г. Таганрога, трудилось 816 врачей и 2259 средних медицинских работников. Укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения врачебными кадрами составляла 64,4%, средними медицинскими работниками 77%.
На 01.01.2015 укомплектованность учреждений здравоохранения города врачами равна 61,6%; средними медицинскими работниками 78%.
На сегодняшний день в сфере кадрового обеспечения отрасли необходима концентрация государственного участия в решении проблемы дефицита физических лиц врачей и средних медработников по ряду специальностей.
Уровень обеспеченности населения города врачами - ниже средне российского показателя и на 01.01.2015 составлял 31,6 человек на 10 тыс. населения. Таким же образом сложилась ситуация в части обеспеченности населения средним медицинским персоналом, где обеспеченность - 101,6 человека на 10 тыс. населения, что не позволяет в полной мере обеспечить равенство в доступности и качестве медицинской помощи граждан г. Таганрога.
Дефицит ряда врачей-специалистов отмечается в амбулаторно-поликлинических учреждениях: терапевтов, неврологов, кардиологов, оториноларингологов, офтальмологов, травматологов-ортопедов, урологов.
Дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов, инфекционистов имеется в большинстве стационарных учреждений города.
Кроме этого, не хватает врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, патологоанатомов.
Особенно остро проблема кадров проявляется на приоритетных направлениях, обеспечивающих первичную медико-санитарную помощь населению.
Реализация мероприятий подпрограммы 6 позволит обеспечить увеличение значения показателя обеспеченности населения врачебными кадрами до 36,0 на 10 тысяч населения в 2020 году.
Невысокий уровень заработной платы, а также недостаток специалистов привели к распространению вторичной занятости. Коэффициент совместительства - 1,4.
Кадровая ситуация сопровождается другими негативными тенденциями. Прогнозируемое сохранение оттока специалистов из здравоохранения города подтверждается неблагоприятной динамикой возрастного состава врачей. За последние 5 лет имеет место опережающий рост числа врачей пенсионного возраста на фоне небольшого притока молодых специалистов - врачей. Приток молодых специалистов незначительно компенсирует убыль специалистов по причине выхода их на пенсию.
Велика доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии, доля лиц предпенсионного возраста доходит до 20%, что свидетельствует об имеющейся тенденции старения кадрового потенциала отрасли и возможном нарастании имеющегося дефицита медицинских кадров.
Реализация мероприятий подпрограммы 6 позволит увеличить значения показателя укомплектованности штатных должностей врачей физическими лицами до 74,0% к 2020 году.
Растущие потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием, внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи ставят новые задачи в улучшении системы повышения квалификации медицинских работников.
В ходе реализации мероприятий по улучшению обеспечения медицинскими кадрами за счет средств областного бюджета и бюджета г. Таганрога ежегодно
более 250 врачей и 500 средних медицинских работников повышают свою квалификацию. В результате количество врачей, не повышающих свой профессиональный уровень, снизилось до 0,2%, средних медработников - до 0,8% по итогам 2014 года.
С целью укомплектования муниципальных учреждений здравоохранения города медицинскими кадрами широко используется целевая форма подготовки специалистов на базе ГБОУ ВПО РостГМУ и других образовательных организаций Российской Федерации, имеющих лицензию на оказание данного вида услуг, постдипломная подготовка врачей по узким специальностям, повышение квалификации и профессиональная переподготовка врачей и средних медицинских работников; участие молодых врачей и врачей дефицитных специальностей в областной программе ипотечного кредитования, доплата врачам дефицитных специальностей за съем жилья из средств бюджета г. Таганрога.
Наряду с указанными мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в отрасль и сохранению имеющихся кадров острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.
Основной причиной оттока высококвалифицированных специалистов из муниципальных учреждений здравоохранения, а также нежелания выпускников с медицинским образованием работать по специальности и, как следствие, снижения объемов и качества оказания населению медицинской помощи является низкий уровень заработной платы в муниципальных учреждениях здравоохранения.
Мероприятиями подпрограммы 6 предусмотрено поэтапное повышение к 2020 году соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, и средней заработной платы в регионе до 200%; средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала - до 100% и младшего медицинского персонала - до 100% средней заработной платы в регионе.
Будет продолжена практика проведения ежегодных конкурсов среди работников здравоохранения, медицинских организаций, позволяющих оценить наиболее значимые достижения и выявить перспективные проекты.
В целях улучшения ситуации с обеспечением учреждений здравоохранения города высококвалифицированными медицинскими кадрами необходимо создание эффективной системы подготовки, а также действенных мер, направленных на снижение дефицита медицинского персонала. Подготовка квалифицированных специалистов в условиях непрерывного профессионального образования, постоянно совершенствующих знания, умения и навыки, обеспечит высокое качество оказания медицинской помощи.
Персональный допуск специалистов к профессиональной деятельности будет осуществляться через внедрение единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенции медицинских работников. На всех этапах реализации подпрограммы 6 планируется проведение мероприятий по оказанию мер социальной поддержки медицинских работников. Предполагается, что реализация целей и задач подпрограммы 6 позволит снизить уровень дефицита медицинских кадров и отток специалистов из отрасли, а также повысить престижность медицинской профессии.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 6 определены в соответствии с федеральными и областными законодательными актами и продиктованы необходимостью улучшения кадровой ситуации посредством повышения квалификации медицинских работников и создания системы повышения мотивации к качественному труду за счет обеспечения подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий.
Основные риски реализации подпрограммы 6 связаны с тем, что нереализация или частичная реализация предлагаемых подпрограммой 6 мероприятий окажет негативное влияние на систему здравоохранения в целом.
Мерой управления рисками является осуществление контроля мероприятий кадрового обеспечения учреждений здравоохранения со стороны Управления здравоохранения г. Таганрога.
В рамках реализации подпрограммы 6 осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы 6 не требуется.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы
Целью подпрограммы 6 является обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами.
Задачи подпрограммы 6:
снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из муниципальной системы здравоохранения;
совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;
повышение престижа профессии;
развитие мер социальной поддержки медицинских работников;
проведение оценки уровня квалификации медицинских работников, необходимых дня занятия профессиональной деятельностью.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 6, характеризующие достижение целей:
обеспеченность населения врачами;
соотношения врачей и среднего медицинского персонала;
соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в регионе;
соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в регионе;
соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в регионе.
Подпрограмма 6 реализуется в 2014 - 2020 годы, этапы не предусмотрены.
Ожидаемым результатом подпрограммы 6 будет обеспечение удовлетворенности населения города в качестве оказываемой медицинской помощи, снижение кадрового дефицита, повышение уровня квалификации врачей и средних медицинских работников.
В рамках мероприятий подпрограммы 6 по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров будет организовано обучение медицинских работников по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального образования в объеме более 700 человек ежегодно, что позволит обеспечить потребность медицинских работников, работающих в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в периодичном совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков (не менее одного раза в пять лет).
Также, мероприятиями подпрограммы 6 предусматривается реализация комплекса мер, направленных на повышение социального статуса работников здравоохранения, сохранение кадрового потенциала, достижение и сохранение на высоком уровне профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, повышение престижа профессии.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) подпрограммы 6 приводится в приложении N 9 к муниципальной программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 16 мая 2016 г. N 1093 в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Основное мероприятие 6.1 "Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников".
Основной целью данного мероприятия является насыщение лечебно-профилактических учреждений города высококвалифицированными медицинскими специалистами.
Задача мероприятия - обеспечение совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков медицинских работников на этапе дополнительного профессионального образования.
Ожидаемый эффект - обеспечение удовлетворенности населения области в качестве оказываемой медицинской помощи и предоставляемых медицинских услуг.
Реализация мероприятия направлена на обеспечение совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков медицинскими и работниками на этапе дополнительного профессионального образования.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка средних медицинских работников будет организована на базе ГБОУ ДПО РО "Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" и других образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание данного вида услуг.
Данное мероприятие позволит обеспечить непрерывное своевременное не реже одного раза в пять лет повышение квалификации специалистов здравоохранения среднего звена, их аттестацию и сертификацию.
Необходима дальнейшая реализация мероприятия по устранению кадрового дефицита в здравоохранении в части обеспечения подготовки врачебных кадров и специалистов с высшим немедицинским образованием по образовательным программам дополнительного профессионального образования.
Данное мероприятие позволит обеспечить выполнение требований действующего законодательства к образованию при допуске к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью, аттестации, сертификации и аккредитации специалистов.
Повышение квалификации специалистов и создание системы повышения мотивации к качественному труду за счет обеспечения подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования приведет к повышению их профессионального уровня и внедрению передовых медицинских технологий в практическую деятельность.
Финансовое обеспечение данного мероприятия будет способствовать своевременному не реже одного раза в пять лет повышению квалификации врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием.
В современных условиях постоянно развивающихся и меняющихся высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний требуется формирование у практикующих специалистов, навыков, необходимых при работе с современным лечебно-диагностическим оборудованием, и широкое внедрение инновационных методов образования, симуляционных технологий.
В результате проведенного мероприятия врачи будут подготовлены для работы на новом современном оборудовании, будут внедрены в практику новые, современные технологии оказания медицинской помощи пациентам и, как следствие, ожидается повышение качества оказания медицинской помощи.
Важную роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образования и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения города. Эффективное развитие системы здравоохранения на современном этапе в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала. Эффективность оказания медицинской помощи зависит от четкой и профессиональной их деятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи.
Для решения поставленных задач необходимо продолжить оплату расходов на повышение квалификации среднего медицинского персонала.
Финансирование данного мероприятия позволит повысить уровень квалификации работников медицинских учреждений города, снизить процент специалистов, не прошедших повышение квалификации 1 раз в 5 лет, повысить показатель аттестации средних медицинских работников.
3.2. Основное мероприятие 6.2 "Повышение престижа медицинских специальностей".
Целью мероприятия является государственная поддержка и стимулирование профессиональной деятельности врача, поддержка талантливых молодых врачебных кадров области, повышение престижа профессии врача, ее значимости
Задача снизить отток высококвалифицированных специалистов из муниципальной системы здравоохранения г. Таганрога.
Эффект - снижение кадрового дефицита.
Необходимость развития кадрового потенциала отрасли, способного обеспечить высокое качество оказываемых медицинских и фармацевтических услуг населению Ростовской области, обуславливает значимость принятия комплексных мер по повышению престижа медицинской профессии.
Одним из направлений реализации данного мероприятия является участие в городском и областном конкурсе "Лучший врач года", которые ежегодно проводятся Управлением здравоохранения г. Таганрога и Министерством здравоохранения Ростовской области по номинациям "Лучший руководитель медицинского учреждения", "Лучший молодой специалист" в целях повышения значимости профессии врача, стимулирования творческой инициативы, поддержки талантливых молодых врачебных кадров, а также материального поощрения.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 18 января 2016 г. N 59 в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Основное мероприятие 6.3 "Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников".
Целью мероприятия является улучшение кадровой ситуации в учреждениях здравоохранения с низкой укомплектованностью и обеспеченностью врачами.
Задача закрепление молодых специалистов, снижение оттока высококвалифицированных врачебных кадров из учреждений здравоохранения г. Таганрога с низкой укомплектованностью специалистами.
Эффект - снижение кадрового дефицита.
В целях обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения врачебными кадрами, ликвидации оттока медицинских специалистов в учреждения негосударственных форм собственности и закрепления специалистов здравоохранения на рабочих местах, врачам дефицитных специальностей, которые пользуются жилыми помещениями по договору коммерческого найма, на основании представленных ими документов будет продолжена выплата частичной компенсации расходов в сумме: одиноким специалистам - 3500 рублей в месяц; семейным, не имеющим детей, - 4000 рублей в месяц; семейным, имеющим детей, - 5000 рублей в месяц. Кроме того, гражданам, проходящим целевое обучение на условиях целевого приема для получения высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования, в период обучения муниципальными учреждениями из средств бюджета города Таганрога осуществляются выплаты стипендий.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 24 февраля 2014 г. N 539 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы муниципальной программы
Финансирование мероприятий подпрограммы 6 осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог".
Финансирование подпрограммы 6 по каждому мероприятию определяется индивидуально.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 6 подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 6, представлена в приложениях N 14 и 15 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.