Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий стало приоритетной задачей Администрации города в жилищно-коммунальной сфере.
Городу Ростову-на-Дону, как и большинству городов Российской Федерации, необходимо решить проблему обеспечения комфортным и благоустроенным жильем населения, проживающего в аварийном жилищном фонде. Общая площадь домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городе составляет около 70 тыс. кв. м, а площадь аварийных помещений, подлежащих отселению, - около 40 тыс. кв. м.
Аварийные дома создают угрозу жизни и безопасности населения города, ухудшают внешний облик центральных, исторически сложившихся, районов города, в которых концентрация аварийного жилищного фонда наиболее значительна, сдерживают развитие городской инфраструктуры, снижают инвестиционную привлекательность территории города, существенно сдерживают темпы жилищного строительства.
Ликвидация аварийного жилищного фонда носит межведомственный характер, она не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных расходов капитального характера за счет бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
Многоквартирный дом представляет собой сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, требующих регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.
В течение 2008 - 2013 годов, за период действия долгосрочных городских целевых программ, из бюджетов всех уровней было выделено более 6,5 млрд. руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. За счет указанных средств был выполнен капитальный ремонт в 1,8 тысячи домов, улучшено тем самым техническое состояние домов, в которых проживает более 120 тысяч семей ростовчан.
Несмотря на столь значительные вложения в капитальный ремонт за последние годы, большая часть многоквартирных домов требует проведения ремонтных работ. Основная масса обращений жителей города в адрес городских, областных и федеральных структур связана с просьбами выполнения капитального ремонта многоквартирных домов.
В настоящее время в городе Ростове-на-Дону 4534 дома требуют комплексного и (или) выборочного капитального ремонта, 931 лифт, расположенный в многоквартирных домах, эксплуатируется за пределами нормативного срока службы (25 лет). Для приведения многоквартирных домов и лифтового оборудования в надлежащее техническое состояние, а также для недопущения аварийных и чрезвычайных ситуаций необходимы значительные капиталовложения.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с организацией обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, на территории Ростовской области создан региональный оператор - "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (Областной закон Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области").
До момента реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений, согласно Областному закону от 11.06.2013 N 1101-ЗС, Администрация города Ростова-на-Дону в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами федерального и регионального значения не может снять с себя ответственность за содержание жилищного фонда.
Проблему капитального ремонта многоквартирных домов необходимо решать программным способом, предусматривающим совместное финансирование мероприятий по ремонту общего имущества собственников помещений всеми участниками процесса - собственниками жилых и нежилых помещений, органами местного самоуправления, органами государственной власти.
Для улучшения условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде также проводятся работы по его капитальному ремонту. Общая площадь жилищного фонда города Ростова-на-Дону составляет 22852,6 тыс. кв. м, из них в муниципальной собственности находится 1005,2 тыс. кв. м, что составляет 4,4% от всего жилищного фонда.
Конструктивные элементы, инженерные системы и иное оборудование объектов муниципального фонда в целом требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта. Капитальный ремонт объектов муниципального фонда является самой затратной частью их эксплуатации.
В связи с длительным сроком эксплуатации многоквартирных домов в муниципальных квартирах требуется проведение капитального ремонта, который должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели помещений. Изношенные коммуникации не выдерживают возрастающих потребностей населения в благоустройстве и комфорте.
Также в настоящее время на территории города Ростова-на-Дону в муниципальной собственности находятся нежилые помещения. За счет средств городского бюджета и арендаторов проводились работы по текущему ремонту ряда объектов, касающиеся в основном поддержания в работоспособном состоянии их инженерных коммуникаций, устранения аварийных ситуаций. Капитальный ремонт муниципальных нежилых помещений не проводился, что привело к увеличению износа инженерных коммуникаций и строительных конструкций, как следствие, к преждевременному старению, ветшанию муниципального нежилого фонда.
Техническое состояние объектов муниципального нежилого фонда нередко не соответствует запросам пользователей, что приводит к невостребованности помещений для использования на условиях аренды, а это влечет за собой увеличение объема средств городского бюджета на возмещение расходов по содержанию и оплату коммунальных расходов.
Проблема обеспечения жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания, отдельных категорий граждан, в соответствии с ЖК РФ, также остается в числе первостепенных для города Ростова-на-Дону.
Жилые помещения маневренного, специализированного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Помещения, отнесенные к маневренному, специализированному фонду, должны быть пригодными и благоустроенными для проживания граждан.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время сопровождается весьма большими потерями энергетических ресурсов, потребляемых как самими коммунальными предприятиями, так и внешними потребителями.
Все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями энергии при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, размеров платы, так и объемов реализации.
Единственный реальный выход в сложившейся ситуации - широкомасштабное внедрение энергосберегающих технологий. Первоочередным этапом работ здесь является организация качественного и достоверного учета расхода энергетических ресурсов, отвечающего всем правилам и нормам действующего законодательства.
В целях рационального использования потребляемых коммунальных ресурсов статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена необходимость оснащения многоквартирных домов индивидуальными приборами учета потребляемых холодной и горячей воды, электрической энергии до 01.07.2012 и оснащение индивидуальными приборами учета потребляемого природного газа - до 01.01.2015.
Кроме того, в соответствии с пунктом 138 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (ред. от 21.05.2013) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Ответственность за реализацию указанных мероприятий возложена на собственников помещений, в том числе и муниципальных квартир, в связи с чем необходимо бюджетное финансирование мероприятий по оснащению муниципального жилищного фонда приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, соответствующих требованиям действующего законодательства.
В целях системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо решение проблемы бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
В настоящее время обострилась ситуация с возникновением большого количества аварий на бесхозяйных инженерных объектах (газовых магистралях, электрических линиях и трансформаторных подстанциях), посредством которых осуществляется поставка коммунальных ресурсов потребителям города Ростова-на-Дону, что влечет перебои в предоставлении коммунальных услуг большому числу жителей города.
Стоит отметить, что бесхозяйные инженерные объекты в городе появились вследствие перехода от социалистических методов управления экономикой к капиталистическим. Как правило, в переходный период предприятия и организации, имеющие на балансе объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие ресурсами не только сами предприятия, но и ведомственные жилые дома, банкротились. Также бесхозяйные объекты возникали при смене формы собственности того или иного предприятия в результате необоснованного снятия с баланса, частичной передачи имущества и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать и тенденции настоящего времени: значительная часть бесхозяйных объектов представляет собой не старые инженерные коммуникации, а новые, брошенные застройщиками, не переданные в установленном порядке.
Причинами учащения случаев возникновения аварий на бесхозяйных объектах являются их сильная изношенность и отсутствие надлежащей эксплуатации. В течение длительного времени ремонтно-восстановительные работы на таких объектах не производились.
В целом решение проблемы постоянной эксплуатации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры позволит значительно снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также не допустить роста социальной напряженности.
Для оценки уровня эффективности использования энергоресурсов и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых показателей вышеуказанных мероприятий используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные статистического наблюдения.
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения устойчивости, надежности и развития муниципальной системы теплоснабжения города необходимо проведение мероприятий по ликвидации и техперевооружению муниципальных котельных, реконструкции, модернизации тепловых сетей, не отвечающих современным требованиям промышленной и экологической безопасности.
В хозяйственном ведении МУП "Теплокоммунэнерго" находятся 188 муниципальных котельных, в том числе 93 подвальных газовых, не отвечающих современным требованиям промышленной, экологической и пожарной безопасности. Установленная мощность котельных - 1014,292 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей и вводов - 249,794 тр. км.
В соответствии с Приказом Госгортехнадзора РФ от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления" запрещена эксплуатация газового оборудования котельных, пристроенных и встроенных в жилые и общественные здания.
В 2008, 2009 и 2010 годах получены предписания органов государственного пожарного надзора о недопустимости эксплуатации подвальных газовых котельных, расположенных в учреждениях образования. В качестве предупредительной меры на эксплуатацию ряда котельных в судебном порядке был наложен временный запрет.
Таким образом, проблема ликвидации муниципальных котельных является общегородской, и ее решение требует согласованного взаимодействия Администрации города, муниципальных, государственных учреждений и хозяйствующих субъектов.
Ликвидация муниципальных котельных позволит обеспечить промышленную безопасность муниципальных источников теплоснабжения города Ростова-на-Дону, реализует основные положения правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные Приказом Госгортехнадзора РФ от 15.11.2013 N 542, а также Приказа МЧС России от 21.02.2013 N 116. Об утверждении свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
В соответствии с положением Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" элементы сети наружного освещения улиц, парков и скверов вошли в число объектов, подлежащих модернизации и переходу на энергосберегающие технологии.
В настоящее время из 1368 км улично-дорожной сети города освещено 1312,8 км (96%), при этом общая протяженность сетей наружного освещения составляет 1317,4 км. Проблемой наружного освещения является высокий моральный и физический износ значительной части светильников, сетей и электроустановок. Выполнение мероприятий по содержанию и восстановлению сетей наружного освещения позволит обеспечить комфортные условия проживания в городе Ростове-на-Дону и удовлетворение потребностей населения в уличном освещении.
Для достижения цели улучшения экологической обстановки и благоустроенности города Ростова-на-Дону в жилищно-коммунальной отрасли выполняются работы по санитарному содержанию, озеленению и благоустройству территории города.
Город Ростов-на-Дону является административным центром Ростовской области и Южного федерального округа, что определяет его доминирующую роль в системе экономических, культурных, промышленных взаимосвязей юга России. Кроме того, город обладает существенным географическим, климатическим, историческим и культурным потенциалом для позиционирования в качестве туристического центра.
В Ростове-на-Дону обеспеченность населения зелеными насаждениями составляет только 26,6% от нормативной, основная часть дефицита - это недостаточные площади городских лесов и лесопарков. Так, обеспеченность города лесными насаждениями составляет 13% от нормативной. По состоянию на 2013 год площадь городских лесов составляет 3440 га, при этом не все из номинально "лесных" территорий являются фактически облесенными. В связи с этим стоит вопрос создания новых участков лесных культур и обеспечения сохранности существующих посадок.
В настоящее время площадь зеленых насаждений общего пользования в городе составляет 1485,4 га, имеются 33 сквера и 11 парков. Озеленение улично-дорожной сети составляет 940 га. Для поддержания озелененных территорий в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии следует регулярно производить высадку деревьев и кустарников, посадку цветников и оформление вертикальных цветочных конструкций, посев и покос газонов, уничтожение карантинных сорняков, санитарную очистку территории и другое. Во избежание чрезвычайных ситуаций, связанных с падением деревьев и ветвей деревьев, необходимо осуществлять мониторинг состояния зеленых насаждений и своевременно выполнять их обрезку, а в случае нежизнеспособности - валку.
В Ростове-на-Дону 14 городских фонтанов: "Орфей", "Ротонда", "Покровский", "Лира" и светомузыкальный фонтан на ул. Б. Садовой, "Львы" на пр. Соколова, "Сбор винограда", "Девушки, собирающие виноград" и "Витязь" на пр. Буденновском, "Фантазия" на Рабочей площади, каскад и фонтан "Театральный", фонтан в сквере "Комсомольский", "Очарование" и "Юность" на ул. Береговой. Эксплуатация фонтанов предполагает осуществление целого комплекса инженерно-технических мероприятий по профилактике, подготовке и консервации гидравлических систем и систем электроснабжения, содержанию декоративных элементов, очистке водной поверхности.
С каждым годом повышаются требования к комфортности проживания населения в городе Ростове-на-Дону, безопасности движения транспорта, что предполагает качественную работу по содержанию объектов благоустройства. Неотъемлемой частью благоустройства является регулярная и качественная уборка объектов общего пользования, включая парки, скверы, озелененные участки улично-дорожной сети, тротуары, проезжую часть дорог. Порядок выполнения и интенсивность уборочных работ регламентируются Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону и другими нормативными актами, в соответствии с которыми формируется годовой перечень (титульный список) работ, в зависимости от сезонности их выполнения и категории обслуживаемых объектов. Для обеспечения надлежащего состояния города в течение всего года необходимо с нормативной регулярностью осуществлять очистку озелененных территорий, уборку проезжей части дорог и подметание тротуаров, а также очистку дорог и тротуаров от снега в зимний период года.
Согласно ежегодным отчетам Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Ростове-на-Дону сохраняется напряженная эпизоотическая ситуация, на стабильном уровне находится заболеваемость населения инфекционными болезнями, распространяемыми насекомыми и грызунами. При условиях, благоприятных для размножения клещей и кровососущих насекомых, которые сложились в последние годы, необходимо сохранять площади анофелогенной, акарицидной и ларвицидной обработки.
Контроль за эпидемиологической ситуацией в городе не ограничивается сокращением численности насекомых - значительную опасность представляют собой безнадзорные животные. Необходимо продолжать работу по контролю численности бродячих животных. Однако, учитывая социальную значимость вопроса, мероприятия должны осуществляться гуманными методами, с применением стерилизации животных и современных способов отлова с использованием миорелаксантов; особое внимание должно уделяться вакцинации животных.
В последнее время остро стоит вопрос осуществления захоронений на территории городских кладбищ. В городе имеются 9 кладбищ площадью 419 га, причем единственное открытое для захоронений Северное городское кладбище находится в стадии исчерпания ресурса земли. Ежегодно в городе Ростове-на-Дону осуществляется более 13 тыс. захоронений. В сложившейся ситуации необходимо вести работу по оптимизации использования существующих площадей путем реконструкции. Начиная с 2008 года реализуются мероприятия по благоустройству и реконструкции закрытых кладбищ; за указанный период мероприятия по обновлению старых кладбищ показали свою эффективность, что является основанием для продолжения работы на оставшихся городских кладбищах.
При более интенсивном применении кремации ресурс кладбищ может быть продлен на 10%. Кроме того, на конец 2015 года планируется обустройство и ввод в эксплуатацию нового муниципального кладбища.
Спецификой деятельности по благоустройству является направленность большей части мероприятий не на повышение объемов и показателей, а на поддержание их на уровне, обеспечивающем надлежащее состояние территории города и комфортные условия для проживания населения. При этом полный цикл мероприятий может быть реализован в течение одного календарного (бюджетного) года без ущерба объемным и качественным показателям деятельности.
К таким видам работ относится текущее содержание объектов благоустройства и озеленения, содержание и эксплуатация элементов инженерной инфраструктуры благоустройства, мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержанию мест погребения. Состав и объем данных мероприятий четко регламентирован и формируется на основании отработанных методик, позволяющих оптимизировать как технологический процесс, так и финансовые затраты. Основная задача исполнителей в данном случае обеспечить полноту состава работ, непрерывность и высокое качество их выполнения.
Другие виды работ в силу значительного масштаба, продолжительности и высокой стоимости предполагают предварительное планирование. К ним относится строительство и реконструкция парков, скверов и иных объектов благоустройства. Потребность в данных мероприятиях не регламентируется, однако именно эти работы, как правило, оцениваются в качестве наглядного результата благоустройства города. Увеличение количества объектов рекреации способствует повышению общей привлекательности и комфортности города, при этом приоритет должен отдаваться наиболее знаковым и доступным для широких масс населения объектам.
Город Ростов-на-Дону получил право проведения игр чемпионата мира по футболу в 2018 году (далее - Чемпионат). В соответствии с требованиями ФИФА мероприятия подобного масштаба требуют обновления сопутствующей инфраструктуры: дорожной, энергетической, коммунальной, туристической, гостиничной и т.д. Основные направления работы в рамках подготовки в проведению Чемпионата ("дорожная карта") в 2013 году утверждены Губернатором Ростовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" определены объекты, на которых будет сконцентрирована основная активность. Установлено, что главный спортивный объект - стадион на 45 тыс. мест - будет находиться в левобережной зоне. Тренировочные площадки команд распределены по 4 районам города:
- стадион "Локомотив" - пр. Стачки, 28 (Железнодорожный район);
- стадион "СКА" - ул. Фурмановская, 150 (Ворошиловский район);
- стадион "Олимп-2" - пр. Шолохова, 31е (Первомайский район);
- стадион "Юность России" - ул. Каяни, 11/118 (Пролетарский район).
С учетом внимания прессы и болельщиков к подготовительному и тренировочному процессу команд близлежащие к тренировочным полям территории планируется благоустроить с целью создания условий для комфортного посещения и отдыха. В рамках настоящей подпрограммы предусмотрены обустройство лесопарка по ул. Фурмановской, зоны отдыха на левом берегу р. Дон и реконструкция городского пляжа.
Определено расположение фанзоны и фанмили. Фанзона - это обособленная территория, предполагающая значительное скопление людей, где болельщики могут наблюдать за соревнованиями во время проведения международных спортивных мероприятий. В качестве фанзоны во время проведения чемпионата мира по футболу будет использоваться Театральная площадь. Фанмиля подразумевает организованное особым образом пространство, позволяющее сконцентрировать и направить пешеходные потоки к местам посадки в общественный транспорт для транзита к месту проведения спортивных мероприятий. Удобство расположения, эстетические и пространственные характеристики объекта позволяют организовать фанмилю на ул. Береговой. Таким образом, Театральная площадь и городская набережная станут "визитными карточками" города, что требует масштабных работ по благоустройству как самих объектов, так и прилегающих к ним кварталов.
В составе благоустроительных работ предусматриваются озеленение, ремонт, восстановление и создание декоративных и инженерных компонентов оформления и организации пространства. Кроме того, предусмотрен ремонт фасадов и кровель многоквартирных домов.
В период проведения мероприятий предполагается увеличение посещаемости мест рекреации, массового отдыха и объектов, имеющих культурное значение. Значительная часть их сосредоточена в исторической части города (преимущественно Кировский и Ленинский районы), однако расположение гостиниц для размещения официальных делегаций, прессы, российских и иностранных болельщиков предполагает приведение всех районов города в более комфортное и эстетически привлекательное состояние. При этом приоритетными являются наиболее знаковые и доступные для широких масс населения объекты.
Строительство, реконструкция и благоустройство парков, скверов и иных объектов в силу значительного масштаба, продолжительности и высокой стоимости работ предполагают предварительное планирование. Потребность в данных мероприятиях не регламентируется, однако именно эти работы, как правило, оцениваются в качестве наглядного результата благоустройства города.
Учитывая масштаб мероприятий, регулирование которых осуществляется на уровне Правительства РФ и Правительства Ростовской области, существует вероятность внесения изменений и дополнений в сформированную систему программных мероприятий, корректировка объемов и источников финансирования. Однако для достижения необходимого результата в установленный срок требуется поэтапная реализация обозначенных мероприятий начиная с 2014 года.
Учитывая сложность всех поставленных задач, а также необходимость выработки комплексного и системного их решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках муниципальной программы с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться наибольшего эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, повышении благоустроенности территории города и совершенствовании среды жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.