Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2007
"Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 566-ст)
Social services of the population. Social services to children
Дата введения - 1 января 2009 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1182-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2015 г. в связи с утверждением ГОСТ Р 52888-2013
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;
- детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
- детям, подвергшимся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;
- детям с ограниченными возможностями;
- детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
- самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
- детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- детям, заблудившимся или подкинутым;
- детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
4 Состав, объемы и формы социальных услуг
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт 4 предисловия), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498.
4.1 Социально-бытовые услуги
4.1.1 Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
в) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
5) привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его пределами;
6) решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
г) организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
д) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
е) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
ж) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) подготовка к самостоятельной семейной жизни;
к) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности такого возвращения;
л) содействие в предоставлении жилья детям - выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
м) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
н) социальный патронаж.
4.1.2 Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.1.
4.1.2.1 Социально-бытовые услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей, прибывающих без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях);
в) организация приема, размещения, отдыха, питания детей;
г) участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывающих без родителей.
4.1.2.2 Социально-бытовые услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) предоставление усиленного питания с добавкой в него витаминных препаратов для повышения иммунитета детей;
б) организация защиты детей от массового нападения кровососущих насекомых;
в) обеспечение специальной одеждой для защиты детей от гнуса и клещей;
г) организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями;
д) предоставление детям теплой одежды и обуви.
4.1.2.3 Социально-бытовые услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) обеспечение детей, проживающих или ранее проживавших на радиоактивно загрязненных территориях, питанием с лечебно-профилактическими свойствами (обогащенным витаминами А, В, С);
б) предоставление специализированного автотранспорта для оказания неотложной помощи детям, проживающим в учреждениях социального обслуживания, находящихся в отдаленных населенных пунктах территорий, загрязненных радионуклидами.
4.2 Социально-медицинские услуги
4.2.1 Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
в) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
г) санитарно-просветительская работа;
д) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;
е) медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения и проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первой доврачебной помощи, направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
ж) проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической работы, медико-психологическая реабилитация детей;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
к) выявление детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им помощи;
л) содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемым дома: осуществление лечебных оздоровительных мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы;
м) оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим подросткам - выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
н) содействие в обеспечении детей (согласно медицинским показаниям) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
р) подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;
с) проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
т) социально-медицинский патронаж детей.
4.2.2 Социально-медицинские услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.2.
4.2.2.1 Социально-медицинские услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей;
б) содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация;
в) содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение в случае необходимости судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
г) организация летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;
д) оказание помощи в организации и проведении профилактических прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидемиологическим показателям.
4.2.2.2 Социально-медицинские услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании;
б) оказание помощи в обеспечении необходимых санитарно-гигиенических условий проживания и питания детей;
в) обеспечение детей высокоэффективными противопаразитарными лекарственными препаратами, предназначенными для применения в северных регионах;
г) организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в очагах гельминтозов;
д) организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей согласно медицинским показаниям.
4.2.2.3 Социально-медицинские услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации;
б) содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей.
4.3 Социально-психологические услуги
4.3.1 Социально-психологические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
в) диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
г) психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
д) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
е) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
ж) психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
к) психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
л) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
м) экстренная психологическая помощь детям по телефону;
н) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
р) подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
с) психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
т) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
4.3.2 Социально-психологические услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.3.
4.3.2.1 Социально-психологические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) оказание психологической помощи детям в преодолении негативных последствий радиационных аварий для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения тревоги и страха за будущее.
4.4 Социально-педагогические услуги
4.4.1 Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
в) социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
ж) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) коррекция педагогической запущенности детей;
к) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
л) содействие в организации профобучения детей;
м) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
н) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) социально-педагогический патронаж.
4.4.2 Социально-педагогические услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.4.
4.4.2.1 Социально-педагогические услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а) содействие в создании условий для нормального обучения детей в местах компактного проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев;
б) содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения;
в) создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению;
г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
д) организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.
4.4.2.2 Социально-педагогические услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
а) создание условий для нормального обучения и воспитания детей;
б) обеспечение детей народов Севера учебными пособиями на их родных языках, пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам хозяйствования;
в) обеспечение детей книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера;
г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок детских рисунков и изделий традиционных видов декоративно-прикладного искусства, смотров и конкурсов детских художественных коллективов;
д) обеспечение участия детей в проведении соревнований по традиционным для северных регионов видам спорта;
е) оказание помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей получения общего и начального профессионального образования независимо от этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания.
4.4.2.3 Социально-педагогические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий:
а) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющихся в снижении памяти, внимания и приводящих к неспособности обучения традиционными методами.
4.5 Социально-экономические услуги
4.5.1 Социально-экономические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) содействие в оказании материальной помощи;
б) обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
в) содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
г) содействие в решении вопросов трудоустройства детей;
д) компенсация расходов, связанных с проездом к месту обучения, лечения, консультаций;
е) обеспечение детей при выписке из учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;
ж) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) содействие (через органы опеки, попечительства и службы занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
к) содействие в предоставлении жилья выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, обучение их основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.);
л) консультирование по вопросам самообеспечения;
м) социально-экономический патронаж.
4.6 Социально-правовые услуги
4.6.1 Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
д) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
е) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
ж) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
к) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей;
л) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
м) участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
н) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
р) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
с) консультирование по социально-правовым вопросам;
т) социально-правовой патронаж.
______________________________
* Социальные услуги детям-инвалидам предоставляют по ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам" (проект ГОСТ Р готовится к утверждению).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 566-ст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2008 г.
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 566-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 24 июля 1994 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
5 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
6 Введен впервые
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1182-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2015 г. в связи с утверждением ГОСТ Р 52888-2013